Тема 16. Теоретические и практические проблемы переходной экономики

82.Установите соответствие между терминами и их содержанием:
1. Разгосударствление экономики
2. Экономическая трансформация
3. Трансформационный спад
4. Переходная экономика

экономическая система, сочетающая черты и принципы хозяйствования старой командно-административной и новой формирующейся рыночной экономики

уменьшение роли государства в управлении экономикой

преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности

резкое сокращение объемов национального производства, вызванное переходным состоянием экономической системы, когда прежние механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые – еще не сформированы

83.Установите соответствие между терминами и их содержанием:
1. Рыночная трансформация
2. Структурные преобразования
3. Системная трансформация
4. Переходная экономика

формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования

совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально-экономической системы

процесс преодоления структурных диспропорций в экономике и совершенствования качественных характеристик общественного производства, соответствующего современной структуре потребления

экономическая система, сочетающая черты и принципы хозяйствования старой командно-административной и новой формирующейся рыночной экономики

84.Установите соответствие между терминами и их содержанием:
1. Системная трансформация
2. Постиндустриальная трансформация
3. Институциональная трансформация
4. Рыночная трансформация

создание и развитие ключевых субъектов и институтов рыночной экономики под действием факторов духовного, культурного, идеологического характера

совокупность экономических, социальных и политических процессов, приводящих к новому качеству социально-экономической системы

формирование рыночных институтов и механизмов хозяйствования

вид системной трансформации, предполагающий переход к информационному обществу, формирование «новой экономики»

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания на СРС по теме № 1

«Введение в макроэкономику. Ключевые макроэкономические проблемы»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-макроэкономика как теория национального хозяйства в целом;

-возникновение и основные этапы формирования макроэкономической теории, концепция современной макроэкономики;

-национальная экономика и общественное воспроизводство, основные макроэкономические агрегаты национального хозяйства и их характеристика;

-домохозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор, резидентные и нерезидентные институциональные единицы;

-национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс, теневая экономика;

-макроэкономика и экономическая политика, основные макроэкономические инструменты реализации экономической политики.

2. Практические и тестовые задания.

-Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ
Микроэкономический.
Позитивный.
Нормативный.
Макроэкономический.
  -В каждой экономической системе фундаментальные вопросы "что, как и для кого производить" решаются на микро - и макроуровне. На макроэкономическом уровне решается вопрос,
 
Что и сколько производить.
Как избавиться от инфляции.
Как стимулировать экономический рост.
  -Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе
Менеджмента.
Микроэкономики.
Макроэкономики.
Международных финансов.
  -Макроэкономика изучает
Производство в масштабе всей экономики.
Численность занятых в хозяйстве.
Общий уровень цен.
Производство отдельных товаров и динамику их цен.
  -В рыночной экономике государство должно:
Оказывать всемерную помощь каждому потребителю с ограниченным доходами
Определять круг товаров и услуг, в которых нуждается все общество, независимо от вкусов и предложений отдельных категорий граждан
Определять, что и сколько нужно произвести товаров и услуг из наличных ресурсов
Распределять денежные доходы в обществе
  -В смешанной экономике роль государства:
Значительна
Ограничена
Проявляется во многих секторах хозяйства
Ни как не проявляется
  -Государственная программа социальных гарантий не предусматривает:
Создание общественно полезных благ – здравоохранение, образование, охрана окружающей среды
Ликвидация социальной нищеты и несправедливости
Вмешательства в рыночную экономику для смягчения ситуации
Представление или помощь в получении жилья малоимущим слоям населения


3. Практикум: 1-3

4.Источники: обязательные - 1-3,6-8

дополнительные – 9,12,13,21-24

Задания на СРС по теме № 2

«Основные макроэкономические показатели и их измерение»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-основные макроэкономические показатели и их характеристика;

-система национальных счетов (СНС) и ее показатели;

-совокупный общественный продукт, валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, националь­ный доход, личный доход, располагаемый доход;

-номинальный и реальный ВВП, чистое экономическое благосостояние;

-основные способы измерения ВВП: расчёт ВВП по доходам (метод потока товаров), расчёт ВВП по расходам (метод потока издержек), расчёт ВВП путём суммирования добавленных стоимостей, проблема повторного счёта;

-основные факторы, определяющие нормальное функционирование национальной экономики, динамика макроэкономических показателей в экономике России.

2.Практические и тестовые задания.

-ВНП=200. НД=150. Чистые косвенные налоги на бизнес=32. Общие (валовые) инвестиции=25. Найти размер чистых инвестиций.

-В году Х в стране произведено товаров А,В,С в количестве, соответственно, 3,4,2 штуки; эти товары были реализованы по ценам 5,6,7 соответственно. В году У в стране произведено товаров А,В,С в количестве, соответственно, 2,5,1 штука; эти товары были реализованы по ценам 4,5,9 соответственно. Определить величину дефлятора ВНП для года Х относительно года У.

-Кривая AD задана формулой Фишера. AD пересекает AS на ее горизонтальном («кейнсианском») участке. Количество денег в экономике неизменно. Фактический реальный ВНП был 300. А потом скорость оборота денег уменьшилась с 2 до 1,5.

Какой стал фактический ВНП?

-В стране производится только два товара – А и Б. Дефлятор для года 2008 = 1,2 (120%).

Определить РВ для года 2008.

  РА QА РВ QВ
?

-В 2008 году номинальный ВВП Республики Альфании был 400 млрд. луидоров, а в 2009 году – 450 млрд. луидоров. Если дефлятор ВВП равен 1,25, то …

реальный ВВП снизился на 27,7%

реальный ВВП увеличился на 27,7%

реальный ВВП снизился на 10%

реальный ВВП снизился на 2,2%

-Если номинальный ВВП увеличился по сравнению с предшествующим годом с 400 до 500 млрд.песо, а дефлятор ВВП равен 1,2, то реальный ВВП …

снизился на 7,3%

увеличился на 25%

снизился на 1,2%

увеличился на 4,2%

-В состав ВНД включается…

покупка картина художника ХYШ века

покупка акций «Газпрома»

покупка буханки хлеба в булочной

услуги домашней хозяйки

-Пенсионер приобрел акции нефтяной компании, данная сумма денег…

представляет собой форму перераспределения доходов

представляет собой один из видов трансфертных платежей

будет учтена при расчете ВВП

будет учтена при расчете национального дохода

-Гражданин России, временно проживающий в Англии, получает дивиденды российской компании «Норильский никель», годовая сумма его дивидендов должна отразиться в…

российском ВНД и российском ВВП

российском ВВП и английском ВНД

российском ВНД и английском ВВП

английском ВНД и английском ВВП

3. Практикум: 4-6

4.

Задания на СРС по теме № 3

«Совокупный спрос и совокупное предложение и факторы их составляющие»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-совокупный спрос и факторы его определяющие, понятие совокупного спрос, кривая совокупного спроса;

-факторы, определяющие характер кривой совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, неценовые факторы совокупного спроса;

-концепции потребительского спроса: кейнсианская концепция потребления, межвременной потребительский выбор И. Фишера, теория жизненного цикла Ф. Модильяни, теория перманентного дохода М. Фридмана;

-инвестиционный спрос, валовые и чистые инвестиции, теории мультипликатора и акселератора, неопределенность при принятии инвестиционных решений;

-совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах, классический и кейнсианский подходы к совокупному предложению, условия построения долгосрочной кривой AS;

-предпосылки кейнсианской модели совокупного предложения;

-неценовые факторы совокупного предложения.

2.Практические задания.

-Если при увеличении личного располагаемого дохода с 200 до 400 млн. руб., сбережения домохозяйств увеличились с 40 до 80 млн. руб., то предельная склонность к потреблению (MPC) (в процентах) равна …

-Если уравнение потребления имеет вид С= 100+0,75У (У – совокупный объем производства и доходов), то при У=200 млн. руб. средняя склонность к потреблению (APC) равна ________процентов.

-Если уравнение потребления имеет вид С= 200+0,8У (У – совокупный объем производства и доходов), то при У=2000 млн. руб. средняя склонность к потреблению (APC) равна _______ процентов.

-Если уравнение потребления имеет вид С= 200+0,8У (У – совокупный объем производства и доходов), то при У=4000 млн. руб. средняя склонность к сбережению (APS) равна _______процентов.

-Если уравнение сбережений имеет вид S = (- 20) +0,25У (У – совокупный объем производства и доходов, млн. руб.), то уровень доходов, при котором средняя склонность к сбережению (APS) равна нулю, составляет ______ млн. руб.

3. Практикум: 7-9

4.Источники: обязательные - 1-8

дополнительные – 9-13, 15-18,22

Задания на СРС по теме № 4

«Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS».

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS);

-равновесный объём производства в классической и кейнсианской моделях, изменения в равновесии, эффект храповика, совокупные спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах;

-необходимость и значение модели «совокупный спрос – совокупное предложение» для макроэкономического анализа национального производства;

-динамика совокупного спроса в экономике России, характерные черты совокупного предложения в экономике России в современных условиях.

2.Практические и тестовые задания:

-Равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) соответствует классическому отрезку совокупного предложения. Тема 16. Теоретические и практические проблемы переходной экономики - student2.ru
Установите правильную последовательность результатов решения фирм увеличить инвестиции.

реальный объем национального производства не изменится

совокупный спрос увеличится

кривая AD сдвинется вправо и вверх

уровень цен повысится

-Равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) соответствует классическому отрезку совокупного предложения.
Тема 16. Теоретические и практические проблемы переходной экономики - student2.ru
Установите правильную последовательность результатов решения домохозяйств увеличить потребительские расходы.

совокупный спрос увеличится

реальный объем национального производства не изменится

кривая AD сдвинется вправо и вверх

уровень цен повысится

-Равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) соответствует классическому отрезку совокупного предложения. Тема 16. Теоретические и практические проблемы переходной экономики - student2.ru
Установите правильную последовательность результатов повышения мировых цен на нефть.

кривая AS сдвинется влево

уровень цен повысится

объем национального производства сократится

увеличились издержки производства

3. Практикум: 10-16

4.Источники: обязательные - 1-3,5-8

дополнительные – 9-24

Задания на СРС по теме № 5

«Денежный рынок и рынок ценных бумаг»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-деньги: понятие, функции, денежная масса и ее измерение;

-денежные агрегаты;

-спрос на деньги, классическая количественная концепция спроса на деньги, кейнсианская концепция спроса на деньги, монетарная концепция спроса на деньги;

-предложение денег, денежный мультипликатор, равновесие на денежном рынке;

-рынок ценных бумаг, признаки и виды ценных бумаг.

2.Тестовые и практические задания.

-Денежные знаки, как инструмент обмена с декретной гарантией ликвидности – это…

резервы банка

рыночные цены

современные бумажные деньги

стоимость товаров и услуг

-Различие между деньгами и «квази деньгами» состоит в том, что …

«почти деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогда как деньги не включают их

деньги обращаются быстрее «почти денег»

«почти деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги

деньги в отличие от «почти денег» можно расходовать непосредственно

-В процессе исторического развития первоначально появились _______ деньги.

символические

товарные

кредитные

декретные

-К кредитным деньгам не относится…

вексель

облигация

чек

банкнота

-Если мы приобретаем товар в кредит, то деньги выступают как средство…

платежа

потребления

накопления

обращения

3. Практикум: 17-22

4.Источники: обязательные - 1-8

дополнительные – 9-24

Задания на СРС по теме № 6

«Равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг. Модель IS-LM»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-понятие совместного равновесия, построение кривых IS и LM, модель IS-LM с гибкими ценами;

-анализ колебаний экономической активности с помощью модели IS-LM;

-последствия денежно-кредитной и фискальной политики;

-инвестиционная и ликвидная ловушки.

2.Практические и тестовые задания.

-Спекулятивный спрос на деньги связан с функцией денег как средство…

платежа

обращения

сбережения

стоимости

-Крупные срочные вклады включаются в состав денежного агрегата …

М3

М1

М2

М0

-Кривая LM (ликвидность – предпочтения денег) характеризует множество равновесных сочетаний национального дохода и процентной ставки на рынке …

денег

товаров и услуг

одновременно благ и денег

государственных облигаций

-Золотодевизная система прекратила свое существование…

после мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г.

после второй мировой войны

в 70-е годы ХХ столетия

3. Практикум: 23-25

4.Источники: обязательные - 1-3,5-7

дополнительные – 10-15,19-24

Задания на СРС по теме № 7

«Рынок труда. Безработица и занятость»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-понятие и значение рынка труда, национальный и мировой рынок труда, динамика рынка труда;

-факторы рыночного спроса на рабочую силу, факторы, влияющие на рост предложения трудовых услуг;

-занятость и безработица, государственное регулирование рынка труда;

-занятость как степень участия трудоспособных граждан государства в производстве, причины и виды безработицы.

-естественная безработица, основные формы естественной безработицы: фрикционная, структурная, институциональная и добровольная.

-вынужденная безработица: циклическая, региональная и скрытая безработица как основные формы вынужденной безработицы;

-показатели безработицы, экономические и социальные издержки безработицы;

-закон А. Оукена, неоклассическая концепция занятости, кейнсианская концепция занятости;

-рынок труда как объект государственного регулирования, основные цели и формы реализации политики занятости в современной России.

2.Практические и тестовые задания.

-Естественный уровень безработицы в текущем году составил 5%, а фактический 8%, коэффициент Оукена равен 3. Если фактический ВВП был 725 млрд.экю, то величина потенциального ВВП равна …

780,5 млрд.экю

765,4 млрд.экю

796,7 млрд.экю

734,1 млрд.экю

-Потенциальный ВНД равен 750 млрд. руб. Естественный уровень безработицы составляет 6%. Если фактический уровень безработицы в обществе составит 20%, то фактический ВНД будет равен…

550 млрд. руб.

1 500 млрд. руб.

730 млрд. руб.

487,5 млрд. руб.

-Допустим, потенциальный объем выпуска при уровне естественной безработицы в 5% равен 800 млрд. ден. ед. При появлении циклической безработицы в 1% происходит отклонение фактического объема выпуска от потенциального на 25 млрд. ден. ед. Если уровень фактической безработицы равен 8%, то фактический объем выпуска равен млрд. ден. ед.

-Допустим, потенциальный объем выпуска при уровне естественной безработицы в 6% равен 6000 млрд. ден. ед., а при появлении циклической безработицы в 1% происходит отклонение фактического объема выпуска от потенциального на 120 млрд. ден. ед. Если уровень фактической безработицы равен 8,5%, то потери от безработицы составят…

300 млрд. ден. ед.

420 млрд. ден. ед.

120 млрд. ден. ед.

720 млрд. ден. ед.

-Если в данном году фактический объем национального дохода составил 4800 млрд. ден. ед., фактический уровень безработицы равен 8%, естественный 6% (коэффициент Оукена 2,5), то фактический национальный доход отклоняется от потенциального значения на…

2%

2,5%

4,5%

5%

3. Практикум: 26-29

4.Источники: обязательные - 1-5,7,8

дополнительные – 9-12,15-24

Задания на СРС по теме № 8

«Теория инфляции. Инфляция и безработица»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-инфляция: сущность и основные характеристики, социально-экономические причины инфляции;

-типы, виды и формы инфляции, открытая инфляция, механизм адаптивных инфляционных ожиданий;

-инфляция спроса и инфляция издержек, умеренная, галопирующая и гиперинфляция, подавленная инфляция.

-измерение инфляции, инфляция и перераспределение доходов, влияние инфляции на по­лучателей фиксированных и нефиксированных доходов, на владельцев сбережений, на дебиторов и кредиторов;

-основные направления антиинфляционной политики: кейнсианская и монетаристская антиинфляционная программы, теория рациональных ожиданий и «рейганомика»;

-проблемы стабилизации денежного обращения в условиях «валютного коридора»;

-теории взаимодействия инфляции и безработицы: с позиции кейнсианцев (кривая Филлипса), с позиции неоклассиков (теория адаптивных ожиданий М.Фридмана), с позиции экономики предложения (кривая Лаффера);

2.Подготовка контрольных работ «Особенности инфляционных процессов и антиинфляционной политики в России».

3. Практические и тестовые задания

-Если в стране за текущий год реальная заработная плата увеличилась на 12% при уровне инфляции 4%, то номинальная оплата труда …

повысилась на 16%

повысилась на 6%

повысилась на 4%

снизилась на 4%

-Если в стране за текущий год реальная заработная плата увеличилась на 11% при уровне инфляции 6%, то номинальная оплата труда …

повысилась на 1,83%

снизилась на 6%

повысилась на 17%

повысилась на 4%

-Если в стране за текущий год реальная заработная плата увеличилась на 12% при уровне инфляции 3%, то номинальная оплата труда …

повысилась на 4%

повысилась на 12%

снизилась на 3%

повысилась на 15%

-К причинам инфляции относятся…

научно-технический прогресс

монополизм предприятий, профсоюзов, государства

рост производительности труда

милитаризация экономики

-К признакам открытой инфляции относятся…

снижение покупательной способности денежной единицы

удорожание стоимости потребительской корзины

товарный дефицит

наличие очередей

-Естественная безработица включает ____ и ____ безработицу

институциональную

структурную

фрикционную

циклическую

-Проявлениями скрытой инфляции являются…

рост цен

дефицит товаров

снижение качества продукции

рост ассортимента продукции

-Инфляцию спроса могут вызвать такие причины, как…

монополизм профсоюзов

адаптивные ожидания потребителей

рост денежной массы

адаптивные ожидания производителей

4. Практикум: 30-32

5.Источники: обязательные - 1-8

дополнительные – 9,12-24

Задания на СРС по теме № 9

«Циклическое развитие экономики»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-цикличность функционирования рыночной экономики и ее причины, основные характеристики экономического цикла: причины цикла, время протекания и частота повторения, динамические показатели и различные параметры амплитуды экономического цикла, фазы цикла и их характеристика (кризис, депрес­сия, оживление, подъем);

-кризис перепроизводства и недопроизводства, виды экономических циклов (циклы Дж. Китчина, К. Жюглара, К. Маркса, С. Кузнеца, Н. Кондратьева);

-масштабы циклических кризисов, общий кризис, частичный кризис, от­раслевые кризисы, структурный кризис, мировые кризисы;

-современные теоретические концепции экономического цикла;

-особенности циклических колебаний рыночной экономики в совре­менных условиях, сокращение сроков цикла, изменение структуры цикла, социальные последствия циклических колебаний рыночной экономи­ки;

-особенности кризисной ситуации в экономике России, проблема восстановления экономического равновесия, антикризис­ная политика государства.

2. Подготовка сообщений на тему: «Особенности кризисной ситуации в экономике России, проблема восстановления экономического равновесия. Антикризис­ная политика государства».

3. Практические и тестовые задания.

-Фаза экономического цикла «оживление» характеризуется…

достижением предкризисного уровня производства

банкротствами предприятий

ростом ставок заработной платы

сокращением ставок ссудного процента

-Фаза экономического цикла «подъем» характеризуется…

снижением уровня цен

ростом ставок ссудного процента

ростом занятости

падением товарного спроса

-К контрциклическим параметрам цикла относят…

прибыли корпораций

уровень безработицы

число банкротств предприятий

уровень занятости в экономике

-К среднесрочным циклам относят циклы …

Жуглара

Китчина

Кузнеца

Тоффлера

-К долгосрочным экономическим циклам относят циклы …

Тоффлера

Кондратьева

Маркса

Митчелла

4. Практикум: 33-37

5.Источники: обязательные - 1-7

дополнительные – 9,12-21

Задания на СРС по теме № 10

«Экономический рост и динамическое равновесие в экономике»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-экономическое равновесие и эффективный рост: общие понятия., частичное и общее равновесие;

-сбалансированный и эффективный рост, экстенсивный и интенсивный типы развития;

-классическая и кейнсианская теории макроэкономического равновесия, экономико-математические модели равновесия, межотраслевой баланс и возможности прогнозирования взаимосвязи экономических процессов;

-сущность, факторы и показатели экономического роста, соотношение общественного развития и экономического роста, абсолютные и относительные показатели экономического роста;

-основные факторы экономического роста и их характеристика: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения, факторы ускорения. Природные ресурсы. Людс­кие ресурсы. Капитал. Научно-технический прогресс и инновации как основные критерии, определяющие новое качество экономического роста. «Золотое правило накопления»;

-теории и модели экономического роста;

-долгосрочные тенденции экономического роста, пределы и издержки экономического роста;

-проблемы обеспечения экономического роста в национальном хо­зяйстве Российской Федерации.

2. Подготовка сообщений на тему: «Проблемы обеспечения экономического роста в национальном хо­зяйстве Российской Федерации».

3.Практические и тестовые задания.

-Определите соответствие между терминами и их содержанием:
1. концепция устойчивого развития
2.темп роста ВВП
3.факторы торможения экономического роста
4.интенсивный тип экономического роста

предполагает, что наиболее предпочтительными являются невысокие (2-3% в год), но устойчивые темпы экономического роста

определяется отношением ВВП изучаемого периода к аналогичному показателю предшествующего или базового периода, умноженному на 100%

степень монополизации рынков, уровень налогообложения, безработица или неполная занятость

характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком применении более эффективных и качественно совершенных факторов производства

-Определите соответствие между терминами и их содержанием:
1. экономический рост
2. интенсивный тип экономического роста
3. средняя производительность труда в обществе
4. темп роста ВВП

3.определяется как отношение реального ВВП к количеству занятых в экономике

увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов за счет улучшения качества ресурсов и способов их использования (технологий, организации, управления производством)

определяется отношением ВВП изучаемого периода к аналогичному показателю предшествующего или базового периода, умноженному на 100%

долговременная тенденция к увеличению реального объема производства

-Определите соответствие между терминами и их содержанием:
1. экономическое развитие
2. факторы экономического роста
3. интенсивный тип экономического роста
4. темп прироста ВВП

понятие, более полно по сравнению с понятием экономического роста отражающее хозяйственный прогресс

те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства

характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком применении более эффективных и качественно совершенных факторов производства

определяется отношением (ВВПt текущего года – ВВП t-1 предыдущего года) к ВВП t-1 предыдущего года, умноженному на 100%

4. Практикум: 38-40

5.Источники: обязательные - 1-8

дополнительные – 10,15,16,19

Задания на СРС по теме № 11

«Государственное регулирование экономики»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-место и роль государства в рыночной экономике, проблемы государственного регулирования экономики в трактовке различных экономических школ, функции государства в рыночной экономике;

-инструменты и методы государственного регулирования рыночной экономики;

-фискальная политика государства: цели и виды, дискре­ционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика, основные инструменты фискальной политики, стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика;

-влияние фискальной политики на рыночную ситуацию и экономичес­кий рост, мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор;

-государственный бюджет как основное звено финансовой системы, состав и структура доходов федерального бюджета.

-налоги, их сущность и функции, принципы налогообложения, классификация и функции налогов, прямые и косвенные налоги, налоговая ставка, предельный уровень налогов, кривая Лаффера и ее характерис­тика;

-налоговая система РФ и ее структура; федеральные, региональные и местные налоги;

-бюджетный дефицит и профицит, основные подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета, государственный внутренний и внешний долг;

-структура кредитно-банковской системы и её роль в национальной экономике, особенности формирования и функционирования кредитно-банковской системы в России;

-формы организации центральных и коммерческих банков;

-денежно-кредитная политика: сущность, основные цели и направ­ления реализации;

-основные направления реализации денежно-кредитной политики государства: эмиссия, операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, резервных требований, регулирование учетной ставки процента;

-политика кредитной рестрикции (политика «дорогих денег»), политика «дешёвых денег» (экспансионистская политика);

-особенности и характерные черты денежно-кредитной политики России в современных условиях.

2.Подготовка сообщений и контрольных работ по темам:

-«Особенности формирования и функционирования кредитно-банковской системы в России»;

-«Проблемы налогового регулирования экономики России»;

-«Особенности и характерные черты денежно-кредитной политики России в современных условиях».

-«Бюджетная политика современной России».

3.Практические и тестовые задания.

-Функция налогов имеет вид T=400+0,2Y, а функция трансфертов TR=300-0,1(Y-YF), государственные закупки (G) 300. Потенциальный объем производства YF=1000. Если фактический объем национального производства на 100 меньше потенциального объема, то государственный бюджет будет иметь …

дефицит 30

дефицит 100

профицит 30

дефицит 100

-Функция налогов имеет вид Т=400+0,2Y, а функция социальных трансфертовTR=600-0,1(Y-YF), государственные закупки G=720. Потенциальный объем производства YF=5000. Если фактический объем национального производства на 100 больше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь …

дефицит 120

профицит 110

профицит 120

дефицит 110

-Кривая Лаффера описывает связь между …

ВВП и безработицей

инфляцией и безработицей

ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет

доходами и расходами государственного бюджета

-К акцизам относится…

налог на имущество

налог на наследство

налог на добавленную стоимость

налог, начисляемый на табак

-Принцип получаемых выгод в системе налогообложения означает, что…

физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства

тяжесть налогового бремени не должна зависеть от размера получаемого дохода

тяжесть налогового бремени должна зависеть от социального положения

тяжесть налогового бремени должна зависеть от того, в каком секторе работает экономический агент – государственном или частном

-Если при росте доходов налоговая ставка не меняется, то применяется ________ система налогообложения

пропорциональная

регрессивная

прогрессивная

предельная

-Кривая Лаффера отражает взаимосвязь между …

усредненной ставкой налогообложения и собираемыми суммами налогов

уровнем инфляции и безработицы

уровнем безработицы и разрывом ВВП

процентной ставкой и инвестиционными расходами

4. Практикум: 41-64

5.Источники: обязательные - 1-8

дополнительные – 9,12-24

Задания на СРС по теме № 12

«Социальная политика государства»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач и тестовых заданий.

Содержание:

1. Конспектирование и

Наши рекомендации