Раздел V. Проблемы переходной экономики
Основные направления экономической реформы в России
Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России
Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Глава 1. Экономическая теория: предмет и методология
1.1. Экономика как единство производства, распределения,
обмена, потребления
1.2.Производство и потребности
1.3.Предмет и метод экономической теории
1.4.Основные направления экономической мысли
Экономическая теория не предлагает непредубежденного взгляда на общество, при котором в равной мере учитываются все наличные факты. Напротив, экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая все остальное.
Прежде всего экономическая теория фокусирует внимание на том, как люди делают выбор. Выбор занимает настолько важное место в экономической теории, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей.
ПолХейне1
Понять проблемы курса можно, лишь разобравшись в вопросах предмета экономической теории.
В отличие от многих дисциплин, суждение о которых складывается по представлениям, лежащим на поверхности, определение предмета экономической теории требует "взгляда вглубь".
Исследование предмета экономической теории представляет сложный процесс анализа взаимосвязей в экономике, устойчивых, повторяемых, имеющих причинно-следственный характер, объективно обусловленных.
В главе рассматриваются:
• диалектический процесс общественного воспроизводства, представленный через призму последовательно сменяющих друг друга фаз производства, распределения, обмена, потребления;
• особенности постиндустриального развития;
• взаимосвязь производства и потребностей, классификация потребностей, закон возвышения потребностей;
• проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей, подходы к ее решению с помощью графика производственных возможностей;
• взаимосвязь организационно-экономических и социально-экономических отношений, предмет экономической теории;
• функции и методология экономической теории;
• школы экономической мысли и их представители.
1 Пол Хейне — профессор Сиэтлского университета, автор книги "Экономический образ мышления", представленной в качестве вводного курса экономического анализа. Книга выдержала ряд изданий в США, является одним из самых популярных курсов по экономике (русский перевод. М., 1991).
1.1. Экономика как единство производства, распределения, обмена, потребления
Введение в проблему
В повседневной жизни представления об экономике складываются у людей при соприкосновении со многими окружающими их явлениями действительности: ведении домашнего хозяйства, участии в производстве, покупке товаров и т. д.
Наряду с этим возникают и представления более широкого плана — о национальной экономике, мирохозяйственных связях, формируемые на основе личного опыта, получаемые из различных источников информации.
В процессе взаимодействия с объектами материальной жизни люди вступают в отношения между собой. При этом некоторые из складывающихся между ними отношений являются случайными, другие отражают устойчивые, повторяемые, причинно-следственные связи, характеризующие тенденции экономического развития.
Экономическая наука изучает не отдельные, случайные, независимые отношения, а те связи и явления, которые устойчивы, имеют причинно-следственный характер, повторяемы. Такие связи являются закономерными, составляющими основу экономических законов.
Изучение повторяемых причинно-следственных связей необходимо для повышения эффективности хозяйствования как на уровне отдельного звена, так и национальной экономики, является важным фактором совершенствования механизма хозяйствования, повышения благосостояния нации и каждого человека в отдельности.
Формирование понятия. Трансформация представлений об экономике
По оценке исследователей, наиболее ранние суждения об экономическом устройстве общества были высказаны древнекитайским мыслителем Конфуцием.
Конфуций— Кун-цзы (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, педагог, государственный деятель, основоположник этико-политического учения конфуцианства. В молодости был чиновником по судебно-уголовным делам, но потерпел неудачу на государственной службе. Организовал первую в Китае частную школу. Делил всех людей на четыре категории: 1) обладающих знаниями от рождения; 2) приобретающих их в процессе учения; 3) упорно учащихся, несмотря на трудности; 4) простой народ, испытывающий трудности и лишенный возможности учиться. Конфуций считал вполне естественным сословное деление общества на высших, "благородных" людей, занимающихся умственным трудом, и низших, "простолюдинов", уделом которых является физический труд. Полагал, что народ должен много работать, меньше потреблять, не стремиться к комфорту. Вместе стем осуждал чрезмерное накопление богатства. Выступал за незыблемость общественного и политического строя// Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (далее — ЭЭПЭ). Т. 2. М., 1975. С. 221.
Им рассматриваются вопросы господства и подчинения, общественного разделения труда и др. Вместе с тем достаточно четкие представления об экономике как таковой, ее сущности, закономерностях в его учении отсутствуют.
Более глубокое осмысление экономического устройства общества является заслугой исследователей Древней Греции — Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н. э.) — представитель древнегреческой экономической мысли, историк и философ, идеолог рабовладельцев // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 319.
Платон (428-348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, идеолог рабовладельческой аристократии. Ученик Сократа. Основал школу — Академию, ставшую центром философии идеализма. Дал глубокий анализ разделения труда // ЭЭПЭ. Т. 3. М., 1979. С. 263-264.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Его отец Никомах был врачом и приближенным царя Аминты. Семнадцати лет Аристотель приехал в Афины (367 г. до н. э.), где поступил в школу Платона, в которой в течение 20 лет (до смерти Платона) был сначала учеником, потом преподавателем. В 347 г. открыл в Афинах свою школу, в которой являлся учителем и воспитателем Александра Македонского. Там он развил поразительно активную научную, литературную и преподавательскую деятельность. Его многочисленные труды охватывают самые различные области знания: философию, логику, психологию, этику, риторику, экономику и т. д. Более полно по сравнению с современниками исследовал механизмы разделения труда, основы натурального и товарного хозяйства, сущность и роль денег в экономике // ЭЭПЭ. Т. 1. М., 1972. С. 85.
Идеи древних греков явились базовой основой для последующего развития экономической науки.
В их учении впервые вводится термин "экономия" — oikonomia (греч.: oikos — дом, хозяйство, nomos — правило, закон). Современные исследователи приписывают эту заслугу Ксенофонту, который в одноименном трактате "Экономикос" ("Домострой") в форме диалога рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
В аналогичном смысле употреблял понятие "экономия" и производное от него "экономика" Аристотель. Согласно исследованиям, он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества, стал, по существу, первым экономистом в истории науки.
Из древних римлян выделяются Катон, Варрон.
Катон (234-149 гг. до н.э.) — древнеримский землевладелец, государственный деятель, писатель. Происходил из зажиточной плебейской семьи. Добившись сенаторских должностей, выступал защитником аристократических привилегий. В трактате "О земледелии" отразил опыт и методы ведения рабовладельческого хозяйства. Рекомендовал продавать излишки, покупать только то, что нельзя производить в собственном хозяйстве // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 126.
Варрон (116-27 гг. до н.э.) — римский писатель и ученый-энциклопедист. Автор около 74 работ по истории литературы, философии, математике и т. д. Сохранилась его работа "Сельское хозяйство" // СЭС. М., 1989. С. 196.
В последующий период определение уточнялось, модифицировалось в соответствии с потребностями времени.
В настоящее время имеют место многоплановые представления. Согласно трактовке Большой Советской Энциклопедии, Экономической Энциклопедии, Словаря русского языка С. И. Ожегова, экономика определяется как:
• совокупность производственных отношений, экономический базис общества;
• народное хозяйство данной страны или его части, включающее соответствующие отрасли и виды производства;
• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере производства и обмена.
При исследовании экономики как отрасли науки выделяют два направления:
1) экономическую теорию;
2) конкретные экономические науки. Экономическая теория ориентируется на общие, базовые основы и механизмы функционирования экономики.
Конкретные экономические науки — на специфику экономических отношений, складывающихся в отдельных отраслях и сферах экономики — промышленности, сельском хозяйстве и т. д.
Объектом изучения в данном курсе являются общие основы экономики, механизмы функционирования и взаимодействия ее субъектов.
Главная функция экономики — создание благ, необходимых для жизнедеятельности людей.
Благо — то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям, устремлениям.
Все разнообразие благ можно подразделить на два класса:
• естественные продукты природы — лес, земля, недра и др.;
• экономические блага — являющиеся результатом созидательной производительной деятельности людей. Именно производство благ является основой экономики, отличия экономических благ от естественных продуктов природы.
Экономика прошла долгую эволюцию до достижения зрелого состояния.
Существуют различные подходы к характеристике и оценке такого рода процессов.
Эдуард Бернштейн (1850-1932) в работе "Экономическая эволюция" связывает возникновение экономики с формированием и развитием хозяйственной деятельности, под которой понимает целенаправленный процесс регулярного и постоянного снабжения людей материальными благами. При этом концентрирует внимание на двух ключевых моментах — 1) предусмотрительности; 2) регулярности и повторяемости такого рода процессов.
Анализируя указанные процессы, отмечает: "Рассматривая цепь живых существ, можно заметить, что животное точно так же добывает себе материальные блага в форме пищевых припасов или в виде материалов для постройки своих жилищ. Но между животным и человеком существует различие. В то время как человек заботится о будущем, животное имеет обыкновенно в виду лишь удовлетворение непосредственных нужд. Только в виде отдельных исключений, как например, у хомяка и у пчелы, мы имеем дело с предвидением будущего и с соответствующим распределением пищевых запасов, и это действительно дает нам право говорить о существовании здесь некоторого рода хозяйства. Но, вообще говоря, животное лишено способности как предвидеть будущее, так и регулярно добывать себе средства к жизни.
Нужно заметить, что и у человека эта способность существует далеко не на всех стадиях его развития. Дикарь, например, в действительности гораздо более беззаботен, чем многие виды животных. Мало того, некоторые первобытные племена столь не привыкли заботиться о будущем, что при соприкосновении с цивилизацией, которая приучает их к такого рода заботам, они теряют всю веселость своего характера именно потому, что она покоится на их беззаботности... . Дикарь должен работать, чтобы добыть себе пищу. Но он делает это только по инстинкту. Но так работать - это не значит заниматься хозяйственной деятельностью. Только на тех ступенях развития, когда уже сложились известные формы постоянной совместной жизни, человек начинает заниматься хозяйством, регулярно добывать себе материальные блага"1.
Переход от одного к другому типу хозяйствования в историческом процессе аналитики связывают со сменой цивилизаций. Как правило, выделяются 7 цивилизаций:
• неолитическая (новый каменный век, 8-3 тыс. лет до н. э.);
• восточно-рабовладельческая (бронзовый век, 4-0 тыс. до н. э.);
• античная (железный век, 1 тыс. лет до н. э. — X в. н. э.);
• раннефеодальная (0-XVI в. н. э.);
• прединдустриальная (ХП-ХХ в. н. э.);
• индустриальная (XX-XXI вв. н. э.);
• постиндустриальная (XX-XXI вв. н. э.).
Неолитическая цивилизация знаменует "вхождение" в экономическую эпоху, переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпоху "неолита" орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.
В настоящее время очень редко (преимущественно в Африке) встречаются племена, находящиеся на уровне "неолита".
Современные исследователи акцентируют внимание на закономерностях прединдустриального, индустриального, постиндустриального развития, позволяющих понять сущность, специфику, обусловленность важнейших общественных трансформаций.
При их анализе обусловленность перехода от одного к другому типу хозяйствования связывают с количеством занятых в важнейших сферах производства. Критерием, как правило, является ориентир на 2/3 (по некоторым оценкам - 3/4) занятых:
• в доиндустриальный период более 2/3 заняты в сельском хозяйстве;
• в индустриальный — более 2/3 заняты в промышленности;
• в постиндустриальный — более 2/3 заняты в сфере услуг.
Очевидно, что в зависимости от достигнутого уровня экономика имеет различные приоритетные задачи:
• развитие аграрного сектора экономики;
1 Эдуардъ Бернштейнъ. Экономическая Эволюция (Лекции по истории культуры). Перевод с немецкого А. В. Травкина. Под редакцией В. В. Битнера. С.-Петергург, Невский просп., № 40. Издательство "Въстника Знания" (В. В. Битнера).
• развитие индустриального сектора экономики;
• развитие сферы услуг.
В XX столетии экономика существенно расширила свои границы. Она охватила и социальную сферу, на которую правительства национальных государств затрачивают значительные денежные средства. Во многих странах сформировались экономика науки, образования, здравоохранения и других видов нематериального производства.
Структура современного общественного производства включает сферы материального, нематериального производства, а также выделившуюся в особую сферу, интегрирующую производство материальных и нематериальных услуг, — сферу услуг.
Характеризуемую "совокупность" можно представить с помощью рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура современного общественного производства
Каждый человек зависит от экономики. Поэтому понятен неподдельный интерес людей к ее проблемам, успешное решение которых обеспечивает их необходимыми условиями жизнедеятельности.