Натуральное хозяйство и товарное производство

Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное. Они являются прямо противоположными друг другу и раз­личаются:

а) по замкнутости или открытости хозяйства;

б) по развитости или неразвитости общественного разделения тру­да;

в) по формам общественного продукта;

г) по видам экономических связей между производителями и

по­требителями благ и услуг.

Натуральное производство– тип организации хозяйства, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных по­требностей.

Рассмотрим характерные черты натурального хозяйства.

Во-первых, натуральное хозяйство – замкнутая системаорганиза­ционно-экономических отношений. Общество, в котором оно господ­ствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолирован­ных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресур­сы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания различных ви­дов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.

Иногда подобная тенденция охватывает целые государства. Это происходит тогда, когда они проводят экономическую политику, извес­тную под названием «автаркия». Под автаркией подразумевается со­здание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках одной страны, что сопровождается разрывом традиционных экономических связей с другими странами.

Во-вторых, для натурального производства характерен ручной уни­версальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый чело­век выполняет все основные работы.

В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связимежду производством и потреблением. Она раз­вивается по формуле «производство – распределение – потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участника­ми производства и – минуя ее обмен – идет в личное и производитель­ное потребление.

В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось в развивающихся странах. Причем оно сосуществу­ет с товарным и капиталистическим производством. В нашей стране натуральное производство развито в личном подсобном хозяйстве кре­стьян и на садово-огородных участках городских жителей.

Товарное производство– тип организации хозяйства, при кото­ром полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарному (рыночному) хозяйству присущи следующие основные черты.

Во-первых, это хозяйство является открытой системой организа­ционно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям.

Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обо­собление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов про­дуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызы­вается техническим прогрессом, который, в свою очередь, дает толчок разделению труда. Отсюда понятно, что – в отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В со­ответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой дея­тельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов.

В-третьих, товарному производству присущи косвенные, опосре­дованные связимежду производством и потреблением. Они развива­ются по формуле «производство – распределение – обмен – потреб­ление».

Условиями возникновения товарного производства являются общественное разделение труда и хозяйственное обособление людей при изготовлении какого-либо продукта. Хозяйственное обособление производителей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда в качестве производителя выступает частный собственник. В мень­шей мере обособление достигается при сдаче какого-либо имущества в аренду. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство, как это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.

Товар и его свойства

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потреб­ности людей.

Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от ред­кости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере на­сыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек мо­жет чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной пор­ции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользо­вания с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали «потребительная стоимость»).

Потребительная стоимость– свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезнос­тью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полез­ная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три:

Первое. Товаром признается продукт, на который затрачен чело­веческий труд;

Второе. Товарами являются полезные вещи, созданные для дру­гих людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности;

Третье. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентно­го (равноценного) обменана другую вещь.

Значит, товар– созданная трудом общественная полезность, пред­назначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Из данного определения видно, что товар при обмене на равно­ценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость– способность товара обмениваться на дру­гие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде (формула 1):

хА = уВ = zC, ( 1 )

где А, В, С – полезные вещи;

х, у, z – количественные пропорции обмена.

Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совер­шенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства явля­ется одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

Наши рекомендации