Развитие классической политической экономии после А.Смита (в работах Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэя, Дж.Ст.Милля).
Развитие классической политической экономии после смерти А. Смита охватывает всю первую половину ХIХ века. На взгляды сторонников этой школы в этот период оказали влияние различные факторы: происходящая в Англии промышленная революция, конкретные социально-экономические проблемы, которые возникли здесь в эти годы, очевидные противоречия в самой доктрине А.Смита. Поэтому сторонники Смита не только развивали его идеи, но и полемизировали с ним, отрицая правомерность некоторых принципиально значимых для его доктрины положений. В эти десятилетия расширяется и сама проблематика экономической науки. Сохраняя верность экономическим и поведенческим постулатам доктрины Смита, классики политической экономии ХIХ века отказались от осторожной и не всегда последовательной их трактовки. К исходным постулатам, которые синтезировали взгляды классиков этого периода, можно отнести: представления об экономическом человеке как рациональном максимизаторе; законе убывающей отдачи в сельском хозяйстве и возрастающей – в промышленности; бедности как результате постоянного отставания роста производства средств существования от динамики населения.
Томас Роберт Мальтус (1766–1834) занимался многими принципиально значимыми в экономической теории проблемами – земельной рентой, экономическими кризисами, распределительными отношениями. Его взгляды изложены в работах «Очерк о законе народонаселения» (первое издание 1798; второе – 1803), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического применения» (1820). Первая работа Мальтуса «Очерк о законе народонаселения» вызвала много споров и сделала его имя известным в экономической науке. Она была направлена против социалистической идеи о необходимости борьбы с бедностью посредством установления более справедливой системы распределения. Критикуя это позицию, Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому более равномерное распределение богатства приводит к еще большей бедности, так как повышение общественного благосостояния стимулирует такой высокий темп рождаемости, который опережает возможности соответствующего расширения продовольственной базы. По его мнению, население при повышении жизненного уровня растет в геометрической прогрессии, а производство продовольствия – в арифметической. Теория народонаселения Мальтуса основывалась на трех положениях.
А. Биологическая способность человека к размножению определяется инстинктом продолжения рода и факторами, которые его ограничивают. Она превышает физические возможности природы производить соответствующее этой способности количество продовольствия.
Б. Всегда действуют ограничения к продолжению рода. Они носят либо превентивный характер (слабость здоровья, моральные нормы), либо принудительный (нищета, порочный образ жизни).
В. Конечный предел воспроизводственной способности населения определяется ограничениями по производству продовольствия.
Доказывая научную правомерность выдвинутой им теории народонаселения, Мальтус приводил в ее защиту фактические данные, пользуясь главным образом несовершенной американской демографической статистикой, которая при расчетах естественного прироста населения не учитывала различия между числом родившихся и количеством прибывших в страну эмигрантов. Но главное, он и сам признавал, что в американских колониях не было снижения уровня жизни – вывод, который противоречил сформулированному им закону народонаселения.
Весьма уязвим этот закон и в теоретическом отношении. Вопервых, потому, что в рассуждениях Мальтуса много логических провалов. Например, он считал, что для предотвращения быстрого роста населения необходимо поощрять поздние браки, улучшать нравы и всячески укреплять в сознании людей религиозные обычаи. Но одновременно он признавал, что автоматическим ограничителем роста населения в цивилизованных странах все более выступает дух соперничества и состязания, который, стимулируя стремление к росту социального статуса, ограничивает рождаемость. Таким образом, с одной стороны, он утверждал, что на рождаемость влияют внеэкономические факторы, а с другой – связывал склонность к деторождению с экономическим интересом.
Во-вторых, он игнорировал факторы, которые имеют принципиальное значение для выявления реакции населения на изменение уровня средств его существования. В частности, Мальтус не учитывал тот временной лаг, который необходим для того, чтобы население отреагировало на изменение жизненного уровня; его не интересовала половозрастная структура этого населения, доля женщин, способных к деторождению. Стоит обратить внимание и на то, что он обошел молчанием вывод Смита, согласно которому размер семьи находится в обратной зависимости от уровня семейного дохода. Мальтус, таким образом, первым стал исследовать принципы, определяющие демографические процессы, вне этого экономического контекста.
В-третьих, закон народонаселения Мальтуса основывался на неверных теоретических представлениях, научная неправомерность которых была доказана позднее. Он исходил из того, что в земледелии действует закон убывающего плодородия почвы и что основные предметы потребления большинства населения производятся в сельском хозяйстве, предположив, что их рост должен непременно отставать от биологической способности людей к размножению. При всей своей теоретической слабости и сомнительности используемых фактов теория народонаселения Мальтуса и сегодня рассматривается как составная часть классической политической экономии. В законе народонаселения фиксировалась жесткая связь между возможностями расширения производства продовольствия и ростом населения, что позволило обосновать классическую теорию заработной платы, сторонники которой величину оплаты труда определяли на основе прожиточного минимума. Этот закон позднее использовал Рикардо для обоснования вывода о том, что экономический рост может натолкнуться на дефицит природных ресурсов, в первую очередь, на нехватку плодородной земли.
Давид Рикардо (1772–1823) – крупнейший после А.Смита представитель классической школы политической экономии. Практически его взгляды доминировали в ХIХ столетии, поэтому именно с ним вели полемику экономисты, начавшие в 1870-е годы маржиналистскую революцию в экономической науке, а позднее – и представители неоклассической школы, которая сформировалась на рубеже ХIХ–ХХ веков. Экономическая теория Рикардо изложена в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Цель этого исследования состоит в том, чтобы «определить законы, которые управляют <…> распределением, так как, по его мнению, в этом и заключается «главная задача политической экономии». Отдавая дань научным заслугам своих предшественников и современников, он подчеркивал, что «<…> все-таки объяснения, которые они дают относительно естественного движения ренты, прибыли и заработной платы, весьма мало 1 удовлетворительны» . Теоретическое осмысление этой центральной проблемы основано у Д. Рикардо на следующих постулатах: трудовой теории ценности, законе народонаселения Мальтуса, законе убывающего плодородия почвы и поведенческой гипотезе А.Смита.