Роль государства в экономике зарубежных стран
Японская модельрыночной экономики, является моделью регулируемого корпоративного капитализма, в данной модели, взаимодействуют благоприятные возможности для накопления капитала и активная роль регулирования государства в сферах экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической и структурной политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
В конце XIX – начале XX века, Япония оказалась перед необходимостью обеспечивать «догоняющее развитие». Для страны, имеющей запасов минерального сырья на 0,1 трлн. долл. (Россия – 30–40 трлн. долл., США – 8–8,5 трлн. долл., Западная Европа – 0,5 трлн. долл.), вопрос о выборе собственной модели развития был равнозначен вопросу о роли и месте страны в современном мире, то есть оказаться в лидирующей группе стран или на «обочине» научно-технического прогресса.
Основу японской экономической системы составляют миллионы предприятий малого и среднего бизнеса, мелкие крестьянские хозяйства, в абсолютном большинстве случаев не применяющие наемный труд, с одной стороны, и крупные транснациональные корпорации и государственные компании – с другой.
Низкая себестоимость производимой продукции в японской экономике в основном достигается за счет роста производительности труда и занижения уровня заработной платы. Такой подход удалось реализовать за счет особенностей культуры, традиций народа и определенных условий, в которых развивалось японское государство. На переломных этапах исторического развития нация оказалась готова пойти на величайшие жертвы во имя решения задачи «догнать» развитые страны.
Японская модель формировалась в условиях решающей роли государства в развитии многих сфер экономической жизни. Вместе с тем, по мере решения задачи преодоления отставания от других развитых стран, государственное регулирование было значительно ослаблено.
Японскую модель отличает высокий уровень занятости, низкая безработица, «система пожизненного найма» для высококвалифицированных специалистов крупных компаний, высокий уровень сбережений населения, комфортная среда для развития малого и среднего предпринимательства. Японский менеджмент провозглашает, отстаивает и демонстрирует высокие стандарты творчества, ответственности, пунктуальности, доверительности, преданности в работе. Кадровый потенциал – главное богатство японских корпораций и предприятий.
В последней четверти XX века Япония покончила с закрытостью экономики страны и перешла через либерализацию к интернационализации экономической жизни. В настоящее время на Японию приходится 7 % ВВП мира, ее продукция конкурентоспособна, широко востребована, прежде всего, на рынке США. Вместе с тем в конце 1990-х гг. проявился кризис японской модели экономики, который связан с банковским кризисом, проблемами с экспортом, сокращением внутреннего спроса, старением населения, с несовершенством системы управления.
После периода затяжной циклической рецессии экономики Японии, в период с 2015 г. по 2016 г. удерживается траектория слабого экономического роста, так, в 2016 г. среднегодовой рост составил всего 0,5 процента. До 2019 г. по оценкам экспертов, сохранится положительная динамика, которая будет связана с накоплением запасов, но слабом росте потребления и заработной платы, при этом ожидается ускорение динамики инвестиций. Для того, чтобы увеличить спрос, в динамике ВВП правительством Японии предусмотрено увеличить ежегодные бюджетные расходы на 7,5 трлн. йен, выделить средства на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 10,9 трлн. йен, планируется, что потенциал роста на уровне 0,3–1 процентов в год сохранится в экономике Японии в среднесрочном периоде.
Лучшие черты японской модели используются ее соседями – Южной Кореей, Тайванем, Таиландом.
Американская модель рыночной экономики, является моделью либерально рыночно-капиталистической, которая предполагает рыночно-конкурентный механизм, приоритетную роль частной собственности, капиталистическую мотивацию и высокий уровень социальной дифференциации. Американская модель экономической системы стала результатом длительного периода политического, социально-экономического и культурного развития американской нации.
Американская модель основана на всемерной и всеохватывающей поддержке государством предпринимательства, культе индивидуализма и стремлении к богатству, личному успеху и удачной карьере. Вместе с тем эти принципы имеют под собой крепкий фундамент высокого уровня производительности труда, самоотверженного труда многих поколений американцев, их несокрушимой воли к новому, передовому.
Американская модель не является плодом исторических случайностей. Экономическая система США прошла сложнейший путь испытаний войнами, кризисами. Однако предприниматели всегда находили адекватный ответ на возникшие проблемы, принятые в Америке законы закрепили принципы:
1) поддержки государства свободы экономической деятельности;
2) поощрения государством предпринимательской активности;
3) защиты государством конкуренции;
3) ограничения государством монополий.
Эти принципы экономической политики и сформировали своеобразие и неповторимость американской экономической модели.
Государство в современных США обеспечивает стимулирование инвестиционной активности частного предпринимательства, добивается увеличения сбережений населения и снижения темпов инфляции, стремится сократить дефицит бюджета страны.
Современная американская модель (ее еще называют «Новая экономика») весьма восприимчива к достижениям научно-технической резолюции, что позволяет США быть лидером в большинстве областей науки и техники. ТНК занимают прочные позиции на мировых рынках готовой продукции, а также услуг, прежде всего информационных.
Положительную динамику экономики США удается поддерживать за счет устойчивого роста конечного потребления домашних хозяйств, увеличившегося во втором квартале 2016 г. на 4,3 %.
В Германии сформировалась модель социального рыночного хозяйства (решающую роль сыграли реформы Л. Эрхарда, как выражение компромисса между экономическим ростом и равномерным распределением богатства), где поддержкой государства пользуются малые и средние фирмы, фермерские хозяйства.
Роль государства в экономике Германии, проявляется через:
1. Высокий уровень государственного регулирования.
2. Наивысшая в мире социальная ориентация экономической модели, государство обеспечивает наибольшее количество социальных функций и гарантирует их реализацию.
3. В социально-экономической жизни закрепился устойчивый баланс принципов индивидуализма и солидарности, хотя индивидуализм
неизменно господствует и поощряется.
4. Германия, как и в целом, Западная Европа в значительно большей степени интегрирована в мировую экономику и предстает как открытая экономическая система.
5. Экономические преобразования в Германии на идеологически обосновывали и реализовывали партии и движения социал-демократического направления.
В Германии, имеет место функциональное соответствие системы социально-экономических целей и средств их достижения. Цели социального рыночного хозяйства Германии и средства их достижения, приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Цели социального рыночного хозяйства Германии и средства их достижения
Цели социального рыночного хозяйства Германии | Средства для достижения целей социального рыночного хозяйства Германии |
Достижение уровня высокого благосостояния | Определенный порядок конкуренции Проведение целевой государственной политики, которая ориентирована на рост с использованием инструментов, минимально ограничивающих свободу Обеспечение государством полной занятости на рынке труда, гарантия дохода каждому гражданину страны, который способен и желает работать Свобода внешней торговли, свободный обмена валют и расширение международного разделения труда |
Окончание таблицы 3 | |
Цели социального рыночного хозяйства Германии | Средства для достижения целей социального рыночного хозяйства Германии |
Обеспечение социально справедливой и экономически эффективной денежной системы, стабильность цен | Сбалансированность (стабильность) бюджета государства Независимый центральный эмиссионный банк Равновесие во внешней торговле и сбалансированность платежного баланса |
Социальная обеспеченность, справедливость и прогресс, справедливое распределение имущества и доходов | Максимальный уровень социального продукта как экономическая основа социальной защищенности Создание государством порядка осуществления конкуренции Корректировка государства первоначального распределения имущества и доходов в формах выплат пенсий, социальной помощи, компенсаций, дотаций, мер, способствующих образованию собственности, имущества и т. п. При этом социально-политическая корректировка государства в минимальной степени ограничивает самостоятельность социальных групп и отдельных лиц, свободу и готовность к деятельности отдельного гражданина и работоспособность экономики |
Все эти экономические и политические цели и средства для их достижения составляют единое целое с общественными и политическими целями Германии, как свободного демократического общества, основанного одновременно на социальном государстве.
Необходимо отметить, что социально-экономическая модель рыночной экономики Германии не является готовой, «застывшей» экономической системой, ее следует рассматривать как формирующуюся и развивающуюся систему, в ее рамках возможно решение новых проблем, которые порождаются социально-экономическим развитием, НТП, ухудшением экологической ситуации и т. д.
Особую известность получила шведская модель рыночной экономики,прежде всего потому, что в ней наиболее всесторонне и полно реализуется государством сильная социальная политика. Ее целью является преодоление имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Шведскую модель еще называют «функциональной социализацией», когда функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентном рынке, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство, которое и обязано гарантировать занятость, достойные доходы, доступное образование, различные формы социальной защиты (так, например, в Швеции уровень индивидуального подоходного налога определен в 55 %).
Термин «шведская модель» появился в конце 1960-х годов, в период быстрого экономического роста, проведения реформ и период социальной бесконфликтности. Шведская модель рыночной экономики отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.
Из всех западных национальных моделей именно шведская модель рыночной экономики характеризуется наибольшим огосударствлением страхования и социального обеспечения и их всеобщностью. Социальные расходы Швеции – самые высокие в Западной Европе, они превышают половину ВВП, в других странах Западной Европы они составляют 1/3 ВВП и 1/4 в развитых странах мира.
Одна из отличительных черт шведской модели – выравнивание государством доходов, которое осуществляется посредством политики солидарности, средство реализации политики солидарности – коллективные договоры, направленные на сохранение трудового мира. Данная политика опирается также на принцип «равная плата за равный труд», при этом, предприятия, имеющие низкую рентабельность, вынуждены закрываться, тем самым обеспечивая структурную перестройку экономики.
Характерная черта шведской модели и вместе с тем часть экономической политики правительства – активная политика государства на рынке труда.
Цели государственной политики занятости в шведской модели рыночной экономики, представлены на рисунке 3.
Цели государственной политики занятости в шведской модели рыночной экономики |
– повышения возможностей граждан страны получать и сохранять работу – поддержания занятости населения страны – создания для граждан новых рабочих мест – повышения мобильности рабочей силы |
Рисунок 3 – Основные цели государственной политики занятости в Швеции
Политика государства в отношении полной занятости и выравнивания доходов, достигается путем: политики солидарности в области заработной платы, политики равных оплат за равный труд; системы прогрессивного налогообложения; системы обширных услуг государства.
Таким образом, шведская модельрыночной экономики,является социал-демократической моделью, в которой государству отведено место верховной социально-экономической силы, государственной власти избранной демократически делегируются огромные полномочия по регулированию социальной и экономической жизни.