Сущность экономической роли государства, формы и методы вмешательства государства в экономику
Главная задача государства в экономике заключается в его уровне вмешательства в экономику и контроль этого вмешательства осуществляется правительством. Только государство способно прогнозировать и гибко регулировать правовыми методами экономические процессы, устанавливать пропорции между отдельными отраслями экономики, стимулировать научно-технический прогресс.
Устойчивое функционирование рыночной экономики предполагает, реализацию экономической роли государства посредством:
1) стабилизационной функции, которая корректирует и регулирует распределительные процессы;
2) функции, направленной на создание правовых условий экономической деятельности.
При реализации корректирующей функции, государством выполняются две основные задачи:
– осуществление корректировки результатов рыночных процессов;
– обеспечение производства «общественных товаров».
Кроме того, важной функцией государства является регулирование распределительных процессов, которые происходят в рыночной системе. Целью государственного вмешательства, в данном случае является уменьшение разницы в размерах доходов и имущества между отдельными субъектами, она обусловлена действием рыночного механизма.
Стабилизационная функция. Инструменты финансово-бюджетной политики активно используются современным государством в целях обеспечения:
– конъюнктурной стабильности;
– высокого уровня занятости;
– противодействия инфляционным процессам.
Эта политика получила в западной экономической литературе название фискальной и сводится к следующим трем основным принципам:
– если существует неполная занятость вследствие недостаточно высокого спроса, то последний должен быть повышен путем соответствующего изменения бюджетных расходов и доходов (экспансивная бюджетная политика);
– если наблюдается повышение уровня цен (инфляция), то государственные доходы и расходы должны быть применены таким образом, чтобы результатом явилось снижение совокупного спроса (контрактивная бюджетная политика);
– если наблюдается полная занятость при стабильном уровне цен, то публичные финансы должны использоваться таким образом, чтобы совокупный спрос оставался неизменным (нейтральная бюджетная политика).
В процессе создания общих правовых условий экономической деятельностигосударство определяет формы и право собственности, условия заключения контрактов и хозяйственных договоров, организационно-правовые рамки функционирования предприятий, правила деятельности финансово-кредитных учреждений и другие. Кроме того, важнейшим направлением является социальное регулирование: законодательное регулирование минимума заработной платы, условий труда на предприятиях, вопросов социального страхования и социального обеспечения (гарантированный минимум, социальная помощь малоимущим), отношений в рамках коллективных договоров и т. д.
Выделим основные формы государственного воздействия на экономические процессы, в рамках современного рыночного хозяйства:
1) мероприятия, предполагающие использование денежных потоков;
2) мероприятия, регулирующие поведение хозяйственных субъектов непосредственно правовыми методами.
Рассмотрим, основные формы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать основные формы: прямое вмешательство, косвенное вмешательство и экономическое программирование.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.
Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.
Экономическое программирование является высшей формой государственного вмешательства в процесс воспроизводства, которое осуществляется на основе договоров между государством и монополиями. Оно включает: составление прогнозов развития экономики на предстоящий период; определение наиболее общих целей экономической политики для всей экономики в целом; координирование действия всего государственного аппарата при осуществлении намеченной программы.
Рассмотренные направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Систему методов государственного регулирования экономики, рассмотрим на рисунке 1.
СИСТЕМА МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ |
Экономическое регулирование |
Правовое регулирование |
Административное регулирование |
Косвенное регулирование |
Прямое регулирование |
Налоговое регулирование Таможенное регулирование Кредитно-денежное регулирование |
Государственные субсидии Государственные закупки Антимонопольные меры Финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, биржи труда и др.) |
Рисунок 1 – Система методов государственного регулирования экономики
Итак, методы государственного регулирования экономики, можно классифицировать следующим образом:
– управление государственной собственностью;
– методы экономического воздействия – государственное потребление, расходы на социальные нужды, бюджетная политика, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование, финансовое избирательное регулирование;
– методы административно-экономического воздействия — контроль над кредитной системой, доходами, ценообразованием, контракты, «встроенные стабилизаторы»;
– методы административного воздействия, осуществляемого путем введения законодательных или административных ограничений, не затрагивающих движение стоимостных факторов;
– методы информационного воздействия, а также государственное хозяйственное законодательство и инспекция.
Деятельность государства должна иметь соответствующие формы регулирования. Различают три формы:
– перспективное (априорное) регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;
– текущее (апостериорное) регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;
– перспективно-текущее регулирование (смешанная форма), осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики.
В состав механизма государственного регулирования экономики, целесообразно включить объекты воздействия, на которые конкретно влияет государство: спрос, предложение, цены, доходы; различные системы, структуры и соотношения; отдельные элементы. Воздействуя на какой-либо из объектов, государство изменяет его величину, поведение, влияя тем самым и на другие подсистемы и элементы.