Финансовый и банковский менеджмент
Автор: Илюхин А.А., к.э.н., профессор
Пермякова Н.П., к.э.н., доцент
Одобрена на заседании кафедры Политической экономии Протокол № 6 от 15.02.2017___ Зав.кафедрой_____________________ (подпись) __________ Е.В. Попов_____________ (Фамилия И.О.) | Рекомендована УМК института Экономики Протокол № 4 от 16.03.2017___ Председатель_____________________ (подпись) ___________Т.И. Арбенина_________ (Фамилия И.О.) |
Екатеринбург
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины является развитие у магистрантов экономического образа мышления, позволяющего им овладеть современными методами анализа экономического поведения с учетом их эволюции и сравнения различных экономических теорий, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих уровню магистерской подготовки.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1.
Шифр компетенции | Результаты обучения | Уровень | ||
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | знать | - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта; | ||
уметь | - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | |||
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | знать | - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта; | ||
уметь | - объяснить логику становления и развития основных научных школ; - определить их вклад в процесс эволюции экономической теории, -выделить различия методологических подходов, | |||
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | знать | - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | знать | движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследований | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | -выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-8 способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ. | ||
уметь | используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад; | |||
ПК- 14 способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования | Знать | этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ. | ||
Уметь | используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад; |
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта;
- этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ.
Уметь:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;
- объяснить логику становления и развития основных научных школ;
- определить их вклад в процесс эволюции экономической теории,
-выделить различия методологических подходов,
-проанализировать возможности применения той или иной методологии.
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать, что:
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад;
- способен преподавать экономические дисциплины в высших учебных заведениях, используя существующие программы и учебно-методические материалы;
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая дисциплина относится к базовой части блока Б1.Б. "Дисциплины (модули)" учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» (все профили).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Микроэкономика (базовый курс)», «Макроэкономика (базовый курс)». Студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Экономика».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать:
· закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне;
· основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
· основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
· методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;
· основы построения, расчета и анализа современной системы микро- и макроэкономических показателей;
· основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;
· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
· разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
· анализировать и оценивать социальную информацию;
· планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Владеть:
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
История и методология экономической науки – важная составная часть экономического образования высшей квалификации. На ее основе формируются различные разделы многих современных экономических дисциплин.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Налоговое регулирование деятельности предприятий", "Налоги и налогообложение"( продвинутый уровень),"Финансы"( продвинутый уровень).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:
для студентов очной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа - 34 часа, контроль- 18 часов, всего – 72 часа;
для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 34 часа, контроль - 18 часов, всего 72 часа.
для студентов заочной формы обучения: лекции – 6 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа– 50 часов, контроль - 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1 Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практич. занятия и др. формы | в т. ч. в активной форме | Кол-во часов | Наименование оценочного средства | |||
1. | Возникновение экономики как науки | Тест | Тест | ||||
2. | Классический этап развития экономической науки | Тест | Эссе | ||||
3. | Формирование предмета исследования экономической методологии в 19в. | Тест | Эссе | ||||
4. | Методологическая характеристика «мейнстрима» | Тест | Эссе | ||||
5. | Развитие альтернативной методологии в экономической науке | Тест | Эссе | ||||
6. | Подготовка к зачету | Зачет | |||||
ИТОГО: |
Для студентов очно-заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практич. занятия и др. формы | в т. ч. в активной форме | Кол-во часов | Наименование оценочного средства | |||
Возникновение экономики как науки | Тест | Тест | |||||
Классический этап развития экономической науки | Тест | Эссе | |||||
Формирование предмета исследования экономической методологии в 19в. | Тест | Эссе | |||||
Методологическая характеристика «мейнстрима» | Тест | Эссе | |||||
Развитие альтернативной методологии в экономической науке | Тест | Эссе | |||||
Подготовка к зачету | Зачет | ||||||
ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Наименование оценочного средства | ||
Лекции | практич. занятия и др. формы | Самостоятельная работа | |||
1. | Возникновение экономики как науки | Тест | |||
2. | Классический этап развития экономической науки | Тест | |||
3. | Формирование предмета исследования экономической методологии в 19в. | Эссе | |||
4. | Методологическая характеристика «мейнстрима» | Эссе | |||
5. | Развитие альтернативной методологии в экономической науке | Зачет | |||
ИТОГО: |
5.2. Содержание учебной дисциплины
Тема 1.Возникновение самостоятельной экономической науки
Экономика как отрасль современного научного знания. Исторический и культурный контекст развития экономической науки, влияние философских и общенаучных тенденций на экономическую теорию. Связь экономической науки с политикой, идеологией, этикой.
Основные этапы развития экономической науки (эволюция предметной области и усложнение структуры знания; изменения в предмете, методологических установках и аналитическом инструментарии; формирование основных институтов экономической науки; кризисы в развитии экономической науки).
Ключевые теоретико-методологические проблемы экономической теории: универсальность и историческая специфика экономических закономерностей; соотношение в экономическом познании микро- и макро- уровней анализа; статического и динамического; индивидуалистического и социального подходов.
Экономика как сфера практического разума, экономическая мысль как часть моральной философии в античности и средневековье. Особенности экономической мысли эпохи меркантилизма.
Тема 2Классический этап развития экономической науки: Политическая экономия.
2.1. Очерк развития экономической мысли в период классической политической экономии:
Основные этапы эволюции классической политической экономии (физиократы, А.Смит, Ж.Б.Сэй, Т.Мальтус, Д.Рикардо, Д.С.Милль, поздние классики, неортодоксальные направления, К.Маркс как “классик” и как критик классической школы)
-особенности развития экономической мысли в России до 70-х гг. ХIХ в
2.2. Становление политической экономии как науки:
- философские и общенаучные предпосылки в теориях Ф.Кенэ и А.Смита (идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии, гармония миропорядка и образ “невидимой руки”)
- картина экономической реальности классической школы (общественный продукт как субстанция, разделение труда, конкуренция, роль государства); двойственная природа понятия “естественной цены”, эгоистическое поведение как предпосылка
- споры внутри экономической науки между рационалистами (Д.Рикардо) и эмпиристами (Т.Мальтус), споры вокруг “закона Сэя” и о природе кризисов как проявление узости предмета науки
- методологические установки Д.С.Милля (абстракция экономического поведения, политэкономия как наука и как искусство).