Тема 18. Экономическая политика государства

ПЛАН:

1. Экономическая политика, ее основные субъекты:

а) содержание экономической политики;

б) методы государственного регулирования экономики;

в) субъекты экономической политики.

2. Цели и инструменты экономической политики:

а) целевые показатели экономической политики;

б) инструменты воздействия на экономику;

в) проблемы временных лагов.

3. Подходы к экономической политике:

а) активная и пассивная экономическая политика;

б) действия по обстоятельствам и действия по правилам.

Самостоятельная работа 18.

1. Заполните таблицу:

  Активная экономическая политика Пассивная экономическая политика
Содержание    
Методы проведения    
Преимущества    
Недостатки    

ВОПРОСЫ

1. Что влияет на выбор методов государственного регулирования экономики?

2. По каким показателям можно оценивать эффективность государственного регулирования экономики?

3. Какое влияние оказывает экономическое регулирование со стороны государства на темпы и содержание экономического роста?

4. Дайте сравнительную характеристику прямым и косвенным методам государственного регулирования экономики?

5. Каким образом государство может воздействовать на деловую активность национальных производителей?

6. Как временные лаги воздействуют на эффективность государственного регулирования экономики?

7. Многие считают, что вмешательство государства в экономику нарушает принципы функционирования рыночной системы. Согласны ли вы с этим высказыванием?

8. Почему США и страны ЕС активно дотируют собственных производителей сельскохозяйственной продукции?

Тема 19. Внешнеэкономические аспекты функционирования открытой экономики

ПЛАН:

1. Основные теории международной торговли:

а) теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо;

б) теория Хекшера-Олина;

в) альтернативные теории международной торговли: технологические модели международного разделения труда, теории эффекта масштаба.

2. Международная торговля и торговая политика:

а) роль и структура современной торговли;

б) торговые барьеры, и их виды;

в) политика свободной торговли, протекционизм;

3. Основные международные сделки и их финансирование:

а) спрос и предложение валюты в ходе международной торговли, торговый баланс страны;

б) платежный баланс, его структура;

в) дефицит платежного баланса и движение капиталов.

4. Международная валютная система:

а) сущность и структурные элементы международной валютной системы;

б) этапы развития: золотой стандарт, Бреттон-Вудская система, Ямайская система;

в) конвертируемость валют, система международного кредита

ЛИТЕРАТУРА

3. Нуралиев С.У. Экономика. Указ. соч. С. 347-388.

4. Экономическая теория: учебник. Указ. соч. С. 344-357.

Самостоятельная работа 19.

1. Заполните таблицу «Типы валютных систем»:

  Система фиксированных валютных курсов Модифицированная система фиксированных валютных курсов Модифицированная система гибких валютных курсов
Период времени, когда действовала система      
Основное платежное средство      
К чему привязаны курсы национальных валют      
Влияние, которое система оказывала на безработицу и инфляцию      
Возможности осуществления самостоятельной фискальной и кредитно-денежной политики      

2. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на курс национальной валюты»:

Факторы роста курса Факторы снижения курса
   

3. Допустим,что в южной части Тихого океана расположены два небольших островных государства - Альфания и Бетания. Эти страны находятся на расстоянии 500 миль друг от друга и торгуют ананасами и плодами хлебного дерева. В обеих странах используется почти одинаковый труд, который является основным фактором производства. Табл. 1 и 2 отражают производственные возможности обеих стран.

Таблица 1

Производственные возможности Альфании

АЛЬТЕРНАТИВА
ТОВАР, бушелей A B C D E F
Ананасы
Плоды хлебного дерева

Таблица 2

Производственные возможности Бетании



АЛЬТЕРНАТИВА
ТОВАР, бушелей A B C D E F
Ананасы
Плоды хлебного дерева

1. Постройте кривые производственных возможностей для обеих стран.

2. В Альфании 1 бушель плодов хлебного дерева обходится в ______ бушелей ананасов, поэтому 1 бушель ананасов обходится в _______бушелей плодов хлебного дерева. В Бетании 1 бушель плодов хлебного дерева стоит ______ бушелей ананасов, поэтому 1 бушель ананасов стоит _______ бушелей плодов хлебного дерева.

3. ________ имеет сравнительное преимущество в производстве плодов хлебного дерева, а _________ — в производстве ананасов.

4. Если страны решили торговать друг с другом, Альфания должна специализироваться на _______, а Бетания — на _______.

ВОПРОСЫ

1. В чем сходство внутренней и международной торговли? Почему страны торгуют между собой?

2. Почему США, обладая значительными природными ресурсами, не специализируются на землеемком производстве? Почему Европа, обладая значительными трудовыми ресурсами, не специализируется на трудоемком производстве? Почему Россия при наличии дешевой и квалифицированной рабочей силы в настоящее время выбирает сырьевую специализацию? Может ли со временем меняться специализация страны на факторах производства?

3. Каковы границы специализации? Почему в стране, специализирующейся на производстве товара Х, будет сохраняться на определенном уровне и производство товара Y?

4. Какие факторы определяют условия обмена? Какие страны и почему выигрывают больше от торговли на основе принципа сравнительных преимуществ? Почему коэффициент обмена «сырье - промышленные изделия» всегда будет более благоприятным для развитых стран?

5. Прокомментируйте следующее высказывание: «Многие государства, имеющие ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок просто не в состоянии производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления».

6. Какую роль в экономическом развитии Европы играют интеграционные процессы? Почему европейские страны отказались от национального авиастроения и создали европейскую компанию «Airbus industrie»?

7. Как меняется эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в условиях большой и малой открытой экономики? Почему в Европе актуальной стала проблема сначала координации денежно-кредитной политики, а потом и создания единой денежной системы, единого центрального банка Европы?

8. Почему закрытость экономики и высокий уровень государственного вмешательства во внешнеэкономические процессы является важным фактором экономического прорыва стран догоняющего развития? Можно ли считать достигнутый уровень открытости российской экономики оптимальным с точки зрения догоняющего развития?

9. Почему «внешняя торговля дает возможность производить, а значит, и потреблять больше и дешевле»?

10. Почему среднегодовые темпы роста международной торговли в 1,5 раза превышают темпы роста мирового производства?

11. Почему международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю?

12. Приведите наиболее весомые аргументы в пользу тарифной защиты. Почему они уязвимы?

13. Дайте характеристику таким искусственным торговым барьерам, как пошлины и импортные квоты в качестве средств достижения и поддержания в стране полной занятости.

14. Дайте подробную характеристику следующим высказываниям: «Защитные пошлины ограничивают как экспорт, так и импорт страны вводящей пошлины», «Широкое применение защитных пошлин подрывает способность мирового рынка эффективно размещать ресурсы», «Явная безработица нередко может быть снижена с помощью защитных пошлин, но при этом скрытая безработица, как правило, увеличивается».

15. Сопоставьте плюсы и минусы протекционистской политики?

16. Как следует выбирать объект обложения импортной пошлиной?

17. В 1981-86 гг. Япония согласилась на добровольные экспортные ограничения, которые привели к сокращению американского импорта японских автомобилей примерно на 10%. Какую цель могло преследовать подобное добровольное ограничение экспорта? Какие оно имело последствия?

18. Почему всеобъемлющая протекционистская политика мешает структурной перестройке экономики? Как протекционистская политика, направленная на формирование нового конкурентоспособного сектора экономики, перераспределяет ресурсы между поколениями?

19. Какие силы в любой стране являются защитниками политики протекционизма? При каких условиях и в каких сферах развитые страны проводят протекционистскую политику?

20. Укажите, создают ли действия, описанные в каждом из перечисленных ниже примеров, спрос на евро или их предложение на валютных рынках: а) американский импортер покупает партию испанских вин; б) германская автомобильная фирма принимает решение строить сборочный завод в Лос-Анжелесе; в) американский студент решает провести учебный год в Сорбонне; г) французский предприниматель экспортирует автомобили в Марокко на американском грузовом судне; д) бельгийский гражданин получает процент по американской государственной облигации; е) в широких кругах сложилось мнение, что стоимость евро в ближайшем будущем снизится.

21. Если страна имеет положительное сальдо платежного баланса, то можно ли делать вывод о ее экономическом благополучии? Как можно объяснить тот факт, что, несмотря на кризисные явления в российской экономике, Россия с 1992 г. имеет положительное сальдо платежного баланса?

22. Согласны ли вы со следующими утверждениями: а) страна, экономический рост которой обгоняет рост ее ведущих торговых партнеров, может ожидать, что курс ее валюты снизится; б) страна, в которой процентные ставки растут быстрее, чем в других странах, может рассчитывать на то, что курс ее валюты повысится; в) валюта страны подорожает, если темпы инфляции в ней ниже, чем в других странах мира.

23. Почему при растущем дефиците торгового баланса США могут иметь растущий доллар?

24. Что произойдет с ценой японского автомобиля на американском рынке при снижении курса йены? Как это отразится на прибылях японских фирм? Почему центральный банк Японии не будет сильно заинтересован в противодействии падению йены?

25. По общему мнению, реальный курс рубля с 1995 г. завышен с точки зрения экономического положения России и текущих задач, стоящих перед нею. Какие это имеет последствия для следующих групп населения: потребителей, импортеров, экспортеров? Может ли завышенный валютный курс рубля способствовать притоку в страну капитала как это было в США в 1980-х гг.? В какие сферы устремится иностранный капитал, если рентабельность реального производства значительно ниже процентной ставки денежного рынка?

26. Прокомментируйте последствия девальвации национальной валюты с точки зрения влияния на следующие процессы: а) на состояние торгового баланса, б) на уровень национального производства, в) на размеры валютной задолженности фирм и государства, г) на уровень инфляции, д) на реальные доходы населения.

27. Почему ревальвация национальной валюты так же может быть нежелательной?

28. Многие страны начинали переход к конвертируемости национальной валюты с внешней конвертируемости, а Россия - с внутренней. Какие это могло иметь последствия? Почему весьма ограниченное число стран имеет полную конвертируемость валюты?

29. Предполагая, что между Мексикой и США действует система плавающих валютных курсов, укажите, вызовет ли каждая из приведенных ниже ситуаций повышение или понижение курса мексиканского песо: а) Мексика столкнулась с сильной инфляцией; б) ухудшающиеся политические отношения сокращают поток туристов в Мексику; в) мексиканские товары становятся популярными среди американцев; г) темпы роста

30. Какие достоинства и недостатки имеет система плавающих валютных курсов?

Наши рекомендации