Научно-технический потенциал национальной экономики.
Наукапредставляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект.
Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства.
Стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:
· укрепление и развитие научно-технического потенциала государства в приоритетных ее направлениях;
· создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды,;
· интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;
· создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней;
· разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма.
Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, финансовых и организационных ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной задач научно-технического развития.
Эффективность функционирования научного потенциала зависит от:
· объема финансирования
· количества научных организаций
· уровня развития материально-технической базы(научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы,)
· научные кадры
Количество молодых ученых резко уменьшается, также продолжения утечка мозгов за границу, в зарубежные страны. На отток молодых ученых влияет и отсутствие экспериментальной базы. Все это связано с недостатком средств, направляемых на функционирование науки.
Национальная хозяйственная система традиционного типа.
Азия, Африка
· большое количество ручного труда
· развитие техники и технологий слабое.
· Многоукладное устройство хоз системы – сочетание государственной, частной и транснациональной собственности + натуральное крестьянское хозяйство.
· Слабое развитие, а в некоторых случаях и отсутствие частного капитала.
· Наличие ментальных традиций и обычаев, а также религиозных и культурных ценностей в экономике.
· Абсолютная, главенствующая роль центральных органов власти в решении социальных вопросов, а также в распределении бюджета и решении вопросов по поводу инвесторов.
«Традиционный» тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следует относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам “третьего мира”.
«Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбирает в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик рыночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйственной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влияния на процессы становления хозяйства в этих странах.
Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа:
1. Слабое развитие техники и технологии производства
2. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики.
3. Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства.
4. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства при постоянном увеличении масштабов деятельности подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала.
5. Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей. Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдерживающие экономический и социальный прогресс.