Занятие 1 Анализ общего объема международного товарооборота
Целью анализа является изучение тенденций развития розничного товарооборота и обоснование резервов его роста.
Анализ розничного товарооборота осуществляется в следующей последовательности:
1. Оценивается выполнение плановых показателей.
2. Выявляется состояние торговли и степени удовлетворения спроса населения.
3. Изучается динамика розничного товарооборота.
4. Устанавливается влияние факторов на развитие товарооборота, выявляются причины отклонения от плана.
5. Разрабатываются мероприятия по улучшению торговли, оптимизации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения.
Сначала анализируют общий объем продажи товаров, затем изучают состояние торговли отдельными группами товаров, степень удовлетворения спроса населения на конкретные товары. Далее анализируют товарные запасы, товарную оборачиваемость, поступление и выбытие товаров.
При анализе динамики розничного товарооборота отчетные данные приводятся в сопоставимый вид. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценахопределяется путем деления товарооборота в действующих ценах на соответствующий индекс цен.
Пример. Розничный товарооборот отчетного периода составил 10 850 млн. руб., в предыдущем периоде – 7 641 млн. руб. индекс цен – 1, 2.
1. Определим объем розничного товарооборота отчетного года в сопоставимых ценах:
10 850 : 1,12 = 9687,5 млн. руб.
2. Определим темп роста товарооборота без учета изменения цен:
10 850 : 7641 * 100 = 142, 0 %
3. Определим темп роста товарооборота с учетом изменения цен:
9 687, 5 : 7, 641 * 100 = 126, 8 %
4. Рассчитаем влияние цен
10 850 – 9 687, 5 = 1 162, 5 млн. руб.
В действующих ценах темп роста товарооборота составил 142 %, в сопоставимых – 126, 8 %, что свидетельствует о влиянии цен.
Анализируют выполнение плана розничного товарооборота в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям, выделяя положительные и отрицательные стороны в деятельности торговой организации.
4.3 Анализ равномерности и ритмичности выполнения плана товарооборота
Следующим этапом анализа является оценка ритмичности и равномерности выполнения плана товарооборота.
Равномерность выполнения плана– это степень соответствия объема продажи товаров его средней величине в каждый отрезок времени анализируемого периода.
Ритмичность выполнения плана товарооборота– это соответствие фактического объема плановому заданию.
При анализе выполнения плана товарооборота определяют коэффициент ритмичности
= ∑ (x- )2 ,
n
где – среднеквадратичное отклонение,
x – процент выполнения плана товарооборота за период;
– средний процент выполнения плана товарооборота за год;
n – количество периодов.
Коэффициент вариации (неравномерности) V:
V = ____________ *100.
Коэффициент ритмичности k:
k = 100 – V
Таблица 4.1. Данные для расчета коэффициента ритмичности, выполнения плана товарооборота
Период (месяц) | План млн. руб. | Фактически млн. руб. | Процент выполнения плана (х) | х- | (x- )2 |
Январь | 620,0 | 970,0 | 156,4 | +25,7 | 660,5 |
Февраль | 705,0 | 800,0 | 113,4 | -17,3 | 299,3 |
Март | 692,0 | 680,0 | 98,2 | -32,0 | 1056,2 |
*** | |||||
Всего за год | 8300,0 | 10850,4 | 130,7 | - | 4677,8 |
Среднеквадратичное отклонение составит:
= 19,74
Коэффициент вариаций:
V=
Коэффициент ритмичности:
R = 100 – 15,1 = 84,9
План розничного товарооборота организаций был выполнен ритмично на 84,9 %.