Взаимосвязь инфляции и безработицы. Краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса
В 1958г. экономист А.Филлипс опубликовал статью «Зависимость между безработицей и темпом изменения номинальной заработной платы в Великобритании в период с 1861 по 1957 год». В ней доказано существование обратной зависимости между уровнем безработицы и темпом инфляции. А. Филлипс показал, что в периоды низкого уровня безработицы для экономики характерны высокие темпы роста цен и, наоборот, рассчитав темпы инфляции через рост номинальной заработной платы.
Через два года после выхода в свет работы А.Филлипса экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу в статье «Анализ антиинфляционной политики» привели доказательства аналогичной обратной зависимости между инфляцией и безработицей для экономики США (рис.7.6).
Ее возникновение ученые связали с тем, что высокий совокупный спрос, с одной стороны, ведет к снижению уровня безработицы, а с другой – оказывает давление в сторону повышения заработной платы и цен. Именно П.Самуэльсон и Р.Солоу назвали отрицательную зависимость между инфляцией и безработицей «кривой Филипса». В дальнейшем в графике Филлипса ими была произведена замена ставки заработной платы на темпы прироста цен (рис.7.6).
Кривая Филлипса показывает комбинации инфляции и безработицы, которые возникают в краткосрочном периоде, когда сдвиги кривой совокупного спроса перемещают экономику вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения.
Увеличение совокупного спроса на товары и услуги (AD↑) приводит в краткосрочном периоде к увеличению выпуска товаров и услуг (AS↑) и к росту уровня цен (P↑). Повышение же объема производства означает увеличение занятости (N↑) и, следовательно, сокращение безработицы.
Цена роста занятости – увеличение инфляции спроса. Кроме того, каким бы ни был уровень цен в прошлом, чем выше будут цены в текущем году, тем выше окажутся темпы инфляции. Цепочка AD↑ → AS↑ → N↑ → P↑ позволяет рассматривать кривую Филлипса как зеркальное отражение краткосрочной кривой совокупного предложения, где рост цен сопровождается увеличением выпуска и, следовательно, снижением уровня безработицы.
Таким образом, изменение совокупного спроса вызывает краткосрочное изменение показателей роста цен и безработицы в противоположных направлениях, что соответствует зависимости, описываемой кривой Филлипса (рис.7.7).
Уравнение краткосрочной кривой Филлипса можно выразить следующим образом:
Wt+1 = πet+1 – b (ut – un), (7.9)
где Wt+1 – прирост реальной заработной платы в будущем периоде;
πet+1 – ожидаемый темп инфляции в будущем периоде;
ut – уровень безработицы в текущем периоде;
un – естественный уровень безработицы;
b – коэффициент, определяющий реакцию реальной заработной платы на конкретный уровень безработицы.
В 1968г. экономист Милтон Фридмен опубликовал статью «Роль денежно-кредитной политики». М.Фридмен утверждал, что инструменты денежно-кредитной политики не позволяют добиться комбинации уровней инфляции и безработицы, соответствующих кривой Филлипса, разве только на короткий промежуток времени. Приблизительно в то же время появилась работа другого экономиста – Эдмунда Фелпса, отрицавшего долгосрочные взаимозависимости между ростом цен и числом занятых.
Аргументация М.Фридмена и Э.Фелпса базировалась на классических принципах макроэкономики, описанных выше[10].
М.Фридмен и Э.Фелпс пришли к заключению об отсутствии в долгосрочном периоде взаимосвязи темпов роста цен с уровнем безработицы. Из этого следует вывод, что органы, ответственные за проведение монетарной политики, имеют дело с вертикальной долгосрочной кривой Филлипса (рис.7.8).
Когда правительство увеличивает темп роста предложения денег, темп инфляции увеличивается, но безработица остается на своем естественном уровне в долгосрочном периоде.
Антиинфляционная политикаправительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается вдоль кривой Филлипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит, и занятость.
Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь (коэффициент ущерба).Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт. Чем меньше коэффициент ущерба, тем «дешевле» обходится ликвидация инфляции.
В современной интерпретации кривая Филлипса постулирует зависимость уровня инфляции от трех факторов:
· ожидаемой инфляции;
· отклонения нормы безработицы от естественного уровня;
· шоковых изменений предложения.
Формально ее можно выразить следующим образом:
π = πе – β (u – un) + ε, (7.10)
где πе – ожидаемая инфляция;
u – уровень фактической безработицы;
un – норма естественной безработицы;
ε – параметр, отражающий резкие изменения в предложении;
β – параметр > 0.
Эта зависимость может быть выведена из функции краткосрочной кривой предложения (формула 7.8) и Закона Оукена:
Y = Y* + α (Р – Ре) → Р = Ре + 1/α × (Y - Y*).
Если из обеих частей уравнения Р = Ре + 1/α × (Y - Y*) вычесть уровень цен предшествующего периода получим: Р – Р-1 = Ре - Р-1 + 1/α × (Y - Y*).
Используя Закон Оукена, вместо 1/α × (Y - Y*) подставим β (u – un) и получим π = πе – β (u – un).
Знак «минус» перед параметром изменения уровня безработицы отражает обратную зависимость между темпами инфляции и безработицы.
Первый член этого выражения πе означает, что инфляция является инерционным процессом. Если безработица остается на естественном уровне и не наблюдается резких изменений предложения, то цены будут расти постоянным темпом. Эта инерция возникает потому, что уровень инфляции, сложившийся в прошлом периоде, оказывает влияние на представления о ее уровне в будущем. Тем самым ожидания роста инфляции влияют на размер заработной платы и цены, устанавливаемых в текущий момент.
Второй и третий член уравнения кривой Филлипса характеризуют факторы, способные повлиять на уровень инфляции.
Второй член β (u – un) показывает, что циклическая безработица – отклонение безработицы от естественного значения – оказывает сдерживающее или стимулирующее воздействие на инфляцию, вызванную ростом совокупного спроса. Низкая безработица подталкивает уровень инфляции вверх. Высокий уровень безработицы ведет к снижению уровня инфляции. Параметр β показывает, насколько сильно реагирует инфляция на циклическую безработицу.
Третий член ε показывает, что инфляция увеличивается или снижается вследствие шоковых изменений предложения. Неблагоприятный внешний шок, такой как рост мировых цен на нефть в 1970-е гг., придает ε положительное значение и вызывает увеличение темпа инфляции (инфляция издержек,вызванная повышением издержек производства). Благоприятный шок со стороны предложения, такой как перепроизводство нефти, приведшее к снижению цен на нефть в 1980-е гг., придает ε отрицательное значение и замедляет инфляцию.
До 1960 г. кривая Филлипса не подвергалась сомнению. Основной вывод, который следовал из выведенной закономерности, состоял в том, что экономическая политика должна быть нацелена на нахождение некой «золотой середины» между допустимыми уровнями инфляции и безработицы. Однако в 1970-е г. шоки предложения вызвали стагфляцию, в 1980-е г. наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы.
Стагфляция – это сочетание инфляции и стагнации (застой в производстве), сопровождаемой безработицей.
Стагфляционный кризис 1974–1975 гг. был связан с шоковым изменением предложения, вызванным Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В результате повышения цены на нефть в середине 70-х гг. ХХ в. инфляция выросла до 10%[11]. Рост цен на бензин, электроэнергию вызвал рост издержек производства в других отраслях. В результате часть предприятий, относящихся к отраслям с высоким уровнем энергопотребления, разорилась, а предприятия-монополисты повышали цены; спад производства сопровождался повышением цен.
В книге «Инфляционные кризисы и долгосрочный рост» М.Бруно и В.Эстерли проанализировали показатели инфляции и экономического роста за 1960–1992 гг. для 127 стран. Исследование показало обратную зависимость между этими показателями. Самые высокие темпы роста ВВП (в среднем 2,6% в год) обнаруживаются в странах с самыми низкими темпами инфляции (в среднем 5% годовых). Например, самые неблагополучные, с точки зрения инфляции, страны (1000% годовой уровень инфляции) показывают отрицательные темпы роста (минус 6,7% в год). Уровень инфляции в размере 40% годовых является границей нулевого экономического роста.
В условиях стагфляции государство одновременно решает исключительно сложные задачи преодоления спада производства и инфляции.
Споры о характере взаимосвязи между инфляцией и безработицей не затихают и по сей день. Представители различных научных школ проявляют единство только относительно вида долгосрочной кривой Филлипса.
В долгосрочном периоде кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию, при этом она фиксирована на уровне естественной безработицы. На долгосрочном временном интервале различия между фактической и ожидаемой инфляцией не существует (πе = π), а это возможно только при достижении безработицей естественного уровня.
Вид же краткосрочной кривой Филлипса определяется характером поведения экономических субъектов, т.е. типами инфляционных ожиданий. Кейнсианская концепция построена на основе статических ожиданий, неоклассическая – рациональных ожиданий, монетаристская – адаптивных ожиданий.