Кейнсианская концепция потребительского рынка.

В своей концепции потребительского выбора Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы АБСОЛЮТНОГО ДОХОДА. Он обра­тил внимание на то, что субъекты формируют свое потребле­ние в зависимости от полученного ими текущего дохода.

В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбере­икки зависит не от процентной ставки, а от предпочте­ний потребителя.Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон,характеризующий по-ведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

Желание людей сберегать их доход обусловлено:

* стремлением обеспечить резерв на случай непредви­денных обстоятельств;

* стремлением обеспечить свою старость, дать образо­вание детям, необходимостью содержать иждивенцев;

* желанием обеспечить доходы в форме процента;

* желанием наслаждаться чувством независимости; » намерением обеспечить необходимые средства для коммерции; * желанием оставить наследство;

* просто скупостью.

К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания челове­ческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

Психологический фактор отражается в средней склонно­сти к потреблению и средней склонности к сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) —это выраженная в процентах доля любого общего дохода, кото­рый идет на потребление:

АРС = Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

Средняя склонность к сбережению (APS) —это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая шит па сбережения:

APS = Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают пре­дельная склонность к потреблению и предельная склон­ность к сбережению.

Термин «предельный» используется для обозначения до­полнительных, добавочных величин.

Предельная склонность к потреблению (Су)— доля прироста расходов на потребление в любом изменении рас­полагаемого дохода:

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

где АС — прирост расходов на потребление; AYV — прирост располагаемого дохода.

Предельная склонность к сбережению (Sy) —доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого до­хода:

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

где AS — прирост сбережений; AYV — прирост располагае­мого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению и предель­ной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

Основные положения теории Дж. М. Кейнса следующие: 3. Потребление — функция от располагаемого дохода:

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

где Yv — располагаемый доход, который равен Y-T.

2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода: О < Су < 1 (больше 0 — значит, что потребление растет, меньше 1 — значит, что потребление растет меньше, чем доход).

3. По мере роста дохода доля дохода, направляемая на

потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны боль-

ше сберегать, чем те, кто беден.

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

Таким образом, кейнсианская функция потребления будет иметь следующий вид:

Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

где С0 — величина автономного, не зависящего от располагаемого дохода, потребления.

Автономноепотребление характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества.

На рис. 14.3 изображена кейнсианская функция потребле­ния, которая поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс.

Соответственно функция сбережений будет иметь вид

S(y) = So + SyYv

 
  Кейнсианская концепция потребительского рынка. - student2.ru

С = 47,6 + 0,73*Yv

  Теория Кейнса была проверена в 1942 г. На основании статистических данных за 1929-1941 гг. На основании этих данных функция потребления выглядела следующим образом:

Исследователи пришли к выводу, что данная формула приемлема только для краткосрочного периода.

В 1946 г. Американский ученый С. Кузнец, на основе обра­ботки данных за 1869-1940 гг., пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению не проявляла тенденции к снижению, оставаясь постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет представляло загадку для исследова­телей. Экономисты стремились узнать, почему теория по­требления Кейнса подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств и при анализе краткосрочных временных рядов и оказалась неприемлемой для долгосрочного периода.

Существует целый ряд концепций, объясняющих эту загадку.

КУЗНЕЦ Саймон (Семен) Смит (1901-1985), американ­ский экономист, один из основателей эмпирической эконо­икки и количественной экономической истории, лауреат Нобелевской премии по экономике 1971 г. Окончил реаль­ное училище, 2 года учился на юридическом факультете Харьковского университета. В 1922 г. Эмигрировал в США. Экономическое образование завершил в Колумбийском уни­верситете. С 1931 г. — профессор экономики и статистики в Пенсильванском университете; с 1960 г. — в Гарвардском университете.

Кузнец в своей первой книге «Столетняя динамика про­изводства и цен» (1930), посвященной анализу экономи­ческого роста, пришел к выводу о существовании цикличе­ской составляющей в динамике производства товаров и цен, продолжительность, которой превышала продолжи­тельность обычного экономического цикла, но была короче «длинных волн» Н.Кондратьева. Исследования Кузнеца со­держат большой материал, характеризующий динамику объема инвестиций, отраслевую и технологическую струк­туры капиталовложений, изменение капиталоемкости про­изводства, эволюцию нормы накопления капитала США и других стран.

Наши рекомендации