Рынок – сотрудничество вменением интересов людей в пропорции обмена на основе конкуренции.
Причины(условия) возникновения рынка:
— разделение труда;
— присвоение ресурсов (частная собственность);
— экономическая обособленность производителей.
Функционирование рынка предполагает политические условия: демократию, стабильность политических систем, правовое обеспечение рыночных отношений. Все это обеспечивает государство.
Атрибуты рынка: обособление производителей и потребителей, обособление собственностью субъектов рынка, конкуренция, инфраструктура и т.д.
Рынок выполняет следующие функции:
регулирующую— устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровнях за счет сужения и расширения спроса;
информационную — цены являются главным информатором о конъюнктуре рынка. Они дают объективную информацию о потребном количестве продукта, качестве благ и т. п. Высокие цены указывают на недостаток предложений, низкие — на избыток;
ценообразующую — формирование цены в результате взаимодействия производителей и потребителей;
посредническую — обеспечивает взаимосвязь экономических интересов продавцов и покупателей, реализацию интересов рыночных субъектов и сотрудничество (соединение интересов) продавца и покупателя;
санирующую — очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий; убирает слабых предпринимателей, которые не в состоянии обеспечить адекватную организацию производства товаров, и т. п.
стимулирующую – побуждение производителей создавать необходимые обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
(Рынок не выполняет распределительной функции).
Рынок обладает достоинствами (преимуществами) и недостатками (ограниченностями).
Его достоинства:
— ориентация на удовлетворение потребностей людей;
— свобода потребительского и предпринимательского выбора;
— существует на основе саморегулирования;
— обеспечивает эффективное использование ресурсов и др.
Его недостатки, негативные следствия:
— порождает неравенство: богатые богатеют, бедные беднеют;
— характеризуется макроэкономической нестабильностью (кризисами);
— перерождается в монополии, вытесняющие свободную конкуренцию;
— не обеспечивает сохранение невоспроизводимых экономических ресурсов;
— не обеспечивает заинтересованность в создании общественных благ;
— рынок порождает безработицу, инфляцию и др.
Инфраструктура рынка —вспомогательные его элементы: биржа, банки, транспорт, связь и т. п., обеспечивающие деятельность агентов (субъектов) рынка.
Рынок
┌─────┴─────┐
Объекты — Субъекты
(товары, деньги) (покупатели, продавцы)
Выделяют формы агентов, или субъектов, рынка:
Агенты (субъекты)
┌──────┴─────┐
Легальные Нелегальные
┌────┴─────┐
Резиденты Нерезиденты
┌──────┴──────┐
Рыночные (экономические) Нерыночные
┌──────┴─────┐ ┌────┴─────┐
Домохозяйства Фирмы Государство Некоммерческие
Учреждения
10.2. Становление рынка
Возникновение рынка не отрицало предшествующие формы сотрудничества. Поэтому сохраняется потребление свободных благ (кислород воздуха, свет и тепло солнца и т. п.), присваивающее природопользование (дары природы) и натуральное хозяйство (продукты труда).
Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, присвоение ресурсов, экономическая обособленность и самостоятельность субъектов рынка, свободный обмен ресурсами и т. д.
В рыночной экономике блага становятся товарами и услугами — продуктами труда, предназначенными для обмена. Потребительная стоимость услуги не обладает вещественной формой.
Товары имеют два свойства (двойственная природа товара) — потребительную и меновую стоимость. Эти свойства известны с Древней Греции и обособлены классической школой экономики, прежде всего А. Смитом.
Товар характеризуется полезностью и способен удовлетворять какую-либо потребность. Товары являются продуктами труда, отчуждаемыми от того, кто их создает. Товары — добровольно отчуждаемые продукты труда на двусторонней (возмездной) основе, в отличие от даров. Они отчуждаются эквивалентно.
Товары
┌─────┴────┐
Обычные не легальные
(мошенничество)
┌─────┴────┐
Фальсификат Контрафакт
Полезность —естественное свойство, называемое иначе потребительной стоимостью. Это свойство товаров изучают товароведы. В настоящее время называют десятки миллионов полезностей. Каждая из них выполняет специфическую функцию в жизни людей. Для экономической науки главный интерес представляет второе общественное свойство товара — его меновая стоимость, цена, эквивалентность.Для их понимания следует рассмотреть основные формы рыночных отношений:
А. Обмен— исходная и сегодня самая простая форма рыночных отношений. Ее называют натуральным обменом: товар обменивается на другой товар (формализовано записывают: Т–Т). Обмен предполагает встречу двух субъектов, товары которых нужны друг другу. Это относительно легко при ограниченном числе товаров и становится все более трудным при росте числа товаров. Такой тип непосредственного обмена товарами сохраняется вплоть до настоящего времени в «глубинках» общества. Его называют также бартером, который широко распространяется в период фиаско (кризиса) рынка.
Главная задача познания товарных отношений — понять эквивалентность товарного обмена. Что такое эквивалентность? В простой форме рыночных отношений каждый товар служит эквивалентом другого товара. Эквивалентность (равная ценность) — есть определенная пропорция обмена одного товара на другой. Пропорции мены показывают соотношение количества разных полезностей, которые передают друг другу субъекты. Эти отношения постоянно изменяются в зависимости от места и времени. Существуют три типа пропорций обмена товаров.
Случайные — субъективны, динамичны. Они зависят от не поддающихся контролю факторов отношений между людьми. Все сводится к оценкам значимости той или иной вещи вступающими в отношения субъектами. При определенной ситуации индивид пожелает поменять «полцарства на коня».
Возмездные — предполагают субъективную оценку выгодности обмена для каждого субъекта. Эти пропорции могут быть более или менее определенными в тех или иных условиях, стабильными или фиксированными. Тем не менее, они не отражают всех факторов.
Эквивалентные пропорции признаются справедливой объективной формой равенства, выгодности, учитывающей все факторы рынка и интересы всех ее субъектов. Традиционная парадигма экономической науки называла эквивалентностью обмен равным имуществом, для производства которого требовались одинаковые затраты труда (издержки). 10-граммовый самородок золота не эквивалентен 10-граммовому камешку, потому что требует больших издержек на его поиски.
Товарные отношения были фактором прогресса сотрудничества людей. В таком случае каждый человек мог получить то, что ему требуется. Но товарные отношения предполагали встречу двух субъектов, товары которых нужны друг другу. По мере роста разделения труда росло число товаров, и возрастала трудность натурального обмена. Эта трудность стала фактором развития товарных отношений. В простом случае ее преодолевали промежуточными сделками. В таком случае находили человека, у которого имеется нужный товар, и узнавали, что ему нужно, а потом искали нужный ему товар. При этом могли совершить множество промежуточных сделок для получения нужного товара. Такую форму развития товарных отношений путешественники встречали еще в ХIХ веке (лодка — слоновая кость — сукно — проволока).
Б. Обращение —более развитая форма рыночных отношений. Она возникла ввиду развития разделения труда и специализации при производстве товаров.
Закон возвышения потребностей людей предполагал рост выработки продукции, что зависело от роста разделения труда и мотивации — создания у людей заинтересованности в их производстве. Они стремились получить больше за продукт своего труда, чему противодействовала неразвитость самих товарных отношений, отсутствие средств достижения этого. По мере увеличения числа товаров и т. п. росла трудность встречи субъектов, товары которых нужны друг другу, что стало причиной возникновения обращения товаров с помощью посредников.
Этот процесс развития рынка К. Маркс назвал эволюцией форм стоимости.
Объяснение К. Марксом эволюции форм стоимости следует принять за основу и уточнить терминологию. Основанием является понимание более общей теории по сравнению с рынком — трактовка эволюции форм сотрудничества: взаимопомощь, дарообмен и рынок. В таком случае то, что К. Маркс назвал простой формой стоимости, не является стоимостью. Стоимость — не экономический, а рыночный термин. Нет стоимости при взаимопомощи, дарообмене и натуральном обмене. В то же время уже при дарообмене господствует эквивалентность — равенство выгоды субъектов.
Простой обмен является гипотетическим представлением того этапа развития сотрудничества, когда существовало всего лишь два товара. В таком случае проще всего определить меновую пропорцию товара. Она выражается через количество полезностей другого товара, к которому его приравнивают. Затем пропорцией становится эквивалентность. Каждый товар является эквивалентом другого товара — другие товары служат определению его эквивалента.
Трудности натурального обмена породили обращение товаров на основе их стоимостных оценок. Прошли тысячелетия после возникновения первых товарных отношений (Т-Т), когда началось становление обращения товаров с помощью посредников (формализовано: Т – П – Т).
Трудности обмена товарами (необходимость многих промежуточных сделок) были преодолены на основе стихийного обособления некоторых товаров, пользовавшихся всеобщим спросом у данного народа. Такой товар называли «ходовой» или «меновой». Им был «предпочитаемый всеми продукт». Товарные отношения называли меновой торговлей, или обращением товаров. Меновой товар выполнял функцию посредника — всеобщего эквивалента. Меновым товаром становились обычно те товары, которые чаще всего пользовались всеобщим спросом. У этого товара раздваивалась его полезность. Помимо естественной полезности — быть источником удовлетворения определенной потребности — этот товар приобретал особую общественную полезность — быть всеобщим эквивалентом. Непосредственная обмениваемость этого товара на другие привела к возникновению обращения товаров, состоящего из двух сделок: продажиикупли. Вместо многочисленных актов сделок достаточно обменять свой товар на всеобщий эквивалент и с помощью последнего купить требующийся товар. Обращение товаров — их обмен с помощью посредника, т. е. менового товара или всеобщего эквивалента.
Слово «эквивалент» – «равная ценность»:
экви = равный, валент = ценность.
Всеобщим эквивалентом становился «предпочитаемый всеми продукт». У разных народов были разные всеобщие эквиваленты. Исторически известно множество форм всеобщих эквивалентов, которые в той или иной мере сохраняются по настоящее время в разных уголках земли: соль, скот, меха, ракушки каури и т. д. Их роль возрастает в трудные времена, например, во время войн, кризисов. В ХХ веке неоднократно были возвраты к такому типу товарных отношений у разных народов. Имеются они и в современном мире.
Появление всеобщих эквивалентов породило понятие стоимости товаров. Стоимость — эквивалентность товара, выраженная в товаре посреднике. Скажем, три килограмма клубники за 6-часовой рабочий день поденщика являются стоимостью его рабочей силы.
Стоимость - определенный, конкретный тип рыночных отношений, когда посредником служат предшественники денег. Это -более развитые формы рыночных отношений по сравнению с обменом. С древности они сохраняются как пережиток в чистом виде. В таком случае стоимость определялась затратами труда и, видимо, даже ОНЗТ. И здесь нет ничего мистического, трансцендентного. В таком случае имеет прямое значение вопрос «сколько стоит товар». Пережитки этих отношений сохраняются по настоящее время, например, при оплате труда аграрных поденщиков [см. 35].
В. Торговля —высшая форма рынка. Ее возникновение вызвано развитием общественного разделения труда, ростом производительности труда и появлением денег.
Возвышение ® Рост разделения ®Рост произво- ®Денежная форма
потребности труда дительности труда стоимости
Деньги существуют с древности и сегодня являются основой рыночной экономики. В связи с этим закономерен вопрос И. Канта: «Что такое деньги?». Философски обоснованный ответ на него предполагает теоретическое объяснение на основе иерархической системы понятий. В результате возникло классическое определение сущности денег К. Маркса.
Развитие рынка породило деньги. Историческая тенденция состоит в том, что продукт труда принимает форму товара, а определенный товар становится деньгами: деньги — превращенная форма товара. «Трудность состоит не в том, чтобы понять, что деньги — товар, а в том, чтобы выяснить, как и почему товар становится деньгами» (К. Маркс). Возникновение денег означало выделение из мира товаров одного товара особого рода («предпочитаемого всеми продукта») или их деление на обычные товары («плебеи») и «царя».
Деньги метафорически называли и кровью рынка, и палачом всех товаров, и деспотом товаров. В товарах, и особенно в деньгах, «общественное отношение лиц превращено в общественное отношение вещей, личная мощь — в некую вещную мощь». В связи с этим, по И. Канту, следует выявить: «… Как возможно, чтобы то, что сначала было товаром, становилось в конце концов деньгами?». По К. Марксу следует осмыслить эволюцию товара в посредника, а посредника — в деньги, а денег — в бумажные их символы.
Для понимания сущности денег необходимо иметь в виду две стадии в их жизни: становление (монетизация золота) и вырождение (демонетизация золота).
Деньги
───────────┼────────────
Становление Вырождение
Становление денег (монетизация золота) представляло процесс развития всеобщего эквивалента — вытеснения многих товаров из этой функции благородными металлами.
Проблемой всеобщих эквивалентов (ВЭ) является соответствие их свойств потребностям выполняемой ими функции. У каждого из них свои недостатки. В результате конкуренция товаров за выполнение функции всеобщего эквивалента.
Выполнение любым товаром функции всеобщего эквивалента зависит от содержания его потребительной стоимости. Соответствие свойств посредников требованиям обращения товаров лежало в основе эволюции посредников и возникновения денег. Стихийное развитие рыночных отношений вело к вытеснению тех товаров, физические свойства которых не в полной мере соответствовали функции всеобщего эквивалента и создавали трудности обращения товаров. Если меновым товаром был скот, то его надо кормить, охранять от хищников, перегонять. Если эту функцию выполняло зерно, то его могли испортить долгоносики и т. п. Если такую функцию выполняли малоценные товары, то требовались большие усилия на то, чтобы их носить. В целом стихийный отбор меновых товаров постепенно вел к выделению отдельных товаров, естественные функции которых более всего соответствовали выполнению ими функции всеобщего эквивалента. В древности эту функцию выполняли черные металлы, потом цветные, а затем благородные. Серебро и золото длительное время выполняли эту функцию одновременно, что называли биметаллизмом, то есть когда два металла выполняют функцию денег.
Переход к металлам в качестве всеобщего эквивалента был обусловлен многими их свойствами. Металлы могут произвольно делиться и вновь сплавляться. Они не требуют особых затрат труда на их хранение. Они были редкими ввиду того, что общество не нашло тогда легких способов их получения, а поэтому они были дорогими. Их требовалось немного для покупки других товаров. Эти же самые свойства были основой и для отбора благородных металлов в качестве всеобщего эквивалента.
Золото — первый, освоенный обществом металл ввиду существования его в качестве самородков. Первоначально оно было обычным товаром, а затем все более становилось богатством. Добыча золота шла уже 6–7 тыс. лет назад, и оно все более становилось меновым товаром. Тем самым мир товаров все более делился на две части — обычные товары («плебеи») и товар особого рода («царь»).
В целом однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность, трудоемкость, высокая ценность, эстетичностьблагородныхметаллов привели к тому, что они стали выполнять функцию всеобщего эквивалента и тем самым превратились в деньги. Золото использовали в качестве денег в Египте и Вавилоне 4–5 тыс. лет до н. э.
Золото — не деньги, но деньги — это золото в качестве всеобщего эквивалента. Становление денег привело к превращению обращения товаров в торговлю, а стоимости товаров — в цену. Цена — это денежное выражение стоимости товара, проявление эквивалентности обмениваемых товаров на основе издержек по их производству и реализации. «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда».
У всех товаров имеется только естественное свойство — полезность, а у золота возникает общественное свойство. В результате этого мир товаров подразделился на две части: просто товары и деньги, которые выполняют специальную функцию для первых, служат им. В результате обращение сводится к двум сделкам - продаже и купле товара.
Замена простых товаров в качестве эквивалентов золотом происходила постепенно в меру формирования торговли как нового типа отношений людей по поводу ресурсов. Данный процесс характеризовался такими ступенями: ограничение эквивалентных товаров теми, которые пользуются всеобщим спросом, затем ограничение непортящимися товарами (например, соль), затем ограничение долговечными товарами (металлами), затем — красивыми (медь), затем благородными, затем — золотом.
Возникновение денег привело к превращению товарных отношений в торговлю — товарно-денежные отношения, а также к возникновению чисто денежных, финансовых отношений. Возникновение торговли не отрицало менее развитых форм рыночных отношений. Деньги — новая общественная сила. Они становятся главным фактором общественной жизни. «Люди гибнут за металл» (Гете, Фауст) потому, что тот, у кого имеется золото, становится властелином общества. «Деньги — великий товар-посредник» (С. Бейли). За всю историю общества золота добыто объемом куба со стороной 17 м, 140 тыс. т. В среднем при добыче золота на тонну руды приходится 6 г.
Эволюция денег.Первоначально золото использовали в естественном виде — в форме самородков в торговле по весу. При сделке каждый раз необходимо было его взвешивать, что требовало особых условий — точных весов, а также гарантии полноценности (пробы) золота. В Египте и Вавилоне 3–4 тыс. лет до н. э. использовали золотые и серебряные пластинки – приобретая товары, в обмен отрезали от них маленькие кусочки и взвешивали их. 1200 лет до н. э. в Египте деньги имели вид золотыхколец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Такие золотые кольца в качестве денег сохранялись в Судане до ХVIII века. Затем стали делать слитки различной конфигурации (в том числе бобообразные) и строго определенного веса, которые не взвешивали. В последующем на них выбивали рисунок. Они весили 14 г. Это было не золото, а электр — сплав золота и серебра. Позднее их стали делать из золота, ставить на них круглую печать, которая удостоверяла его пробу и вес. Первые такие деньги были стандартными кусками металла с оттиском печати того, кто ее выпускал. Их называли по единице веса, которой они равнялись, например, шекель (определенная мера веса). Спустя 500 лет после появления денег их стали называть монетой, по имени богини Юноны. Значение слова «монеты» в смысле «деньги» возникло позже вследствие того, что поблизости от храма Юноны Монеты на той же площади в Древнем Риме стоял монетный двор, где и делались эти самые «монеты». От имени этой богини произошло и английское слово деньги «money». Эволюционный ряд становления монет или основных форм денег:
самородки ® пластинки ® кольца (браслеты) ®
® «бобы» ® «лепешечки» ® монеты
Вырождение денег (демонетизация золота).Вырождение денег началось одновременно с завершением монетизации золота. И причиной этому были законы монетного обращения, свойства золота, фальсификация монет.
Монета - определенный кусочек золота, на котором указан вес и герб того, кто удостоверял этот вес, как и качество металла. Первые монеты появились в VII веке до н. э. Монеты имели хождение не по весу, а по номиналу, т. е. в соответствии с тем количеством золота, которое указано на них. Для торговых сделок не важно строгое содержание веса монеты, а достаточно знать то, что написано на ней. В таком случае действует принцип «за что продал, за то купил». При продаже своего товара продавец получил монету, на которой указано: 5 г золота. Он настаивал на том, чтобы при ее использовании для покупки товара у него взяли эту монету как имеющую 5 г золота.
Золото — мягкий металл. Оно в прямом смысле «липнет к рукам». Хождение монет ведет к тому, что они стираются при передаче из рук в руки. Средняя золотая монета ежегодно теряет 0,07% собственного веса. За 2600 лет обращения золотых монет общая величина потерь по этой причине превысила 2 т золота. Для того чтобы уменьшить количество золота у человека, достаточно прикоснуться руками к его золотой вещи. О такой потере золота можно судить по позолоченным предметам, которые относительно быстро теряют позолоту.
Потеря веса золотых монет ввиду их стирания породила необходимость добавления в монеты лигатуры — иных цветных металлов, с тем чтобы монеты меньше стирались. В результате возникло несоответствие между тем, что написано на монете, и ее реальным содержанием, т. е. количеством золота в ней. Написано 5 г золота, а в монете его меньше на величину меди. Дополнительным фактором стало и то, что закономерность обращения денег по номиналу была осознана субъектами рынка, прежде всего менялами. Они стали портить монеты. Легчайшим способом порчи было их стирание при обмене. Поскольку каждый город имел свою монету и при посещении другого города надо было обменять иногородние монеты на монеты данного города, что обычно делали менялы, то последние должны были удостовериться в том, что монета действительно из золота. Для этого они терли ее о коврик. В результате монета стиралась, а на коврике накапливалось золото. Осознав это, меняла сжигал коврик через определенный период времени и получал определенное количество золота. Монеты же постепенно становились неполновесными (неполноценными). Их надо было изымать и заменять полновесными. На самом же деле стали делать наоборот: изымали полноценные и переплавляли их в неполноценные монеты понижением их пробы.
Фальшивомонетчики использовали замену полновесных монет неполновесными как средство получения дохода. Это породило обесценение денег, потерю их реального содержания. В результате возникли знаки (символы), которые не имели вообще в себе золота или не имели «внутренней стоимости». В последующем возникли бумажные знаки денег. Бумажные деньги — долговые расписки.
Становление рынка вело к формированию системы рыночных законов, которые определяют развитие рынка. А. Смит их назвал «невидимой рукой». Число и значение этих законов росло по мере становления рынка: обособленность товаропроизводителей, риск, стихийность, конкуренция, законы стоимости, спроса и предложения
10.3. Формы рынка
Рынок — главная форма сотрудничества людей в современном обществе. Его формы упорядочивают по многим признакам:
— объектам продажи (сферам деятельности): потребительский, факторный, ресурсный, финансовый, информационный, трудовой, отдельных товаров (обуви, одежды и т. п.);
– экономического назначения
Рынки товаров
┌────┴────┐
потребительских ® факторных
┌────┴────┐
специальных® ресурсов
┌────┴────┐
средств производства ® финансовых
┌────┴────┐
ссудного ® ценных
капитала бумаг
— территории (пространству): местные, региональные, национальные, международные, мировой;
— характеру продаж: оптовые, розничные; свободные, регулируемые;
– экономическому назначению: рынок капиталов, рынок продовольственных товаров;
— собственности: частная, государственная;
— организации: аукционы, биржи, тендеры и т. п.;
— уровню развития (ограниченности конкуренции): свободный, монополистический, олигополистический;
— субъектам: покупатели, продавцы, гос. учреждения, посредники;
— уровню насыщения: равновесный, дефицитный, насыщенный;
— зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся;
— по объему продаж: розничный, оптовый.
— по соответствию законодательству: легальные, нелегальные
— по экономическому назначению: потребительские, ресурсные….
Различают и иные формы рынка: бесплодный ↔ плодотворный, реальный ↔ потенциальный и др.
Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, действующих как со стороны предложения, так и со стороны спроса, проявляясь как признаки отраслевого рынка.
В качестве важнейших признаков рынка выделяют:
1. Концентрация продавцов. Это показатель удельного веса крупных производителей в отраслевом предложении.
2. Концентрация покупателей. Это признак отражает численность покупателей и распределение между ними долей рыночного спроса.
3. Степень дифференциации продукта – показатель однородности благ, предлагаемых фирмами, но имеющих одно и то же функциональное назначение.
4. Полнота рыночной информации;
5. Условия вступления в отрасль и выхода из нее;
6. Степень контроля производителей над ценами.
СТРУКТУРА РЫНКА
Динамизм рынка и сохранение исходных его форм привели к многообразию рыночных отношений. Современный рынок представлен деятельностью самых различных субъектов, начиная с тех, для кого рынок не является главным источником средств существования (кустари) и, кончая монополиями, которые господствуют на рынке.
Для понимания современного рынка в микроэкономике его изучают постепенно, итеративно от простых к сложным, от чистых к превращенным его формам. Первой его формой был рынок совершенной конкуренции (полиполия). Его законы действовали в чистом виде на заре рыночной экономики. Сегодня они также действуют в той или иной мере в чистом виде, но более существенным является их действие в превращенных формах. Затем изучают законы рынка бизнеса (капитала), которые наиболее полно действовали при капитализме до второй половины ХХ века. Они в большей мере действуют и сегодня по сравнению с законами совершенной конкуренции. Названные две группы законов рынка отражают в целом конкурентные формы рынков. Они не исчерпывают содержания современного рынка. В связи с этим изучают специфические законы современного неконкурентного рынка -законы монополистического рынка.
«СОВЕРШЕННЫМ КОНКУРЕНТОМ» называют такого производителя товара, который не воздействует на цены рынка. Он принимает цены рынка (ценополучатель). Доля его товаров на рынке несущественна, и сколько бы ни производил он товаров, цены на рынке не изменяются. Совершенный конкурент исходит из объективной цены его товара. Он приспосабливается к цене рынка. В настоящее время к совершенным конкурентам можно отнести мелких предпринимателей, капиталистов (мелкий бизнес). Спрос на их товары определяет рынок. Линия цены одновременно отражает средние и предельные доходы.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КОНКУРЕНТ вынужден понижать цены на свои товары с целью повышения их сбыта. Такое положение возникло в древнем мире. Это было в условиях реального докапиталистического и капиталистического рынков: цены были главным орудием конкурентной борьбы. В результате цены на товары имели тенденцию к падению. Реальный конкурент должен проводить политику ценоискателя, то есть определения такого уровня цен на свои товары, который позволит ему решить проблемы.
По мере развития рынка увеличивалось воздействие его законов на товаропроизводителя. Именно эти законы привели к ограничению чистого рынка бизнесом и становлению современного рынка, основными элементами которого являются олигополия, дуополия и, в известной степени, монополия. Максимизация прибыли конкурентной фирмой происходит на основе анализа предельных характеристик производимого товара.
ОЛИГОПОЛИЯ возникает при ограниченном числе конкурентов. Олигополисты знают друг друга. Их взаимная борьба учитывает множество факторов. Она, как правило, ведется неценовыми методами: «насилием» (ложь, обман, запугивание, убийство и т.п.), путем улучшения качества своих товаров, через рекламу, развитие послепродажного обслуживания техники и т.п. Отраслевые цены в таких условиях стабильны в силу согласования цен фирмами.
Поведение олигополий определяется множеством факторов, а поэтому необходим ряд моделей для отражения их деятельности. Олигополисты учитывают не только издержки своих товаров, но и ответные действия со стороны конкурентов. Обычно практику ценообразования олигополий иллюстрируют ломаной кривой спроса. Она предложена в 1939 году рядом экономистов. В соответствии с этой моделью понижение цены одной фирмой ведет к аналогичному понижению цены другими фирмами. При повышении же цены фирмой, другие фирмы не следуют за ней, а захватывают ее рынок более дешевыми товарами. Кривая спроса на товары олигополии имеет два участка: малой и большой эластичности. На первом этапе небольшое снижение цены дает большой прирост спроса. Их границей служит отраслевой уровень цен. Цены сначала падают медленно, а затем быстрее. На втором участке -большое падение цены ведет к небольшому росту спроса.
ДУОПОЛИЯ позволяет господствовать на рынке по причине отказа от ценовой конкуренции. Поскольку такое состояние в целом приобретает идеализированный характер (оно временно и редко имеет место на практике), то естественно, что цены все же имеют большое значение для таких субъектов рынка.
МОНОПОЛИЯ блокирует вход других продавцов на рынок. Она предполагает абсолютное господство на рынке продавца, обладание монопольной властью. Идеализируя господство монополий, предполагают возможность любого повышения цен на товары без изменения количества продаваемых ими товаров.
С древности возникали такие ситуации на рынке, но они были весьма редки и эпизодичны. Если цены монополиста рынка поднимались до определенного уровня, то происходил просто отказ покупателя от данного товара из-за возможности его замены другими благами. Признан факт – только цены на наркотики не влияют на уровень потребления. Поэтому реально монополии используют гибкую стратегию ценообразования.
Монополисты максимизируют не прибыль от отдельного товара, а ее массу от всего реализованного товара. Они понижают цены на свой товар до равенства предельных издержек и дохода (MC=MR).
ДИСКРИМИНАЦИОННАЯ МОНОПОЛИЯ сегментирует рынок и устанавливает для каждого из них особую цену на один и тот же товар. В результате она изымает «ренту покупателя»- заставляет платить каждого ту цену, которую он может.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ работает на общественные потребности. Ей устанавливают тарифы, т.е. фиксированные государством цены, и проводят политику стандартизации их товаров. В связи с этим для них теряет прежнее значение прибыль и главным становится удовлетворение общественных потребностей. Возникает особый тип трансфертных цен в рамках всей национальной экономики. При необходимости государство защищает эти цены всеми способами. Например, правительство США законом запрещает конкуренцию с местными поставщиками электроэнергии. В этих условиях госсектор оказывается в трудном финансовом положении, а его работники становятся объектом финансовой эксплуатации монополий.
Значение монополистического и монопольного секторов рынка постоянно растет. Монополизация рынка - преобладающая тенденция в развитии современных экономических отношений. Она усиливает господство финансовой олигархии и подрывает устои всех остальных слоев общества. Государство, выражая интересы всех слоев населения, выступает с политикой ограничения монополий. Государственная политика антимонопольного регулирования давно стала важным методом сдерживания монополий. Однако не следует преувеличивать её значение и сводить только к ней роль государства. Государство не только ограничивает монополии, но и защищает их интересы всеми способами, вплоть до административных запретов конкуренции с монополиями. Правительство США законодательно ограничивает конкуренцию в тех случаях, когда это надо экономической системе.
Возникновение современных монополий привело к их господству во всех сферах экономики. Они определяют развитие экономики, подчиняют ее себе. Монополизм обеспечивает им получение высоких прибылей, во многом превышающих среднюю прибыль.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР экономики в условиях современного рынка оказывается в зависимости от монополистического сектора экономики. Имеет место обычный грабеж государственного сектора в угоду частному капиталу посредством государственного его регулирования. Подчиняя его «интересам народа», удерживают заработную плату занятых в нем на низком уровне, устанавливают низкие цены на продукцию и услуги государственных предприятий. Тем самым частный сектор поль