Семинар 4. Теория поведения производителя в рыночной экономике. Модель совершенной и несовершенной конкуренции
1. Фирма: понятие, цель и функции фирмы.
2. Издержки фирмы: внешние, внутренние, постоянные, переменные, общие (валовые), средние, предельные, безвозвратные, вмененные издержки. Закон убывающей предельной производительности.
3. Доход и его формы. Общий, средний и предельный доход. Прибыль. Экономическая (чистая) и бухгалтерская прибыль.
- Понятие совершенной конкуренции и её характерные черты. Определения цены и объема производства. Подход «валовые издержки - валовый доход». Предельный подход.
5.Монополия. Характерные черты чистой монополии. Барьеры вступления в отрасль. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. Регулируемая монополия.
6.Монополистическая конкуренция. Характерные черты монополистической конкуренции. Олигополия. Понятие и распространение олигополии. Антимонопольное законодательство.
Пример практических заданий
- Известно, что рынок бензина в стране находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением Qd = 200 - 20 Р, где Qd — количество покупаемого бензина, тыс. галлонов, Р — цена 1 галлона бензина, тугрики. Средние издержки типичной бензоколонки равняются следующему выражению:
АС1 = 5 + (q1 - 5)2
Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочной перспективе?
Комментарии к заданию:
Если Р = min АС, то (АС)' = 2(q - 5) = 0, откуда q1 = 5 (оптимальный объем производства одной фирмы).
Р = 5 + (5 - 5)2 = 5. Тогда Qd = 200 – 10*5 = 150.
Число фирм в отрасли:
MC= Qd/ q1=150/30=5
- Зависимость общих издержек предприятия (ТС) от объема производства (Q) представлена таблицей:
Q | ||||||
ТС |
При какой цене товара предприятие прекратит производство в долгосрочном периоде?
3.Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице:
выпуск продукции в единицу времени, шт | общие затраты, руб |
Если цена товара 15 руб., какой объем производства выберет предприятие? Ниже какого уровня должная снизиться цена, чтобы фирма прекратила производство данного товара?
4. Даны функция затрат монополии TC=50+20Q и функция спроса P=100-4Q. определите объем производства, цену и максимальную прибыль. Как изменится объем производства и сумма прибыли, если монополия будет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию?
5. Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн.руб. Функция спроса P=304-2Q и функция затрат TC=500+4Q+8Q2.Определите оптимальный объем выпуска и цену. какими были бы оптимальный выпуск и цена, если бы монополия преследовала цель максимизации прибыли?
Тесты
Кто является собственником акционерного общества:
а) акционеры;
б) наблюдательный совет;
в) президент;
г) члены правления.
2.Какая из правовых форм бизнеса является самой распространенной в странах с развитой рыночной экономикой:
а) единоличное владение;
б) товарищество;
в) акционерное общество;
г) кооператив.
3.Партнер полного товарищества обязан оплачивать долги предприятия в случае банкротства из личных средств. Какой из недостатков товарищества это иллюстрирует:
а) недолговечность;
б) ограниченность финансовых ресурсов;
в) неограниченную ответственность;
г) двойное налогообложение.
4.Какую из следующих функций не выполняют рядовые акционеры в акционерном обществе открытого типа:
а) получают часть прибыли;
б) управляют процессом производства;
в) выбирают наблюдательный совет;
г) являются собственниками предприятия.
5.Для какой из форм предпринимательства характерны следующие черты: долговечность, ограниченная ответственность, двойное налогообложение:
а) единоличное хозяйство;
б) товарищество;
в) акционерное общество;
г) партнерство ;
6. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки:
а) DVC/Q;
б) DVC/DQ;
в) FC/Q;
г) DFC/DQ.
7. Общие издержки производства представляют собой:
а) затраты, связанные с использованием всех ресурсов и услуг для производства продукции;
б) явные (внешние) издержки;
в) неявные (внутренние) издержки, включая нормальную
прибыль;
г) затраты товаропроизводителя, связанные с приобретением потребительских товаров длительного пользования.
8. Экономическая прибыль равна разности:
а) между валовым доходом и внешними издержками;
б) между внешними и внутренними издержками;
в) между валовым доходом и общими издержками;
г) между бухгалтерской и нормальной прибылью.
9. Бухгалтерская прибыль равна разности:
а) между валовым доходом и внутренними издержками;
б) между общей выручкой и амортизацией;
в) между внешними издержками и нормальной прибылью;
г) между валовым доходом и внешними издержками.
10. К переменным издержкам относятся затраты, связанные:
а) с увеличением общих издержек;
б) с изменением объема производимой продукции;
в) только с внутренними издержками;
г) с наращиванием основного капитала.
11. Затраты на производство единицы продукции представляют собой:
а) общие издержки;
б) средние издержки;
в) средний доход;
г) полные переменные издержки.
12. К средним переменным издержкам относятся:
а) затраты на дополнительно выпускаемую единицу продукции;
б) полные переменные издержки, приходящиеся на единицу
продукции;
в) затраты, связанные с сокращением объема выпуска на единицу;
г) средняя величина получаемого дохода.
13. Нормальная прибыль, как вознаграждение за предпринимательский талант, включается в состав:
а) экономической прибыли;
б) внутренних издержек;
в) внешних издержек;
г) рентных платежей.
14. Какие из перечисленных видов издержек отсутствуют в долгосрочном периоде:
а) постоянные издержки;
б) переменные издержки;
в) общие издержки;
г) издержки обращения.
15. Спрос на продукт предприятия в условиях совершенной конкуренции:
а) совершенно не эластичен;
б) совершенно эластичен;
в) не эластичен;
г) эластичен.
16. На рынке совершенной конкуренции предприятие:
а) выпускает уникальные продукты;
б) вступает в неценовую конкуренцию;
в) руководствуется ценой равновесия;
г) частично контролирует цены.
17. Укажите, что является критерием определения объема производства, обеспечивающего максимум прибыли предприятия:
а) наименьший разрыв между общими и переменными издержками;
б) наименьший разрыв между валовым доходом и общими издержками;
в) совпадение общей выручки с общими издержками;
г) наибольшая разность между валовым доходом и величиной общих издержек.
18.В краткосрочном периоде критерием максимизации прибыли
на рынке совершенной конкуренции являются:
а) предельные издержки меньше среднего дохода;
б) максимальная разность между предельным доходом и предельными издержками;
в) наибольший разрыв между ценой и общими издержками
г) предельные издержки равны цене.
19. В условиях чистой монополии кривые спроса отдельного предприятия и отрасли:
а) не совпадают;
б) совпадают только частично;
в) совпадают только на эластичном участке;
г) совпадают.
20. Максимизирующий прибыль монополист может назначать:
а) самую высокую цену;
б) самую низкую цену;
в) оптимальную цену;
г) все перечисленное.
21. Ценовая дискриминация относится к рынку:
а) чистой конкуренции;
б) монополистической конкуренции;
в) олигополии;
г) монополии.
22. В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает:
а) уникальный продукт;
б) дифференцированный продукт;
в) стандартизированный продукт;
г) унифицированный продукт.
23. В условиях олигополии предприятие:
а) полностью контролирует цены;
б) ведет жесткую ценовую политику;
в) контролирует цены в узких рамках;
г) не контролирует цены.
24. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) сегментирует рынок;
б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
в) монополизирует рынок;
г) осуществляет ценовую дискриминацию.