Семинар 1. Экономика как наука.
1.Общество и экономика. Роль экономики в обществе. Проблема экономии.
2.Экономические блага, потребности экономических субъектов и ограниченность ресурсов.
3.Предмет экономической теории. Структура функции и принципы экономической теории.Основные экономические школы и этапы их развития.
4.Методология и методы экономической науки.
5. Экономические системы. Классификация экономических систем.
Примеры практических заданий
Пример. Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2часа на производство стола, а Иван - 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола.
Определите:
1) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов,
2) как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов;
3) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана
Решение. Кривые производственных возможностей изображены на рисунках.
Альтернативная стоимость изготовленного по технологии Ивана первого стола равна 0,5 табуретки (производительность первого часа составляет 1 стол = 1/2 табуретки). Альтернативная стоимость изготовленного по технологии Ивана последнего стола равна одной табуретку (производительность 8 ч при том условии, что Иван делает столы, a Василий табуретки, составляет 8 столов=8 табуреток).
- Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | В | С | D | E | |
Автомобили (млн. шт.) | |||||
Управляемые ракеты (тыс. шт.) |
а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?
б) Обозначьте точку С внутри кривой и точку Н вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н?
в) Начертите кривую производственных возможностей для того случая, когда технология производства ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
Тесты
Выберите правильный вариант ответа:
1. Из представленных ниже определений предмета экономике выберите наиболее полное и корректное:
а) как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.
б) деятельность, включающую производство и обмен товарами.
в) переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.).
г) деньги, банковскую систему и капитал.
2. Что из представленного ниже относится к микроэкономическому уровню
исследования:
а) конкуренцию на московских розничных рынках.
б) инфляция;
в) занятость трудоспособного населения;
г) государственный бюджет .
3. Экономическая теория:
а) может быть нормативной и позитивной;
б) в зависимости от уровня рассмотрения подразделяется на
макроэкономику и микроэкономику;
в) пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования;
г) не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму.
4. В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:
а) как решать проблемы редкости благ;
б) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;
в) как перераспределить блага, чтобы достигнуть всеобщего равенства,
г) как решать проблемы избыточных потребностей;
5. Из перечисленных моделей не является микроэкономической:
а)модель фирмы;
б)модель потребителя;
в)модель рыночного равновесия;
г)модель отрасли.
6. Экономические потребности – это:
а)потребности, которые могут быть удовлетворены путем потребления материальных благ или услуг;
б)блага, которые необходимы человеку;
в)вещи и услуги, которые вы можете приобрести на свои ограниченные ресурсы;
г)природные ресурсы, капитал и труд.
7. Что лучше всего описывает проблему редкости ресурсов:
а)в любой экономике всегда чего-то не хватает;
б)ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей;
в)бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые;
г)чем меньше какого-либо ресурса, тем он более редок.
8. Если все ресурсы страны используются с максимально возможной эффективностью, то дополнительные товары народного потребления:
а)не могут быть произведены;
б)могут быть произведены только под контролем правительства;
в)могут быть получены только при развитии торговли с другими странами;
г) могут быть произведены при перераспределении ресурсов.
9. Альтернативные издержки получения высшего образования не включают в себя:
а)заработную плату, которую вы бы получали, если бы вам не надо было бы посещать институт;
б) деньги, потраченные на учебники;
в) деньги, потраченные на еду;
г) плату за обучение в институте.
10. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 60 рублей в час, альтернативные издержки одного часа досуга равны:
а) 40 руб.;
б) 50 руб.;
в) 60 руб.;
г) 70руб.
11. Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции:
а)может быть кривой произвольного вида;
б)является выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек;
в)является выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности;
г)является выпуклой вверх кривой в результате действия закона предельной полезности.
12. Производственные возможности общества выражены уравнением: 3y+4x=120. Приростные альтернативные издержки производства пятой единицы блага y (в единицах блага x) равны:
а) 0,75;
б) 1,3;
в) 3;
г) 4.
13.Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:
а) альтернативные издержки снижаются;
б) альтернативные издержки увеличиваются;
в) альтернативные издержки постоянны;
г) все ответы неверны.
14.Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов:
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
15.В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
16.Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к :
а) меркантилизму;
б) теории физиократов;
в) взглядам классиков английской политической экономии.
17.Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства;
б) монетаризма;
в) марксизма;
г) маржинализма.
18.Термин «экономическая модель» означает:
а) полное и подробное описание функционирования экономики;
б) статистическое исследование экономических процессов;
в) упрощенное описание экономических явлений, фактов и зависимостей между ними;
г) любое описание экономических явлений.
19.Экономическая модель «Граница производственных возможностей» демонстрирует:
а) какие товары наиболее выгодно производить в обществе с ограниченными ресурсами;
б) альтернативные варианты производства двух товаров при полном задействовании всех ресурсов, имеющихся в распоряжении общества;
в) невозможность использования всех ресурсов, имеющихся в распоряжении общества;
г) какие технологии нужно использовать в производстве двух товаров.
20.То, что величина альтернативных затрат при увеличении выпуска каждого из товаров на единицу возрастает, объясняется тем, что:
а) кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму;
б) не все ресурсы, используемые для производства одного товара, можно с легкостью переключить на производство другого;
в) ресурсы, используемые при производстве двух товаров, обладают полной взаимозаменяемостью;
г) ресурсы используются не полностью.
21. Нормативная экономика занимается:
а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;
б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;
в) определением взаимосвязи между природой и обществом;
г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.