Тема 2.6. Теория институциональных изменений
Ранние теории институциональных изменений. Основные источники институциональных изменений у Т. Веблена, Й. Шумпетера, Дж. Коммонса. Теория институциональных изменений Норта.
Классификации институциональных изменений. Централизованные/спонтанные институциональные изменения. Различные механизмы институциональных изменений: эволюция институтов, закрепление неформальных правил, импорт институтов. Издержки импорта институтов в различных условиях. Применение институционального анализа к изучению проблем переходных экономик.
Зависимость от прошлой траектории развития (проблема колеи). Институциональные ловушки. Институциональные проблемы переходного периода в России. Измерение социокультурных показателей. Роль культурных факторов в экономическом развитии. Влияние культуры на формальные институты.
Семинар «Механизмы институциональных изменений.
Итоги II раздела»
1.Зависимость от предыдущего пути развития и институциональные ловушки.
2. Тестирование по итогам II раздела.
Семинар «Институциональные объяснения траекторий развития: концепции порядков доступа Норта- Уоллиса-Уэбба Вайнгаста» -
учебная групповая дискуссия
Обсуждение доклада Д. Норта, Дж. Уоллиса, С. Уэбба, Б. Вайнгаста «В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности» (см. Вопросы экономики. 2012. №3 или http://www.hse.ru/data/2012/03/21/1264833214/North-tip)
Вопросы для обсуждения:
- Почему наблюдается рост в отдельных обществах, где нет «правильных» институтов, и почему «правильные» институты не срабатывают в несозревших для них странах?
- Устранение насилия, как результат договоренностей между разными элитными группами, составляет суть состояния развивающихся обществ?
-Какие положения доклада актуальны для российской действительности?
Семинар «Институциональные объяснения траекторий развития: культурные факторы» – учебная групповая дискуссия
1. Роль культурных факторов в экономическом развитии. Влияние культуры на формальные институты.
2. Измерение социокультурных показателей.
3. Экономическое развитие России: влияние культурных факторов.
Задания для самостоятельной работы
1.Дать определение следующим терминам (понятиям): институциональные изменения, институциональные технологии, импорт институтов, дисфункции институтов, дискретные институциональные изменения, QWERTY-эффекты, «эффект колеи», институциональные ловушки, инклюзивная и экстрактивная институциональная среда, культурный капитал.
3. Подготовить научное сообщение по одной из тем: «Неэффективные технологические стандарты и причины их устойчивости», «Институциональные ловушки: примеры российской экономики», «Дисфункции институтов: примеры российской экономики».
4. Соотнесите понятия: культурный капитал, человеческий капитал, социальный капитал; «Институты имеют значение», «Культура имеет значение».
5. Реферирование научных статей по теме занятия («Журнал институциональных исследований», «Вопросы экономики» и др.).
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к семинарам
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).
Изучение данной темы следует начать с выявления причин и источников институциональных изменений. В этой связи особое внимание следует уделить неоинституциональному подходу к вопросам институциональной динамики, который соединяет подход Коммонса и Менгера. Затем изучите модель институциональных изменений Норта. Проработайте понятие траектории институциональных измененй: импорт (трансплантация) институтов, конструирование (выращивание). Уясните, что такое дисфункции институтов, а именно: атрофия и перерождение, активизация альтернативных институтов и отторжение, институциональный конфликт. Данные вопросы следует иллюстрировать конкретными примерами из практики реформ отдельных стран.
Центральной темой первого занятия является проблема институциональных ловушек – неэффективных устойчивых норм. Механизм институциональных ловушек предлагается изучать по работам В.М. Полтеровича (см. список литературы). По мнению В.М. Полтеровича, возникновение институциональных ловушек обусловлено совместным действием четырех универсальных механизмов: эффекта координации, эффекта обучения, эффекта сопряжения и культурной инерции. Подробно разберите данные понятия. Далее познакомьтесь с примерами институциональных ловушек и возможными путями выхода из них. Конечно, следует проработать и проблему QWERTY-эффектов.
Следующие два занятия посвящены институциональным объяснениям траекторий развития. Второе семинарское занятие предполагает обсуждение доклада Д. Норта, Дж. Уоллиса, С. Уэбба, Б. Вайнгаста «В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности». В обязательном порядке следует ознакомиться с данной работой, прочитать одноименную статью в журнале «Вопросы экономики» (№3, 2012). Студенты должны уметь передать позицию авторов, аргументировано объяснять их цели, методы, которые они используют, полученные авторами результаты. Важно понимать доклад, уметь пересказать его близко к тексту. Каждый студент готовит по докладу 5 вопросов.
Заключительный семинар проходит в виде учебной дискуссии. Заранее студенты должны познакомиться со следующими работами: Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002 (http://www.msps.su/files/2010/12/Wer_culture-matters1a.pdf); Аузан А.А. Культурный капитал как точка опоры новой экономической стратегии. Почетный доклад в НИУ-ВШЭ (http://opec.ru/data/2015/04/24/1234026638/АУЗАН 2.pdf). Также можно познакомиться с другими статьями А. Аузана, работой Д. Асемоглу, Дж. Робинсона «Почему нации проигрывают: источники власти, преуспевания и бедности». Первый и второй вопросы занятия предполагают обмен мнениями по теме: «Влияние культурных факторов на экономическое развитие». Надо познакомиться с определением культурного капитала, методиками по измерению культуры Инглхарта, Хофстеде, выяснить, что такое культурная инерция, каковы экономические последствия различий в культуре. Следующий блок проблем посвящен России. Как влияют культурные ценности россиян на экономическое развитие, что такое «русская ловушка» и «русский потенциал» (по Аузану), каковы каналы трансляции культурных норм. Очень важно аргументировано высказывать свою точку зрения.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите источники институциональных изменений по Д. Норту.
2. Почему неэффективные технологические стандарты существуют длительное время?
3. Что Вам известно об измерении социокультурных показателей?
4. В чем заключается дисфункция трансплантированных институтов?
5. Каковы возможные пути выхода из институциональной ловушки?
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.