Теория институтов и институциональных изменений Дугласа Норта

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИМЕНИ Ю.А. ЛАВРИКОВА

Методические указания

по проведению практических занятий

и выполнению комплексной контрольной работы

по дисциплине

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

для специальности 080507 «Менеджмент организации»

для студентов дневной и вечерней форм обучения

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Рекомендовано научно-методическим советом университета

Методические указания по проведению практических занятий и выполнению комплексной контрольной работы по курсу «Теория организации» (для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и вечерней форм обучения). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 81с.

Авторы-разработчики: канд. экон. наук, доц. О.В. Русецкая

канд. экон. наук, ст. преподаватель Е.Э. Колчинская

Рецензент: канд. экон. наук, доц. П.И. Тишков

© Издательство СПбГУЭФ,

2009
СОДЕРЖАНИЕ

1. Практическое занятие 1 «Эволюция взглядов на сущность организации».  
2. Практическое занятие 2 «Разновидности организаций».  
3. Практическое занятие 3 «Классификация систем управления».  
4. Практическое занятие 4 «Законы и принципы организации».  
5. Практическое занятие 5 «Структуризация и реструктуризация организаций».  
6. Практическое занятие 6 «Организационная культура».  
7. Комплексная контрольная работа 8. Литература (основная и дополнительная) ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6.    
   
   
   

1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 «ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

Занятие проходит в форме устного опроса. Темы для обсуждения с вопросами:

Организационная наука Александра Александровича Богданова.

1.1. Кто высказал идею необходимости сис­темного подхода к изучению организации?

1.2. Как называется монография выдающегося русского ученого А.А.Богданова?

1.3. Что должно быть предметом научного обобщения по мнению А.А.Богданова?

1.4. В чем смысл Закона наименьших?

Теории Ренсиса Лайкерта.

2.1. Почему Р.Лайкерт считал неэффективными организации, построенные на основе положений классической теории?

2.2. Чем должны заниматься руководители в соответствии с классической теорией, как это формулирует Р.Лайкерт?

2.3. Какая организация является эффективной согласно теории Р. Лайкерта?

Теория административного поведения Герберта Саймона.

3.1. Каковы основные характеристики административного работника по Г. Саймону?

3.2. Какой комплекс действий по Г.Саймону входит в процесс конструирования цепочек «средства-цели»?

3.3. Что усиливает рациональное поведение в организации по Г.Саймону?

4. Универсальная теория формирования организаций – теория Гласиер.

4.1. В чем сущность теории Гласиер?

5. Концепция формирования эффективных организаций - "структура-5" Генри Минцберга.

5.1. Какие 5 координационных механизмов предложил Г. Минцберг, в чем их суть и каким образом они меняются по мере усложнения деятельности организаций?

Теория организационного потенциала Игоря Ансоффа.

6.1. Какие организационные проблемы И.Ансофф называл оперативными, а какие – стратегическими?

6.2. Какую задачу высшего руководства со­временной фирмы И.Ансофф считает основной?

6.3. Какие виды структур описываются в трудах И.Ансоффа?

6.4. Какую идею И.Ансофф считает основной в науке о формировании организационных структур?

Концептуальные основы менеджмента в учении Питера Дракера.

7.1. Какая идея является стержневой в учении П. Дракера?

7.2. Каким образом П.Дракер определял роль управления в экономическом и социальном развитии?

7.3. Что должно служить основой всех форм мотивации и поощрения по П. Дракеру?

7.4. Какую свою управленческую идею П. Дракер считал впоследствии самой оригинальной и важной?

7.5. Как П. Дракер определял нововведения?

Теория институтов и институциональных изменений Дугласа Норта.

8.1. Что такое институты по Д.Норту?

8.2. Под чьим влиянием происходит институциональное развитие экономики? Когда появляются новые институты?

8.3. Что является ключом к экономическому росту?

ТЕСТ

Наши рекомендации