Международной экономической политики Республики Беларусь
В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каждая из которых берет на себя выполнение определенных функций. При этом всемирные отношения доминируют над внутри- страновыми, выполняя роль основной составляющей экономического успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдельных государств и снижает эффективность традиционных инструментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых экономических отношений. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.
Республика Беларусь — это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэкономических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств — членов Евросоюза. В 2010 г. экспорт товаров и услуг составил 54,6 % к годовому ВВП, импорт товаров и услуг — 68,2 %, уровень воспроизводственной открытости экономики достиг 61 %. Высокий показатель воспроизводственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйственных субъектов в процессы международной кооперации несет в себе риски зависимости экономической ситуации в республике от действий зарубежных экономических субъектов и ситуации на международных рынках.
Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции, обозначаются контуры новых центров экономического лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчивости социально-экономического развития страны, в числе которых:
• риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;
• возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;
• риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики;
• дестабилизация национальной финансовой и денежно- кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы.
Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и услуг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций в 2010 г. сложилось в размере -15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторговые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причиной дестабилизации финансовой системы страны, проявившейся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г.
Анализ изменения внешнеторгового сальдо по основным позициям отечественного экспорта и импорта в 2005—2010 гг. показал, что наибольший вклад в ухудшение данного показателя внесли топливно-энергетические ресурсы, что было вызвано повышением цен на импортируемый республикой природный газ (+3,1 млрд дол. США) и изменением условий закупок российской нефти за счет введения экспортных пошлин (+1,9 млрд дол. США). Нарастание отрицательного сальдо в торговле товарами за 2006—2009 гг. в первую очередь было обусловлено ростом импортоемкости экспортируемой продукции, в общем объеме которой снижалась доля инновационных товаров с высокой добавленной стоимостью. Невысокий уровень добавленной стоимости в цене экспортируемой промышленной продукции (27,7 % в докризисном 2008 г. против 40—45 % в развитых странах) не обеспечивал компенсацию растущих затрат на промежуточный, главным образом, сырьевой импорт.
В 2006—2010 гг. товарная структура экспорта не претерпела позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Для нее характерны завышенная доля энергетических и низкая доля промышленных высокотехнологичных товаров. Сохраняется высокая степень зависимости объемов экспорта от ограниченного числа товарных групп, прежде всего нефтепродуктов, доля которых в общем объеме экспорта в 2010 г. составила 26,8 % . При этом, несмотря на расширение географии экспорта с 123 до 150 стран, основным рынком сбыта продолжает оставаться российский — 38,9 % белорусского экспорта.
Наряду с проблемами во внешней торговле наблюдается отсутствие прогресса и по другим важным направлениям международной экономической деятельности. Так, по итогам 2009 г., накопленный объем ПИИ в Беларуси в среднем на душу населения составил всего 883,1 дол. США, что является одним из самых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств, свидетельствуя об огромном незадей- ствованном потенциале привлечения инвестиций в национальную экономику. Существенно ограничивает возможности наращивания экспорта также отсутствие широкой интеграции отечественных производителей в производственно-сбытовые цепочки ТНК — движущую силу развития мировой экономики и международной торговли. В настоящее время ТНК производят более 1/4 мирового ВВП и контролируют примерно 4/5 мирового банка технических лицензий и патентов, 2/3 объема международной торговли товарами и услугами.
Одним из инструментов финансовой стабилизации и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики, реализуемых в сфере внешнеэкономической деятельности, является проведение многовекторной политики, нацеленной, в частности, на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических ресурсов, привлечение ПИИ и включение белорусских предприятий в технологические и воспроизводственные процессы крупнейших ТНК. Многовекторная политика базируется на таких определяющих для международной жизни понятиях, как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоуважение и честность. На их основе наша страна стремится выстраивать с каждым из государств добрые и доверительные отношения, но не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов». Беларусь последовательно проводит курс на укрепление отношений как с давними партнерами, так и с отдаленными регионами, где открываются новые перспективы взаимодействия.
В общемировой практике многовекторная политика представляет собой один из новых методов многосторонней дипломатии, соответствующих изменяющимся качествам международных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. В ее рамках группы стран взаимодействуют в гибких форматах для реализации своих совпадающих интересов и для того, чтобы общими усилиями способствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений. Многовекторная политика в настоящее время проводится многими государствами, включая Китай, Индию, Бразилию, из среднеазиатских стран — Казахстаном и Узбекистаном; при этом для большинства из них характерны высокие темпы экономического роста и ускоренная технологическая модернизация, что свидетельствует, в том числе, об эффективности выбранного внешнеполитического курса.
Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси как важнейшая составляющая международной многовекторной политики нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельности, доступа к международным рынкам факторов производства. Охарактеризуем основные направления ее реализации:
1. Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополистами. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демонстрируют высокие темпы развития экономики и являются перспективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции.
2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, позволяющая увеличить объем экспорта продукции отечественных производителей и снизить риски неблагоприятного изменения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного экономического роста, обеспечивающим экономическую безопасность государства.
3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлечение ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслуживанием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабочими местами инвестиции приносят в страну передовые технологии, поэтому наиболее плодотворо сотрудничество с обладающими такими технологиями промышленно развитыми и новыми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является благоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направлены проводимые в республике институциональные реформы.
4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым технологическим укладам; расширение масштабов внедрения результатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная деятельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем.
5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные отрасли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и наличием необходимой инфраструктуры.
Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих документах, является выход к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития им- портозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов.
Для обеспечения выхода на положительное внешнеторговое сальдо предусматривается увеличение объемов импорта к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами (табл. 9.1), что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.
Таблица 9.1. Прогноз изменения основных структурных составляющих импорта на 2015 г., %
|
В целях товарной диверсификации белорусского экспорта необходимо за счет более высоких темпов экспорта новых видов товаров сократить долю минеральных продуктов в общем объеме товарного экспорта с почти 30 % в 2010 г. до 20—25 % в 2015 г. (табл. 9.2).
Таблица 9.2. Целевые параметры совершенствования структуры экспорта товаров и услуг110
118 О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011 2015 годы: постановление Совмина РБ от 23 мая 2011 г. № 656 //Нац. реестр правовых актов РБ. 2011. Л"' 5/38840. С. 12. 119 Там же. С. 15. |
Доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта товаров, % | 28,6 | 20,0—25,0 |
Экспорт фармацевтической продукции | X | Рост не менее чем в 4 раза |
Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта предусмотрено довести до 14—15 %, долю услуг — не менее чем до 20 %, долю продукции машиностроения — до 20,3 %; экспорт сельскохозяйственной продукции увеличить не менее чем в 2,2, фармацевтической — в 4 раза. Рост экспорта услуг должен превысить (в 3 раза) рост экспорта товаров, положительное сальдо в торговле услугами составить при этом 3,5 млрд дол. США. Опережающими темпами будет развиваться также экспорт услуг связи, информационных и компьютерных (в 4 раза), бизнес-услуг (в 3,9 раза), туристических (в 3,5 раза) и строительных (в 4 раза) услуг.
Намеченные планы по увеличению объемов экспорта обеспечиваются, в том числе, конкретными соглашениями двустороннего сотрудничества со странами — потенциальными потребителями товаров и услуг, инвесторами, партнерами в сфере научно-технического сотрудничества. В числе этих документов:
• Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве (2008 г.), которое предусматривает предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, происходящими с территории государств — участников соглашения, включая таможенное оформление и таможенные пошлины, расчеты и платежи за товары и услуги, налоги и сборы;
• Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь (2011 г.), предусматривающее строительство пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Венесуэле;
• Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китай- ско-Белорусском индустриальном парке (2011 г.), который планируется создать в Минской области. Он будет ориентирован на развитие современной промышленности в качестве основной отрасли, а также развитие научно-исследовательской, торговой, логистической, административной, жилищной и других отраслей в качестве дополняющих.
Принцип многовекторности во внешнеэкономической политике реализуется также посредством участия Беларуси в процессах международной экономической интеграции. Основными этапами развития этих процессов являются участие республики в формировании ряда интеграционных группировок на основе подписания следующих документов:
• Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина, 1991 г.);
• Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Россией (1995 г.);
• Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996 г.);
• Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.);
• Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (1999 г.);
• Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана Кыргызстана и России (1999 г.);
• Заявление и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К Договору присоединились Узбекистан (2006 г.), а в качестве наблюдателей — Украина и Молдова (2002 г.), Армения (2003 г.);
• Соглашение о формировании Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003 г.);
• Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (2008 г.).
Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, созданный в 2009 г. в связи с необходимостью модернизации и экспортной диверсификации экономик, объединения усилий по преодолению последствий экономического кризиса, а также формирующееся в настоящее время на его базе Единое экономическое пространство играют ключевую роль в международном сотрудничестве республики. Эти структуры представляют собой новые формы открытого регионализма, суть которого заключается не только в снижении квот и тарифов, но и в снятии ограничений на движение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы. В процессах интеграции активное участие принимают компании, банки, органы регионального и местного самоуправления.
Данная тенденция создает предпосылки для развития торговых связей Беларуси с региональными объединениями, членом которых она не является, одновременно с участием в сложившихся интеграционных группировках на постсоветском пространстве. В ближайшем пятилетии предстоит решить вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений ТС с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.
Целью образования Таможенного Союза явились создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на территориях трех стран; отмена таможенных границ между ними и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Функции внешнеторгового регулирования выполняет Комиссия ТС, которая функционирует с начала 2010 г.
За период 2008—2009 гг. заключено 12 международных договоров межправительственного характера, непосредственно относящихся к сфере таможенного регулирования, направленных на формирование правовой базы ТС, а также ряд соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования и введения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В результате сформирована система таможенного законодательства, которая включает:
• таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур;
• международные договоры государств — членов ТС;
• решения Комиссии ТС;
• Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза;
• Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС;
• Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами.
В принятых документах определены принципы функционирования Таможенного союза и организации таможенного администрирования на его территории. При формировании ЕТТ за основу (92 %) были взяты российские импортные пошлины.
Уровень общей унификации тарифов между тремя странами достиг 65 %. Таможенный тариф между Беларусью и Россией был унифицирован примерно на 95 %, Россией и Казахстаном — на 62 %.
Образование Таможенного союза для стран-участников принесло определенные выгоды: возник единый рынок с общим населением в 165 млн чел.; для российских производителей рынок увеличился на 15 %, для Казахстана — в 10,5, для Беларуси — в 17 раз; совокупный промышленный потенциал составляет 600 млрд дол. США; общий ВВП трех государств — 2 трлн дол.; совокупный товарооборот — 900 млрд дол.; общий эффект от создания ТС достиг 400 млрд дол. для России и по 16 млрд дол. — для Беларуси и Казахстана. Кроме того, появилась возможность улучшения распределения доходов от ввозных таможенных пошлин. До создания Союза суммарные таможенные поступления делились в пропорции: Казахстан — 3,1 %, Беларусь — 4,6, Россия — 92,3 %. Сейчас доля Казахстана составляет 7,3 %, Беларуси — 4,7, России — 88,0 %. К 2015 г. для каждого участника ТС предполагается увеличение ВВП примерно на 15—20 % и получение общего экономического эффекта в размере более 400 млрд дол. США.
Дальнейшая работа в рамках Таможенного союза осуществляется по таким направлениям, как порядок применения таможенных пошлин, тарифных льгот, косвенного налогообложения; порядок перемещения товаров через таможенную границу в рамках Союза; взаимодействие систем таможенного транзита в таможенных союзах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Европейского Союза и др.
Функционирование с 2012 г. Единого экономического пространства в рамках стран — участниц ТС предполагает создание однотипных механизмов регулирования экономик, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, единой инфраструктуры; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финан- совой, торговой и таможенной политики, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов; проведение единой политики в отношении третьих стран и т.д. Таким образом, республика, реализуя принцип многовектор- ности, активно участвует в развитии разнообразных форм международной экономической интеграции, которая создает предпосылки для вхождения в мировую экономику.
Вполне естественно, что в Беларуси, исходя из опыта реализации основных направлений подключения к процессам мирохозяйственной интеграции, принимаются меры по совершенствованию и гармонизации национального законодательства. Прежде всего это диктуется необходимостью перехода на международные стандарты ведения внешнеторговых отношений, развития сотрудничества с международными экономическими организациями, в числе которых Всемирная торговая организация. В настоящее время возобновлен процесс, связанный с подключением национального регулирования внешней торговли к формам международного регулирования, которое реализуется ВТО. В связи с этим процесс вхождения республики в ВТО обусловливает необходимость перестройки внешнеторговой политики, что предполагает создание современных механизмов либерализации и регулирования торговли товарами и услугами, а также ориентацию на новые организационные принципы государственного регулирования, в числе которых:
• дифференцированный подход к разным отраслям;
• проведение взвешенной политики протекционизма, предполагающей четкое разграничение мер во времени, предоставление отечественным производителям переходного периода для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам;
• обеспечение экономической безопасности страны;
• учет особенностей Европейского Союза, среди которых его право де-факто блокировать в рамках ВТО любые решения; распространение на все государства ЕС мер по ограничению импорта, которые готова ввести одна страна;
• преимущественный учет интересов партнеров Беларуси по международной региональной интеграции;
• использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО, и отказ от запрещенных мер нетарифного регулирования.
Предполагаются также создание механизма субсидирования отечественных производителей, отвечающих требованиям ВТО; гармонизация национального законодательства в соответствие с этими требованиями; другие меры по либерализации и регулированию внешней торговли.
В процессе присоединения республики к Всемирной торговой организации проведены 29 раундов двусторонних переговоров, внесены изменения в белорусское законодательство, подписано 10 протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок со странами — членами ВТО (Армения, Китай, Куба и др.). В этих документах согласованы вопросы об открытости границ, доступе товаров и услуг на национальные рынки. В настоящее время ведутся переговоры с 12 странами.
Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО привели к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приняты следующие решения:
• каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно;
• подписанные Беларусью со странами — членами ВТО протоколы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу;
• республике необходимо представить информацию о корректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС;
• обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО.
Таким образом, формирование внешнеэкономической политики в условиях глобализации требует от национальных органов управления координирования и согласования разрабатываемых мер по регулированию разнообразных форм международных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и мероприятиями других стран, наднациональных органов, функционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций.