Международной экономической политики Республики Беларусь

В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каж­дая из которых берет на себя выполнение определенных функ­ций. При этом всемирные отношения доминируют над внутри- страновыми, выполняя роль основной составляющей экономи­ческого успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдель­ных государств и снижает эффективность традиционных ин­струментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регулято­ры мировых экономических отношений. Растет осознание зна­чимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.

Республика Беларусь — это малая открытая экономика, ко­торая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внут­реннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэконо­мических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств — членов Евросоюза. В 2010 г. экспорт товаров и услуг составил 54,6 % к годовому ВВП, импорт това­ров и услуг — 68,2 %, уровень воспроизводственной открыто­сти экономики достиг 61 %. Высокий показатель воспроизвод­ственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйствен­ных субъектов в процессы международной кооперации несет в себе риски зависимости экономической ситуации в республи­ке от действий зарубежных экономических субъектов и ситуа­ции на международных рынках.

Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять эко­номическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобаль­ном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение кон­куренции, обозначаются контуры новых центров экономиче­ского лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчи­вости социально-экономического развития страны, в числе которых:

• риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;

• возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энерге­тическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

• риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики;

• дестабилизация национальной финансовой и денежно- кредитной систем, потеря стабильности национальной денеж­ной единицы.

Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и ус­луг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций в 2010 г. сложилось в размере -15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторго­вые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причи­ной дестабилизации финансовой системы страны, проявившей­ся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г.

Анализ изменения внешнеторгового сальдо по основным по­зициям отечественного экспорта и импорта в 2005—2010 гг. по­казал, что наибольший вклад в ухудшение данного показателя внесли топливно-энергетические ресурсы, что было вызвано по­вышением цен на импортируемый республикой природный газ (+3,1 млрд дол. США) и изменением условий закупок россий­ской нефти за счет введения экспортных пошлин (+1,9 млрд дол. США). Нарастание отрицательного сальдо в торговле то­варами за 2006—2009 гг. в первую очередь было обусловлено ростом импортоемкости экспортируемой продукции, в общем объеме которой снижалась доля инновационных товаров с вы­сокой добавленной стоимостью. Невысокий уровень добавлен­ной стоимости в цене экспортируемой промышленной продук­ции (27,7 % в докризисном 2008 г. против 40—45 % в развитых странах) не обеспечивал компенсацию растущих затрат на про­межуточный, главным образом, сырьевой импорт.

В 2006—2010 гг. товарная структура экспорта не претерпе­ла позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Для нее харак­терны завышенная доля энергетических и низкая доля про­мышленных высокотехнологичных товаров. Сохраняется высо­кая степень зависимости объемов экспорта от ограниченного числа товарных групп, прежде всего нефтепродуктов, доля ко­торых в общем объеме экспорта в 2010 г. составила 26,8 % . При этом, несмотря на расширение географии экспорта с 123 до 150 стран, основным рынком сбыта продолжает оставаться российский — 38,9 % белорусского экспорта.

Наряду с проблемами во внешней торговле наблюдается от­сутствие прогресса и по другим важным направлениям между­народной экономической деятельности. Так, по итогам 2009 г., накопленный объем ПИИ в Беларуси в среднем на душу населе­ния составил всего 883,1 дол. США, что является одним из са­мых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств, свидетельствуя об огромном незадей- ствованном потенциале привлечения инвестиций в националь­ную экономику. Существенно ограничивает возможности на­ращивания экспорта также отсутствие широкой интеграции отечественных производителей в производственно-сбытовые це­почки ТНК — движущую силу развития мировой экономики и международной торговли. В настоящее время ТНК производят более 1/4 мирового ВВП и контролируют примерно 4/5 мирово­го банка технических лицензий и патентов, 2/3 объема между­народной торговли товарами и услугами.

Одним из инструментов финансовой стабилизации и обес­печения устойчивого социально-экономического развития рес­публики, реализуемых в сфере внешнеэкономической деятель­ности, является проведение многовекторной политики, наце­ленной, в частности, на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических ресурсов, привлечение ПИИ и включение бело­русских предприятий в технологические и воспроизводствен­ные процессы крупнейших ТНК. Многовекторная политика ба­зируется на таких определяющих для международной жизни понятиях, как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоува­жение и честность. На их основе наша страна стремится вы­страивать с каждым из государств добрые и доверительные от­ношения, но не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов». Беларусь последовательно проводит курс на укрепление отношений как с давними партне­рами, так и с отдаленными регионами, где открываются новые перспективы взаимодействия.

В общемировой практике многовекторная политика пред­ставляет собой один из новых методов многосторонней дипло­матии, соответствующих изменяющимся качествам междуна­родных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. В ее рамках группы стран вза­имодействуют в гибких форматах для реализации своих совпа­дающих интересов и для того, чтобы общими усилиями способ­ствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений. Многовекторная политика в настоящее время про­водится многими государствами, включая Китай, Индию, Бра­зилию, из среднеазиатских стран — Казахстаном и Узбекиста­ном; при этом для большинства из них характерны высокие темпы экономического роста и ускоренная технологическая мо­дернизация, что свидетельствует, в том числе, об эффективно­сти выбранного внешнеполитического курса.

Многовекторная внешнеэкономическая политика Бела­руси как важнейшая составляющая международной многовек­торной политики нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельно­сти, доступа к международным рынкам факторов производ­ства. Охарактеризуем основные направления ее реализации:

1. Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повыше­ния цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополиста­ми. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демон­стрируют высокие темпы развития экономики и являются пер­спективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции.

2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, по­зволяющая увеличить объем экспорта продукции отечествен­ных производителей и снизить риски неблагоприятного из­менения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт про­дукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного эко­номического роста, обеспечивающим экономическую безопас­ность государства.

3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлече­ние ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслужива­нием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабо­чими местами инвестиции приносят в страну передовые техно­логии, поэтому наиболее плодотворо сотрудничество с облада­ющими такими технологиями промышленно развитыми и но­выми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является бла­гоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направле­ны проводимые в республике институциональные реформы.

4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым техно­логическим укладам; расширение масштабов внедрения ре­зультатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная дея­тельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем.

5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные от­расли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и нали­чием необходимой инфраструктуры.

Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Националь­ной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих до­кументах, является выход к концу пятилетки на положитель­ное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития им- портозамещения в результате структурной перестройки эконо­мики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышлен­ной продукции и услуг (транспортных, туристических, финан­совых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов.

Для обеспечения выхода на положительное внешнеторго­вое сальдо предусматривается увеличение объемов импорта к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами (табл. 9.1), что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли ма­шин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.

Таблица 9.1. Прогноз изменения основных структурных составляющих импорта на 2015 г., %
Структурная составляющая Доля в общем объеме импорта
2010 г. 2015 г.
Инвестиционные товары 9.4 18,2
Промежуточные товары — всего 68.2 54,9
В том числе: энергетические 32,1 27,0
прочие промежуточные 36,1 27,9
Потребительские товары — всего 15,1 11,5
В том числе: продовольственные 5,1 3.4
непродовольственные 10,0 8,1

В целях товарной диверсификации белорусского экспорта необходимо за счет более высоких темпов экспорта новых видов товаров сократить долю минеральных продуктов в общем объе­ме товарного экспорта с почти 30 % в 2010 г. до 20—25 % в 2015 г. (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Целевые параметры совершенствования структуры экспорта

товаров и услуг110

Показатель Годы
2015 (план)
Доля услуг в общем объеме экспорта, % 15,0 20,0
Доля высокотехнологичной продукции в об­щем объеме экспорта, % 7,1 14,0—15.0
Экспорт объектов интеллектуальной соб­ственности X Рост не менее чем в 3 раза
Экспорт сельскохозяйственной продукции и товаров пищевой промышленности X Рост не менее чем в 2,2 раза
Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта, % 16,5 20,3

118 О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011 2015 годы: постановление Совмина РБ от 23 мая 2011 г. № 656 //Нац. ре­естр правовых актов РБ. 2011. Л"' 5/38840. С. 12.

119 Там же. С. 15.



Доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта товаров, % 28,6 20,0—25,0
Экспорт фармацевтической продукции X Рост не менее чем в 4 раза

Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экс­порта предусмотрено довести до 14—15 %, долю услуг — не ме­нее чем до 20 %, долю продукции машиностроения — до 20,3 %; экспорт сельскохозяйственной продукции увеличить не менее чем в 2,2, фармацевтической — в 4 раза. Рост экспорта услуг должен превысить (в 3 раза) рост экспорта товаров, по­ложительное сальдо в торговле услугами составить при этом 3,5 млрд дол. США. Опережающими темпами будет разви­ваться также экспорт услуг связи, информационных и компью­терных (в 4 раза), бизнес-услуг (в 3,9 раза), туристических (в 3,5 раза) и строительных (в 4 раза) услуг.

Намеченные планы по увеличению объемов экспорта обес­печиваются, в том числе, конкретными соглашениями дву­стороннего сотрудничества со странами — потенциальными потребителями товаров и услуг, инвесторами, партнерами в сфере научно-технического сотрудничества. В числе этих до­кументов:

• Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве (2008 г.), которое предусматривает предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле товарами, происходящими с терри­тории государств — участников соглашения, включая тамо­женное оформление и таможенные пошлины, расчеты и плате­жи за товары и услуги, налоги и сборы;

• Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь (2011 г.), предусмат­ривающее строительство пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Венесуэле;

• Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китай- ско-Белорусском индустриальном парке (2011 г.), который пла­нируется создать в Минской области. Он будет ориентирован на развитие современной промышленности в качестве основной отрасли, а также развитие научно-исследовательской, торго­вой, логистической, административной, жилищной и других отраслей в качестве дополняющих.

Принцип многовекторности во внешнеэкономической поли­тике реализуется также посредством участия Беларуси в про­цессах международной экономической интеграции. Основными этапами развития этих процессов являются участие республи­ки в формировании ряда интеграционных группировок на осно­ве подписания следующих документов:

• Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина, 1991 г.);

• Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Рос­сией (1995 г.);

• Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996 г.);

• Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.);

• Договор о создании Союзного государства Беларуси и Рос­сии (1999 г.);

• Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана Кыргызстана и России (1999 г.);

• Заявление и Договор об учреждении Евразийского эконо­мического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К До­говору присоединились Узбекистан (2006 г.), а в качестве наб­людателей — Украина и Молдова (2002 г.), Армения (2003 г.);

• Соглашение о формировании Единого экономического про­странства Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003 г.);

• Договор о создании единой таможенной территории и фор­мировании Таможенного союза (2008 г.).

Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, со­зданный в 2009 г. в связи с необходимостью модернизации и экспортной диверсификации экономик, объединения усилий по преодолению последствий экономического кризиса, а также формирующееся в настоящее время на его базе Единое эконо­мическое пространство играют ключевую роль в международ­ном сотрудничестве республики. Эти структуры представляют собой новые формы открытого регионализма, суть которого заключается не только в снижении квот и тарифов, но и в сня­тии ограничений на движение товаров, услуг, капитала, техно­логий и рабочей силы. В процессах интеграции активное учас­тие принимают компании, банки, органы регионального и мест­ного самоуправления.

Данная тенденция создает предпосылки для развития торго­вых связей Беларуси с региональными объединениями, членом которых она не является, одновременно с участием в сложив­шихся интеграционных группировках на постсоветском про­странстве. В ближайшем пятилетии предстоит решить вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП с возможно­стью присоединения новых членов. При этом будет обеспечи­ваться благоприятное для белорусского экспорта формирова­ние системы соглашений ТС с другими региональными блока­ми и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.

Целью образования Таможенного Союза явились создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на тер­риториях трех стран; отмена таможенных границ между ними и перенос всех видов государственного контроля, кроме погра­ничного, на таможенную границу Союза. Функции внешнетор­гового регулирования выполняет Комиссия ТС, которая функ­ционирует с начала 2010 г.

За период 2008—2009 гг. заключено 12 международных до­говоров межправительственного характера, непосредственно относящихся к сфере таможенного регулирования, направлен­ных на формирование правовой базы ТС, а также ряд соглаше­ний по вопросам таможенно-тарифного регулирования и введе­ния единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В результате сформирована система таможен­ного законодательства, которая включает:

• таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандар­тов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению тамо­женных процедур;

• международные договоры государств — членов ТС;

• решения Комиссии ТС;

• Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза;

• Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС;

• Единый перечень товаров, к которым применяются запре­ты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами.

В принятых документах определены принципы функциони­рования Таможенного союза и организации таможенного адми­нистрирования на его территории. При формировании ЕТТ за основу (92 %) были взяты российские импортные пошлины.

Уровень общей унификации тарифов между тремя странами достиг 65 %. Таможенный тариф между Беларусью и Россией был унифицирован примерно на 95 %, Россией и Казахста­ном — на 62 %.

Образование Таможенного союза для стран-участников при­несло определенные выгоды: возник единый рынок с общим на­селением в 165 млн чел.; для российских производителей рынок увеличился на 15 %, для Казахстана — в 10,5, для Беларуси — в 17 раз; совокупный промышленный потенциал составляет 600 млрд дол. США; общий ВВП трех государств — 2 трлн дол.; совокупный товарооборот — 900 млрд дол.; общий эффект от со­здания ТС достиг 400 млрд дол. для России и по 16 млрд дол. — для Беларуси и Казахстана. Кроме того, появилась возможность улучшения распределения доходов от ввозных таможенных пошлин. До создания Союза суммарные таможенные поступле­ния делились в пропорции: Казахстан — 3,1 %, Беларусь — 4,6, Россия — 92,3 %. Сейчас доля Казахстана составляет 7,3 %, Беларуси — 4,7, России — 88,0 %. К 2015 г. для каждо­го участника ТС предполагается увеличение ВВП примерно на 15—20 % и получение общего экономического эффекта в разме­ре более 400 млрд дол. США.

Дальнейшая работа в рамках Таможенного союза осуще­ствляется по таким направлениям, как порядок применения таможенных пошлин, тарифных льгот, косвенного налогообло­жения; порядок перемещения товаров через таможенную гра­ницу в рамках Союза; взаимодействие систем таможенного транзита в таможенных союзах Республики Беларусь, Респуб­лики Казахстан, Российской Федерации и Европейского Сою­за и др.

Функционирование с 2012 г. Единого экономического про­странства в рамках стран — участниц ТС предполагает созда­ние однотипных механизмов регулирования экономик, осно­ванных на рыночных принципах и применении гармонизиро­ванных правовых норм, единой инфраструктуры; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финан- совой, торговой и таможенной политики, что обеспечивает сво­бодное движение товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов; проведение единой политики в отношении третьих стран и т.д. Таким образом, республика, реализуя принцип многовектор- ности, активно участвует в развитии разнообразных форм меж­дународной экономической интеграции, которая создает пред­посылки для вхождения в мировую экономику.

Вполне естественно, что в Беларуси, исходя из опыта реа­лизации основных направлений подключения к процессам ми­рохозяйственной интеграции, принимаются меры по совершен­ствованию и гармонизации национального законодательства. Прежде всего это диктуется необходимостью перехода на меж­дународные стандарты ведения внешнеторговых отношений, развития сотрудничества с международными экономическими организациями, в числе которых Всемирная торговая организа­ция. В настоящее время возобновлен процесс, связанный с под­ключением национального регулирования внешней торговли к формам международного регулирования, которое реализует­ся ВТО. В связи с этим процесс вхождения республики в ВТО обусловливает необходимость перестройки внешнеторговой по­литики, что предполагает создание современных механизмов либерализации и регулирования торговли товарами и услуга­ми, а также ориентацию на новые организационные принципы государственного регулирования, в числе которых:

• дифференцированный подход к разным отраслям;

• проведение взвешенной политики протекционизма, пред­полагающей четкое разграничение мер во времени, предостав­ление отечественным производителям переходного периода для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• учет особенностей Европейского Союза, среди которых его право де-факто блокировать в рамках ВТО любые решения; рас­пространение на все государства ЕС мер по ограничению импор­та, которые готова ввести одна страна;

• преимущественный учет интересов партнеров Беларуси по международной региональной интеграции;

• использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО, и от­каз от запрещенных мер нетарифного регулирования.

Предполагаются также создание механизма субсидирова­ния отечественных производителей, отвечающих требованиям ВТО; гармонизация национального законодательства в соответ­ствие с этими требованиями; другие меры по либерализации и регулированию внешней торговли.

В процессе присоединения республики к Всемирной торго­вой организации проведены 29 раундов двусторонних перего­воров, внесены изменения в белорусское законодательство, под­писано 10 протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок со странами — членами ВТО (Армения, Китай, Куба и др.). В этих документах согласованы вопросы об открытости границ, доступе товаров и услуг на национальные рынки. В настоящее время ведутся переговоры с 12 странами.

Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО приве­ли к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приня­ты следующие решения:

• каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно;

• подписанные Беларусью со странами — членами ВТО про­токолы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу;

• республике необходимо представить информацию о кор­ректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС;

• обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО.

Таким образом, формирование внешнеэкономической поли­тики в условиях глобализации требует от национальных орга­нов управления координирования и согласования разрабаты­ваемых мер по регулированию разнообразных форм междуна­родных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и ме­роприятиями других стран, наднациональных органов, функ­ционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций.

Наши рекомендации