Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации

Под региональной экономической политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по уп­равлению социально-экономическим развитием регионов, а так­же механизм ее реализации. Региональная политика являет­ся частью общей социально-экономической политики государ­ства. Она реализуется комплексом законодательных, админи­стративных, социально-экономических и других мероприятий, осуществляемых республиканскими и местными органами го­сударственного управления, в тесной координации с общерес­публиканскими мерами по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, обеспечению занятости населе­ния, градостроительной и социальной политикой, а также дру­гими направлениями деятельности государства.

Основной целью региональной экономической политики в Республике Беларусь является обеспечение благоприятных ус­ловий жизнедеятельности людей независимо от места прожива­ния и увеличение вклада всех регионов в решение общереспуб­ликанских задач за счет эффективного использования их кон­курентных преимуществ и формирования новых точек роста.

Основными направлениями региональной политики явля­ются:

• обеспечение комплексности и сбалансированности разви­тия регионов и размещения производительных сил;

• углубление специализации и повышение эффективности экономики регионов за счет создания новых экспортоориенти- рованных производств и предприятий, применяющих ресурсо- и энергосберегающие технологии для выпуска продукции с вы­сокой добавленной стоимостью;

• приоритетное развитие производств и видов деятельнос­ти, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции, обслужива­нием сельского и лесного хозяйства;

• создание условий для сбалансированного воспроизводства и использования возобновляемых, а также рационального рас­ходования невозобновляемых природных ресурсов;

• обеспечение самодостаточного развития регионов, стиму­лирование их экономической активности на основе заинтересо­ванности в результатах своей деятельности;

• стимулирование активности и ответственности региональ­ных органов управления при решении проблем социально-эко­номического развития регионов.

При выработке основных направлений региональной поли­тики необходимо учитывать ряд принципов, важнейшие из ко­торых:

• комплексность подхода к решению экономических, соци­альных, экологических и других задач развития конкретных регионов;

• приоритетность концентрации усилий республиканских органов государственного управления на решении относитель­но небольшого круга проблем национального значения, лока­лизованных в границах отдельных регионов и требующих по объективным причинам поддержки из средств республиканско­го бюджета;

• субсидиарность, предполагающая вмешательство прави­тельства и республиканских органов государственного управле­ния в решение региональной проблемы лишь в том случае, ког­да она не может быть решена органами местного управления и самоуправления;

• дополнительность, заключающаяся в том, что основные расходы, связанные с социально-экономическим развитием ре­гиона, как правило, должны осуществляться за счет средств бюджета соответствующего уровня, а необходимая помощь из республиканского бюджета должна рассматриваться как допол­нение к этим затратам;

• дифференцированность подхода к государственному воз­действию на развитие отдельных регионов;

• децентрализация — последовательная передача прав и обязанностей по регулированию социально-экономического раз­вития регионов местным органам управления и самоуправле­ния, законодательное закрепление за ними стабильных источ­ников пополнения местных бюджетов для выполнения возло­женных на них функций;

• превентивность, предусматривающая вмешательство го­сударства в процессы регионального развития до появления крупных территориальных диспропорций, в крайнем случае — на стадии их зарождения;

• гибкость региональной экономической политики, кото­рая заключается в постоянном анализе результатов государ­ственного воздействия на развитие регионов, оперативной кор­ректировке его задач и принципов с учетом характера измене­ний в регионах и своевременном отказе от неэффективных методов и средств государственного регулирования;

• партнерство, предполагающее тесное взаимодействие республиканских органов государственного управления, мест­ного управления и самоуправления, бизнеса, общественных ор­ганизаций и других заинтересованных сторон при определении стратегических направлений государственной региональной политики и осуществлении мер по ее реализации.

Общие направления, цели и задачи, а также важнейшие средства и механизмы регионального развития определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В документе дана оценка потенциала регионов, системы рассе­ления и уровня развития инфраструктуры; определены роль и задачи разработки программ устойчивого развития регионов, территориального планирования и совершенствования системы управления регионами и населенными пунктами, региональ­ных и местных инициатив обеспечения устойчивого развития в целях достижения научно обоснованных параметров качества жизни людей независимо от мест проживания, создания рав­ных возможностей в получении образования и медицинской помощи.

Одной из поставленных задач является улучшение демогра фической ситуации в каждом регионе путем регулирования миграционных потоков на основе приоритетного развития ма­лых и средних городских поселений, агрогородков, городов — спутников столицы республики.

Социально-экономическое развитие регионов будет предо­пределяться инновационностью производимой продукции, по­вышением роли малого и среднего бизнеса, максимально воз­можным уровнем использования местных природных ресурсов. Приоритетными станут направления регионального развития, обеспечивающие качественные параметры роста (повышение рентабельности хозяйственной деятельности, рост производи­тельности труда, снижение энерго- и материалоемкости произ­водства продукции, работ и услуг). В каждой области и г. Мин­ске предусматривается реализация 25—30 масштабных инно­вационных проектов.

Важнейшая задача региональной политики заключается в поддержке «точек роста»: промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных эко­номических зон, технопарков и инновационных центров. Сти­мулирование деловой активности в регионах приоритетного развития предполагается осуществлять путем предоставления государственным и частным предприятиям, компаниям нало­говых льгот, субсидий и кредитов.

Особого внимания требует развитие проблемных регионов. Основные критерии их выделения — сложная экологическая ситуация, низкий уровень экономического развития и относи­тельно высокий уровень безработицы. Сегодня к проблемным регионам отнесены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный район, Новопо­лоцкий промышленный узел, депрессивные районы с низким экономическим потенциалом и высоким уровнем безработи­цы, центрами которых являются малые и средние городские поселения.

Для дальнейшего повышения уровня и качества жизни на­селения независимо от места его проживания во всех регионах необходимо: обеспечить развитие социальной инфраструктуры и ЖКХ, строительство жилья, эффективное функционирова­ние реального сектора экономики; создать условия для расши­рения возможностей каждого человека в реализации своих по­требностей и способностей в местах проживания, а также тер­риториальной и профессиональной мобильности населения.

Главными приоритетами развития отраслей социальной сферы в регионах должны стать: оптимизация территориаль­ного размещения и развития сети учреждений социального об­служивания, укрепление их материально-технической базы; формирование территориальных центров социального обслу­живания, имеющих многофункциональный характер, центров социального обслуживания в агрогородках; расширение прак­тики посещения отдаленных населенных пунктов комплексны­ми мобильными выездными бригадами, имеющими в своем со­ставе специалистов различных служб.

Успешная реализация задач регионального развития невоз­можна без создания органами государственной власти условий для устойчивого роста и сбалансированного развития регио­нальных социально-экономических комплексов, эффективной их специализации; без осуществления территориального разви­тия с учетом уровня централизации, обеспечивающего наи­большую эффективность управления. Государству необходимо активно воздействовать на процессы регионального развития, используя для этого различные методы и рыночные механиз­мы, объединяя предпринимательство, инициативы населения и общественно-политические институты.

Так, главным инструментом в области обеспечения самодо­статочного развития регионов, стимулирования их экономиче­ской активности является проведение соответствующей налого­вой и бюджетной политики. Совершенствование бюджетной системы целесообразно осуществлять в направлении соблюде­ния баланса интересов государства, регионов и налогоплатель­щиков путем дальнейшего разграничения доходов и расходов по бюджетам разных уровней, законодательного закрепления за ними собственной финансовой базы. Бюджетная политика на местном уровне должна проводиться в направлении усиле­ния финансовой самостоятельности регионов, предоставления местным органам реальных расходных полномочий, сбаланси­рованных с финансовыми ресурсами.

Улучшение инвестиционного климата в регионах требует:

• формирования региональной инвестопроводящей инфра­структуры (бизнес-центры, агентства, страховые, лизинговые компании и др.), а также инфраструктуры рынка земли и не­движимости;

• активизации продвижения региональных инвестицион­ных проектов на отечественный и зарубежный рынки;

• стимулирования привлечения частных инвесторов в ре­гионы путем инвестиционных компенсаций, налоговых льгот, льготных кредитов и др.;

• расширения практики применения инвестиционных на­логовых преференций, государственных грантов и гарантий ин­весторам, участвующим в реализации региональных программ и вкладывающим средства в активы приоритетных видов дея­тельности.

Особое внимание во всех регионах необходимо уделять со­вершенствованию поддержки предпринимательства местны­ми органами управления и самоуправления. Следует шире ис­пользовать предоставленные возможности в сфере улучшения имущественных отношений. Путем усиления ответственности за исполнение законодательства целесообразно создать систему экономических стимулов для местных органов управления и самоуправления, направленную на повышение их заинтересо­ванности в развитии бизнеса.

Важнейшим инструментом реализации задач регионально­го развития является разработка прогнозов, программ и страте­гических планов развития регионов, городов и административ­ных районов.

Для эффективной реализации государственной региональ­ной экономической политики необходимо разграничение и за­крепление предметов ведения, полномочий и ответственности органов власти разных уровней за устойчивое социально-эконо­мическое и экологическое развитие регионов.

В сферу ответственности республиканских экономических ведомств на региональном уровне следует включить вопросы:

• улучшения макроэкономических условий, необходимых для функционирования экономики регионов;

• создания регионально ориентированных рычагов и стиму­лов, способствующих эффективному развитию субъектов хо­зяйствования во всех регионах страны;

• содействия реализации региональных программ социаль­но-экономического развития отдельных территориальных об­разований;

• определения региональных приоритетов и отраслей спе­циализации экономики каждого региона;

• своевременного рассмотрения и оценки предложений с мест по экономическим проблемам регионов, решение которых невозможно без содействия правительства страны.

Сферу ответственности отраслевых министерств и дру­гих республиканских органов управления целесообразно огра­ничить вопросами организации эффективной работы подве­домственных предприятий и организаций в регионах. При этом отраслевые органы управления должны согласовывать с мест­ными органами власти решения по вопросам использования принадлежащих предприятиям на правах собственности или аренды земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, а также проекты объектов нового строительства.

Органам местного управления всех уровней в своей дея­тельности важно ориентироваться на выполнение важнейших функций, обеспечивающих комплексное и эффективное разви­тие своих регионов. Особую ответственность они несут за работу подведомственных им предприятий и организаций коммуналь­ной собственности, что предусматривает необходимость:

• разработки программ экономического и социального раз­вития, жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурно- го обслуживания населения, охраны природы, а также контро­ля и утверждения отчетов о выполнении этих программ;

• применения в соответствии с законодательством ставок налога на прибыль для предприятий, организаций и других объ­ектов коммунальной собственности, находящихся в распоря­жении административно-территориальных единиц первичного уровня, а также местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством;

• определения правового режима имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего администра­тивно-территориального образования (кроме районов в городе);

• решения в установленном порядке вопросов о приватиза­ции государственной собственности (кроме районов в городе);

• распоряжения и контроля за использованием земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов;

• участия в разработке, утверждении и реализации про­ектов планировки и застройки населенных пунктов, их гене­ральных планов, архитектурных решений; контроля за соблю­дением норм (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на территории соответствующих административно- территориальных единиц;

• организации строительства и ремонта жилых домов, объ­ектов коммунального хозяйства и социально-культурного на­значения, дорог на своей территории за счет собственных средств и на долевых началах;

• предоставления в пределах своих полномочий физиче­ским и юридическим лицам льгот, пособий и других преиму­ществ.

Функции исполнительных комитетов административно-тер­риториальных единиц разных уровней во многом совпадают, отличаясь, главным образом, охватом территории. Вместе с тем по вертикали сверху вниз происходит сужение и конкретиза­ции функций исполнительных органов власти.

Созданная в Беларуси система управления в целом отвечает требованиям становления страны как суверенного государства и ее устойчивого социально-экономического и экологического развития. К достоинствам нынешней системы управления сле­дует отнести эффективное функционирование управленческой вертикали и повышение уровня управляемости важнейшими сферами жизни общества и государства. Ее совершенствование целесообразно осуществлять эволюционным путем, исключа­ющим коренную ломку, способную привести к потере управле­ния экономикой и социальной сферой в регионах.

Вместе с тем действующая в республике система региональ­ного управления не в полной мере отвечает требованиям даль­нейшего эффективного развития территориальных образований в условиях рыночной экономики. Местные органы управления не наделены необходимыми полномочиями и не обладают до­статочными финансовыми ресурсами для решения многих со­циальных, экономических, экологических и других проблем. Прежде всего необходимы четкое разделение функций между местными органами власти, поиск наиболее рационального со­четания форм и механизмов управления внутриреспубликан- скими регионами и развитием самоуправления.

Основные термины и понятия: внутриреспубликанские регионы; комплексное развитие регионов; конкурентные преимущества региона; науч- но-технический потенциал региона; отраслевое и территориальное разделе­ние труда; природно-ресурсный потенциал региона; промышленный комплекс региона; региональная политика; региональное управление; региональные прогнозы и программы; региональный социально-экономический комплекс; специализация экономики регионов; стратегия регионального развития; тер­риториальная структура экономики; устойчивое развитие регионов; цели и за­дачи региональной политики в Республики Беларусь

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте связь территориальной структуры хо­зяйства с отраслевой.

2. Назовите показатели, определяющие специализацию ре­гиона.

3. Что предполагает комплексность развития экономики ре­гиона?

4. Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие и раз­мещение промышленности отдельных регионов.

5. Какие факторы влияют на территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси?

6. Как изменилась отраслевая структура промышленности регионов Республики Беларусь за последние десять лет?

7. Перечислите главные особенности специализации соци­ально-экономических комплексов внутриреспубликанских ре­гионов (областей и г. Минска).

8. Каковы основные направления совершенствования струк­туры экономики регионов и повышения их конкурентоспособ­ности?

9. Что следует понимать под региональной экономической политикой?

10. Назовите основные направления региональной экономи­ческой политики в Республике Беларусь.

11. Чем определяется устойчивое развитие регионов?

12. Охарактеризуйте меры и механизмы реализации госу­дарственной экономической политики.

Литература

1. Концептуальные положения регионального развития Рес­публики Беларусь до 2015 года / Т.С. Вертинская [и др.]; под науч. ред. П.Г. Никитенко / Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2009.

2. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видя- пина и М.В. Степанова. — М.: ИНФА-М, 2007.

3. Регионы Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.

4. Социально-экономическое развитие регионов // Совре­менная Беларусь: энцикл. справ.: в 3 т. / редкол.: М.В. Мясни- кович [и др.]. — Минск: Белорус, наука, 2007. — Т. 2. Экономи­ческий и научный потенциал.

5. Фатеев, B.C. Государственное регулирование региональ­ного развития в Республике Беларусь: становление, состояние, проблемы, пути совершенствования / B.C. Фатеев // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социаль­но-экономического развития: материалы XI Междунар. науч. конф., Минск, 14—15 окт. 2010 г.: в 5 т. / редкол.: А.В. Червя­ков [и др.]. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2010. — Т. 1.

Раздел

Наши рекомендации