Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации
Под региональной экономической политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием регионов, а также механизм ее реализации. Региональная политика является частью общей социально-экономической политики государства. Она реализуется комплексом законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, осуществляемых республиканскими и местными органами государственного управления, в тесной координации с общереспубликанскими мерами по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, обеспечению занятости населения, градостроительной и социальной политикой, а также другими направлениями деятельности государства.
Основной целью региональной экономической политики в Республике Беларусь является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности людей независимо от места проживания и увеличение вклада всех регионов в решение общереспубликанских задач за счет эффективного использования их конкурентных преимуществ и формирования новых точек роста.
Основными направлениями региональной политики являются:
• обеспечение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил;
• углубление специализации и повышение эффективности экономики регионов за счет создания новых экспортоориенти- рованных производств и предприятий, применяющих ресурсо- и энергосберегающие технологии для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;
• приоритетное развитие производств и видов деятельности, использующих местное сырье и ресурсы, а также связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства;
• создание условий для сбалансированного воспроизводства и использования возобновляемых, а также рационального расходования невозобновляемых природных ресурсов;
• обеспечение самодостаточного развития регионов, стимулирование их экономической активности на основе заинтересованности в результатах своей деятельности;
• стимулирование активности и ответственности региональных органов управления при решении проблем социально-экономического развития регионов.
При выработке основных направлений региональной политики необходимо учитывать ряд принципов, важнейшие из которых:
• комплексность подхода к решению экономических, социальных, экологических и других задач развития конкретных регионов;
• приоритетность концентрации усилий республиканских органов государственного управления на решении относительно небольшого круга проблем национального значения, локализованных в границах отдельных регионов и требующих по объективным причинам поддержки из средств республиканского бюджета;
• субсидиарность, предполагающая вмешательство правительства и республиканских органов государственного управления в решение региональной проблемы лишь в том случае, когда она не может быть решена органами местного управления и самоуправления;
• дополнительность, заключающаяся в том, что основные расходы, связанные с социально-экономическим развитием региона, как правило, должны осуществляться за счет средств бюджета соответствующего уровня, а необходимая помощь из республиканского бюджета должна рассматриваться как дополнение к этим затратам;
• дифференцированность подхода к государственному воздействию на развитие отдельных регионов;
• децентрализация — последовательная передача прав и обязанностей по регулированию социально-экономического развития регионов местным органам управления и самоуправления, законодательное закрепление за ними стабильных источников пополнения местных бюджетов для выполнения возложенных на них функций;
• превентивность, предусматривающая вмешательство государства в процессы регионального развития до появления крупных территориальных диспропорций, в крайнем случае — на стадии их зарождения;
• гибкость региональной экономической политики, которая заключается в постоянном анализе результатов государственного воздействия на развитие регионов, оперативной корректировке его задач и принципов с учетом характера изменений в регионах и своевременном отказе от неэффективных методов и средств государственного регулирования;
• партнерство, предполагающее тесное взаимодействие республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления, бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных сторон при определении стратегических направлений государственной региональной политики и осуществлении мер по ее реализации.
Общие направления, цели и задачи, а также важнейшие средства и механизмы регионального развития определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В документе дана оценка потенциала регионов, системы расселения и уровня развития инфраструктуры; определены роль и задачи разработки программ устойчивого развития регионов, территориального планирования и совершенствования системы управления регионами и населенными пунктами, региональных и местных инициатив обеспечения устойчивого развития в целях достижения научно обоснованных параметров качества жизни людей независимо от мест проживания, создания равных возможностей в получении образования и медицинской помощи.
Одной из поставленных задач является улучшение демогра фической ситуации в каждом регионе путем регулирования миграционных потоков на основе приоритетного развития малых и средних городских поселений, агрогородков, городов — спутников столицы республики.
Социально-экономическое развитие регионов будет предопределяться инновационностью производимой продукции, повышением роли малого и среднего бизнеса, максимально возможным уровнем использования местных природных ресурсов. Приоритетными станут направления регионального развития, обеспечивающие качественные параметры роста (повышение рентабельности хозяйственной деятельности, рост производительности труда, снижение энерго- и материалоемкости производства продукции, работ и услуг). В каждой области и г. Минске предусматривается реализация 25—30 масштабных инновационных проектов.
Важнейшая задача региональной политики заключается в поддержке «точек роста»: промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров. Стимулирование деловой активности в регионах приоритетного развития предполагается осуществлять путем предоставления государственным и частным предприятиям, компаниям налоговых льгот, субсидий и кредитов.
Особого внимания требует развитие проблемных регионов. Основные критерии их выделения — сложная экологическая ситуация, низкий уровень экономического развития и относительно высокий уровень безработицы. Сегодня к проблемным регионам отнесены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, депрессивные районы с низким экономическим потенциалом и высоким уровнем безработицы, центрами которых являются малые и средние городские поселения.
Для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения независимо от места его проживания во всех регионах необходимо: обеспечить развитие социальной инфраструктуры и ЖКХ, строительство жилья, эффективное функционирование реального сектора экономики; создать условия для расширения возможностей каждого человека в реализации своих потребностей и способностей в местах проживания, а также территориальной и профессиональной мобильности населения.
Главными приоритетами развития отраслей социальной сферы в регионах должны стать: оптимизация территориального размещения и развития сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы; формирование территориальных центров социального обслуживания, имеющих многофункциональный характер, центров социального обслуживания в агрогородках; расширение практики посещения отдаленных населенных пунктов комплексными мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб.
Успешная реализация задач регионального развития невозможна без создания органами государственной власти условий для устойчивого роста и сбалансированного развития региональных социально-экономических комплексов, эффективной их специализации; без осуществления территориального развития с учетом уровня централизации, обеспечивающего наибольшую эффективность управления. Государству необходимо активно воздействовать на процессы регионального развития, используя для этого различные методы и рыночные механизмы, объединяя предпринимательство, инициативы населения и общественно-политические институты.
Так, главным инструментом в области обеспечения самодостаточного развития регионов, стимулирования их экономической активности является проведение соответствующей налоговой и бюджетной политики. Совершенствование бюджетной системы целесообразно осуществлять в направлении соблюдения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков путем дальнейшего разграничения доходов и расходов по бюджетам разных уровней, законодательного закрепления за ними собственной финансовой базы. Бюджетная политика на местном уровне должна проводиться в направлении усиления финансовой самостоятельности регионов, предоставления местным органам реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами.
Улучшение инвестиционного климата в регионах требует:
• формирования региональной инвестопроводящей инфраструктуры (бизнес-центры, агентства, страховые, лизинговые компании и др.), а также инфраструктуры рынка земли и недвижимости;
• активизации продвижения региональных инвестиционных проектов на отечественный и зарубежный рынки;
• стимулирования привлечения частных инвесторов в регионы путем инвестиционных компенсаций, налоговых льгот, льготных кредитов и др.;
• расширения практики применения инвестиционных налоговых преференций, государственных грантов и гарантий инвесторам, участвующим в реализации региональных программ и вкладывающим средства в активы приоритетных видов деятельности.
Особое внимание во всех регионах необходимо уделять совершенствованию поддержки предпринимательства местными органами управления и самоуправления. Следует шире использовать предоставленные возможности в сфере улучшения имущественных отношений. Путем усиления ответственности за исполнение законодательства целесообразно создать систему экономических стимулов для местных органов управления и самоуправления, направленную на повышение их заинтересованности в развитии бизнеса.
Важнейшим инструментом реализации задач регионального развития является разработка прогнозов, программ и стратегических планов развития регионов, городов и административных районов.
Для эффективной реализации государственной региональной экономической политики необходимо разграничение и закрепление предметов ведения, полномочий и ответственности органов власти разных уровней за устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие регионов.
В сферу ответственности республиканских экономических ведомств на региональном уровне следует включить вопросы:
• улучшения макроэкономических условий, необходимых для функционирования экономики регионов;
• создания регионально ориентированных рычагов и стимулов, способствующих эффективному развитию субъектов хозяйствования во всех регионах страны;
• содействия реализации региональных программ социально-экономического развития отдельных территориальных образований;
• определения региональных приоритетов и отраслей специализации экономики каждого региона;
• своевременного рассмотрения и оценки предложений с мест по экономическим проблемам регионов, решение которых невозможно без содействия правительства страны.
Сферу ответственности отраслевых министерств и других республиканских органов управления целесообразно ограничить вопросами организации эффективной работы подведомственных предприятий и организаций в регионах. При этом отраслевые органы управления должны согласовывать с местными органами власти решения по вопросам использования принадлежащих предприятиям на правах собственности или аренды земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, а также проекты объектов нового строительства.
Органам местного управления всех уровней в своей деятельности важно ориентироваться на выполнение важнейших функций, обеспечивающих комплексное и эффективное развитие своих регионов. Особую ответственность они несут за работу подведомственных им предприятий и организаций коммунальной собственности, что предусматривает необходимость:
• разработки программ экономического и социального развития, жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурно- го обслуживания населения, охраны природы, а также контроля и утверждения отчетов о выполнении этих программ;
• применения в соответствии с законодательством ставок налога на прибыль для предприятий, организаций и других объектов коммунальной собственности, находящихся в распоряжении административно-территориальных единиц первичного уровня, а также местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством;
• определения правового режима имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего административно-территориального образования (кроме районов в городе);
• решения в установленном порядке вопросов о приватизации государственной собственности (кроме районов в городе);
• распоряжения и контроля за использованием земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов;
• участия в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроля за соблюдением норм (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на территории соответствующих административно- территориальных единиц;
• организации строительства и ремонта жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог на своей территории за счет собственных средств и на долевых началах;
• предоставления в пределах своих полномочий физическим и юридическим лицам льгот, пособий и других преимуществ.
Функции исполнительных комитетов административно-территориальных единиц разных уровней во многом совпадают, отличаясь, главным образом, охватом территории. Вместе с тем по вертикали сверху вниз происходит сужение и конкретизации функций исполнительных органов власти.
Созданная в Беларуси система управления в целом отвечает требованиям становления страны как суверенного государства и ее устойчивого социально-экономического и экологического развития. К достоинствам нынешней системы управления следует отнести эффективное функционирование управленческой вертикали и повышение уровня управляемости важнейшими сферами жизни общества и государства. Ее совершенствование целесообразно осуществлять эволюционным путем, исключающим коренную ломку, способную привести к потере управления экономикой и социальной сферой в регионах.
Вместе с тем действующая в республике система регионального управления не в полной мере отвечает требованиям дальнейшего эффективного развития территориальных образований в условиях рыночной экономики. Местные органы управления не наделены необходимыми полномочиями и не обладают достаточными финансовыми ресурсами для решения многих социальных, экономических, экологических и других проблем. Прежде всего необходимы четкое разделение функций между местными органами власти, поиск наиболее рационального сочетания форм и механизмов управления внутриреспубликан- скими регионами и развитием самоуправления.
Основные термины и понятия: внутриреспубликанские регионы; комплексное развитие регионов; конкурентные преимущества региона; науч- но-технический потенциал региона; отраслевое и территориальное разделение труда; природно-ресурсный потенциал региона; промышленный комплекс региона; региональная политика; региональное управление; региональные прогнозы и программы; региональный социально-экономический комплекс; специализация экономики регионов; стратегия регионального развития; территориальная структура экономики; устойчивое развитие регионов; цели и задачи региональной политики в Республики Беларусь
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте связь территориальной структуры хозяйства с отраслевой.
2. Назовите показатели, определяющие специализацию региона.
3. Что предполагает комплексность развития экономики региона?
4. Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие и размещение промышленности отдельных регионов.
5. Какие факторы влияют на территориальные пропорции сельскохозяйственного производства Беларуси?
6. Как изменилась отраслевая структура промышленности регионов Республики Беларусь за последние десять лет?
7. Перечислите главные особенности специализации социально-экономических комплексов внутриреспубликанских регионов (областей и г. Минска).
8. Каковы основные направления совершенствования структуры экономики регионов и повышения их конкурентоспособности?
9. Что следует понимать под региональной экономической политикой?
10. Назовите основные направления региональной экономической политики в Республике Беларусь.
11. Чем определяется устойчивое развитие регионов?
12. Охарактеризуйте меры и механизмы реализации государственной экономической политики.
Литература
1. Концептуальные положения регионального развития Республики Беларусь до 2015 года / Т.С. Вертинская [и др.]; под науч. ред. П.Г. Никитенко / Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2009.
2. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видя- пина и М.В. Степанова. — М.: ИНФА-М, 2007.
3. Регионы Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.
4. Социально-экономическое развитие регионов // Современная Беларусь: энцикл. справ.: в 3 т. / редкол.: М.В. Мясни- кович [и др.]. — Минск: Белорус, наука, 2007. — Т. 2. Экономический и научный потенциал.
5. Фатеев, B.C. Государственное регулирование регионального развития в Республике Беларусь: становление, состояние, проблемы, пути совершенствования / B.C. Фатеев // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы XI Междунар. науч. конф., Минск, 14—15 окт. 2010 г.: в 5 т. / редкол.: А.В. Червяков [и др.]. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2010. — Т. 1.
Раздел