Ментальная карта, или карта памяти - это удобная и эффективная графическая техника визуализации мышления и альтернативной записи, позволяющая увидеть проблему в целом.

В основе техники лежит использование природной склонности мозга мыслить ассоциативно, от "центра к периферии. Эта естественная функция человеческого мозга называется радиантное мышление.

Цель создания карты памяти - визуализации мышления и создание альтернативной записи, позволяющей увидеть проблему в целом

Словосочетание "MindMaps" в различных источниках переводят по-разному, кроме термина "ментальные карты" можно встретить интеллект-карты, майнд мэпы, карты памяти, карты ума.

«Законы майнд-мэппинта» изначально были разработаны английским психологом Тони Бьюзеном в 1970-х годах. Именно он систематизировал использование образов, цвета и ассоциаций и создал для этого термин «майнд-мэппинг», его идея заключается в создании «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей.

Как создать карту памяти?

1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.
Чистый лист бумаги предоставляет 360º свободы для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей, в то время как заранее расчерченные схемы ограничивают естественный поток мыслей

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Таким образом будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнуться на край бумаги.

3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это.

Стартуйте с центра листа, нарисовав определенный рисунок, характеризующий Вашу задачу или просто квадрат (прямоугольник, круг и так далее). Размер 5-7 сантиметров или более. Чем больше лист, тем больше изображайте центральный образ.

Используйте разные формы, цвета, изображения, чтобы привлечь внимание к центральному образу и стимулировать память с мышлением.

Ментальная карта, или карта памяти - это удобная и эффективная графическая техника визуализации мышления и альтернативной записи, позволяющая увидеть проблему в целом. - student2.ru

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом

· Используйте минимум три цвета (синий-центр, красный, зеленый).

· Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим, примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для большей бумаги).

· Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму

· Картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для ассоциаций, фокусирует мысли, она веселая и к тому же приводит к таким результатам:

· Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание

· Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной карты памяти, при этом будучи достаточно большой, чтобы быть явным центром, фокусом темы

· Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной. Рамка делает центр монотонной формы и рассоединяет ветви

5. Главные темы вокруг центрального рисунка – как заголовки в книге.

· Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение

· Разместите их на линиях одинаковой со словом длины

· Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу

· Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению

Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту.

Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение и таким образом они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание).

Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.

Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.

Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

Ментальная карта, или карта памяти - это удобная и эффективная графическая техника визуализации мышления и альтернативной записи, позволяющая увидеть проблему в целом. - student2.ru

6. В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления.

Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой.

Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.

Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Ментальная карта, или карта памяти - это удобная и эффективная графическая техника визуализации мышления и альтернативной записи, позволяющая увидеть проблему в целом. - student2.ru

7. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.

· Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь

· Используйте разные стили и цвета

· Выделение создаст уникальные формы и поможет вашей памяти.

· Это помогает мгновенно воссоздать связи. А также поощряет завершение и напоминает о действиях, которые вам необходимо предпринять

· Также это может отображать связи между ветвями, если использовать обводку одинакового цвета

8. Делайте каждую карту все более

· Красивой

· Артистичной

· Красочной

· Оригинальной и

· Пространственной

· Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг

· Ее будет проще запомнить

· Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже).

Создание ментальной карты позволяет:

- структурировать идеи в иерархическом порядке за счет использования главных, вторичных, третичных (и т.д.) ветвей,
- усиливать идеи с помощью ясных и цветных образов,
- показывать связи между ними,
- выделять концепции цветом, размером шрифта, выделением и пр.,
- оценивать и комментировать идеи с помощью специальных символов.

Это помогает представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.

Критерии оценки выполнения ментальной карты обучающимся:

Оценка Критерии
отлично Представлен весь объём информации из конспекта лекций или учебного пособия, работа оформлена аккуратно. Работа сдана в установленный срок.
хорошо Представлен весь объём информации из конспекта лекций или учебного пособия, но работа оформлена не достаточно аккуратно. Работа сдана в установленный срок.
удовлетворительно Представлен объём информации из конспекта лекций или учебного пособия, однако, допущены неточности в связях, работа оформлена не достаточно аккуратно. Работа сдана в установленный срок.
неудовлетворительно Не отражён объём информации из конспекта лекций или учебного пособия. Работа сдана позже установленного срока.

4. Требования по оформлению презентаций по темам

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Рекомендации по дизайну презентации.

Текстовая информация презентации
Стиль и шрифт - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Размер шрифта: 24–45 пункта (заголовок),24–36 пунктов (обычный текст) - Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (например, Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы. - Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Фон и цвет - Для фона предпочтительны холодные тона - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Графическая информация
Содержание информации - рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде
Цвет графических изображений - не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда - иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом. - если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Представление информации

Содержание информации   - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Способы выделения информации Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами, диаграммами.

Рекомендации к содержанию презентации.

По содержанию:

- На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик

- Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

- Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

По оформлению:

- На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.

- Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.

- Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

- Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом.

- На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания, номер слайда.

- В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

- Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

- Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:

- название фильма (репортажа),

- год и место выпуска,

- авторы идеи и сценария,

- руководитель проекта.

Общие правила оформления презентации
Титульный лист должен содержать - Название презентации. - Автор: ФИО, студента, место учебы, год. - Логотип колледжа.
Второй слайд   - «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки - Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). - В конце точка не ставится. -Анимация, как правило, не применяется.
Текст   - Форматируется по ширине. - Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. -Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. - Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Критерии оценки презентации:

  Неудовлетворительно (2) Удовлетворительно (3) Хорошо (4) Отлично (5)
I. Дизайн и мульти медиа-эффекты 1. Цвет фона не соответствует цвету текста. 2. Использовано более 5 цветов шрифта 3. Каждая страница имеет свой стиль оформления. 4. Гиперссылки не выделены 5. Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) 6. Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер 7. Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) 8. Не работают отдельные ссылки 1. Цвет фона плохо соответствует цвету текста 2. Использовано более 4 цветов шрифта 3. Некоторые страницы имеют свой стиль оформления 4. Гиперссылки выделены 5. Анимация дозирована 6. Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер 7. Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией 8. Ссылки работают 1. Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть 2. Использовано 3 цвета шрифта 3. 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего 4. Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 5. Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна 6. Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации 7. Размер шрифта оптимальный 8. Все ссылки работают 1. Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается 2. Использовано 3 цвета шрифта 3. Все страницы выдержаны в едином стиле 4. Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра 5. Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 6. Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации 7. Размер шрифта оптимальный 8. Все ссылки работают
II. Содержание 1. Содержание не является научным 2. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту 3. Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок 4. Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами 5. Информация не представляется актуальной и современной 6. Ключевые слова в тексте не выделены 1. Содержание включает в себя элементы научности 2. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту 3. Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки 4. Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами 5. Информация является актуальной и современной 6. Ключевые слова в тексте чаще всего выделены 1. Содержание в целом является научным 2. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту 3. Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют 4. Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами 5. Информация является актуальной и современной 6. Ключевые слова в тексте выделены 2 1.Содержание является строго научным 3 2. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации 4 3. Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют 5 4. Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме 6 5. Информация является актуальной и современной 7 6. Ключевые слова в тексте выделены

Требования по выполнению работы с нормативными документами

Самостоятельная работа с нормативной литературой является наиболее эффективным методом получения знаний по изучаемому предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует собственное отношение к конкретному вопросу или проблеме.

Самостоятельная работа с литературой – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Данная работа способствует уяснению конкретных терминов и понятий, введенных в курс учебной дисциплины или модуля, пониманию и закреплению пройденного лекционного материала, подготовке к практическим и семинарским занятиям.

Алгоритм самостоятельного изучения рекомендованной литературы:

1. Составьте перечень источников, с которыми Вам следует познакомиться.

Правильный подбор литературы рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература также указана в методических указаниях студенту по дисциплине. Студенту рекомендовано выписывать все выходные данные по каждому источнику.

2. Определите для себя, какие источники (отдельные главы, разделы, статьи) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

Выделяют четыре основные установки в чтении текста:

- информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию);

- усваивающая (задача - как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);

- аналитико-критическая (задача - критически осмыслить прочитанный материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

- творческая (задача - использовать для своих рассуждений или как образ для действия по аналогии суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к тексту связано существование и нескольких видов чтения:

- библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за определенный период и т.п.;

- просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

- ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

- изучающее – предполагает доскональное освоение материала. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

- аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второй – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Основным видом чтения для студентов является изучающее чтение – именно оно позволяет в работе с нормативной литературой накапливать знания в различных областях. Если в тексте студенты встречают незнакомое слово, то преподавателю необходимо разъяснить его значение, либо указать студенту, на то чтобы он с помощью словаря, информационных ресурсов выяснил его значение.

3. Записи по прочитанному материалу.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

- Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

- Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

- Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

- Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

- Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Наши рекомендации