Стабилизационная монетарная политика
В стабилизационной политике монетаризм исходит из того, что основной причиной, вызывающей кризисные процессы, является ограничение экономической свободы и чрезмерное гос.вмешательство в хоз.процессы.
Для обеспечения макроэффективности экономическая политика должна не ограничивать экономическую свободу хозяйствующих хозяйств, стимулировать конкурентный климат в экономике.
Данное должно позволить обеспечить полную занятость и полный объём производства в национальном хозяйстве (войти в состояние Qf).
Актуальнейшей проблемой является недопущение серьёзных инфляционных процессов в экономике.
Фискальные меры рассматриваются в данной политике как весьма ограниченное и малоэффективное.
Для обеспечения устойчивых и стабильных темпов экономического роста важнейшей задачей эк.политики является контроль за денежным предложением в национальной экономике.
Ежегодные темпы прироста денежной массы не должны превышать 3-6%, что призвано сформировать, стабилизировать адаптивные ожидания субъектов и не допустить инфляцию спроса в национальной экономике.
Фискальная политика
Хотя Кейнсианцы признают важность кредитно-денежной политики, они считают, что фискальная политика гораздо более мощное и надежное стабилизационное средство. Об этом говорит основное уравнение кейнсианства. Государственные расходы, помимо прочего, входят в совокупные расходы непосредственно. А налоги находятся от них на расстоянии одного короткого шага, поскольку считается, что воздействие изменения налогообложения на потребление и инвестиции надежно и предсказуемо.
Монетаристы значительно умаляют или, если взять крайний случай, отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Монетаристы рассуждают следующим образом: предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но, продолжают они, занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Следовательно, государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимают процентную ставку и, таким образом, вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Следовательно, конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен.
Кроме того, монетаристы считают, что кривая спроса на инвестиции относительно полога, то есть инвестиционные расходы очень чувствительны к изменениям процентной ставки. Короче говоря, первоначальное расширение спроса на деньги вызывает относительно большой рост процентной ставки, который, проецируясь на чувствительную к проценту кривую спроса на инвестиции, ведет к значительному сокращению инвестиционного компонента совокупного спроса. В результате сильный обратный эффект сводит на нет экспансионное влияние бюджетного дефицита, и в итоге воздействия на равновесный ЧНП не оказывается. Поэтому Фридман заявляет:
"На мой взгляд, состояние бюджета само по себе не оказывает существенного воздействия на динамику номинального (денежного) дохода, инфляцию, дефляцию или циклические колебания".
Если дефицит, как это принято, покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения может быть исключен и за дефицитом последует расширение экономической деятельности. Но, отмечают монетаристы, расширение произойдет не благодаря бюджетному дефициту, как таковому, а благодаря созданию дополнительных денег.
Кредитно-денежная политика
Кейнсианцы полагают, что кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута, это делает кредитно-денежную политику сравнительно слабым стабилизирующим средством. Мы знаем также, что монетаристы, наоборот, считают кривую спроса на деньги очень крутой, а кривую спроса на инвестиции достаточно пологой, это означает, что изменение денежного предложения оказывает мощное воздействие на равновесный уровень ЧНП. Это полностью соответствует фундаментальному тезису монетаризма о том, что денежное предложение — решающий фактор определения уровня экономической активности и уровня цен.
Тем не менее большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. Профессор Фридман утверждает, что в свое время дискретные изменения денежного предложения, осуществляемые руководящими кредитно-денежными учреждениями., в действительности оказывали дестабилизирующее влияние на экономику. Исследовав монетарную историю Соединенных Штатов с Гражданской войны до основания Федеральной резервной системы в 1913 г. и сравнив ее с событиями после 1913 г., Фридман пришел к выводу, что, даже если отвлечься от разрушительного для экономики периода второй мировой войны, последний период (после 1913 г.) был явно более нестабильным. Большая доля ответственности за уменьшение экономической стабильности после образования Федеральной резервной системы приписывается ошибочным решениям руководящих кредитно-денежных учреждений. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Неправильное кредитно-денежное регулирование происходит, согласно монетаризму, по двум важным причинам.
Непредвиденные временные лаги. Во-первых, существуют временные лаги. Хотя кредитно-денежное воздействие передается непосредственно, изменения денежного предложения оказывают влияние на номинальный ЧНП лишь по прошествии довольно длительного и неопределенного периода времени. Эмпирические исследования Фридмана показывают, что период, за который изменение денежного предложения существенно изменяет ЧНП, может оказаться как коротким — от шести до восьми месяцев, так и длительным — до двух лет. Поскольку предсказать временной лаг предпринятой акции практически невозможно, вероятность точного определения того, когда следует проводить ту или иную политику, и даже того, какая политика — дешевых или дорогих денег — необходима, очень мала.
Во-вторых, монетаристы указывают, что руководящие кредитно-денежные учреждения стремились обычно контролировать процентные ставки с целью стабилизации инвестиций и, следовательно, экономики.
Монетарное правило. Отсюда монетаристы делают вывод: руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. В частности, Фридман выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, то есть денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3—5% в год.
Такое правило, считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики — изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики. Коль скоро денежное предложение растет в постоянном темпе на 3,4 или 5% ежегодно, всякое движение к спаду носит временный характер. Ликвидность, которую дает постоянно растущее денежное предложение, обусловливает расширение совокупного спроса. Аналогичным образом, если предложение денег не превышает значительно среднего темпа, всякое инфляционное расширение расходов ликвидируется само собой из-за недостатка средств.
Тема №10 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
10.1 Экономический рост и его показатели
10.2 Теории и модели экономического роста
10.3 Государственная политика и экономический рост
10.4 Издержки экономического роста