Билет № 25. Теория человеческого капитала.
Теория человеческого капитала в настоящее время является одной из популярных и распространенных теорий, раскрывающих механизм воспроизводства трудового потенциала. Она показывает зависимость доходов отдельных индивидов, предприятий и общества в целом как от природных, так и от приобретенных способностей людей, их знаний, умений и навыков. Ключевые положения этой теории были сформулированы еще А. Смитом. В целостном виде эта теория разработана во второй половине XX в. в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера, удостоенных Нобелевских премий по экономике. С точки зрения Т. Шульца и Г. Беккера, каждый индивид, принимая какое-либо судьбоносное решение в своей жизни (получение образования, создание семьи, появление детей, развод и др.), руководствуется критерием наибольшей выгодности, постоянно сопоставляя связанные с ним возможные выгоды и дополнительные издержки.
Человеческий капитал - это сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик (духовных, нравственных качеств, ценностных ориентации), который используется в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общественного производства, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства, национальной конкурентоспособности и оказывает влияние на величину доходов данного индивида.
Человеческий капитал включает в себя набор различных составляющих, которые формируют способность индивида к труду и, следовательно, к получению определенных доходов. Эти составляющие могут быть даны самой природой (т.е. передаваться генетически) или быть результатом целенаправленных усилий, предпринимаемых как со стороны самого индивида, так и общества в целом. Данные способности являются своеобразным капиталом индивида. В отличие от наемного труда, который продается и покупается, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования, развития и воспроизводства. Источниками таких инвестиций служат затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан. По мнению Г. Беккера, человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Основной социальный вывод теории человеческого капитала заключается в том, что в современных условиях повышение качества рабочей силы имеет большее значение, чем рост фондообеспечения труда. Контроль над производством переходит из рук собственников монополий на материальный капитал в руки тех, кто владеет знаниями. Эта теория открывает возможности оценки вклада в экономический рост образовательного фонда (по аналогии с оценкой вклада основных имущественных фондов), а также возможность управления процессами инвестирования на основе сопоставления отдачи от вложений в имущественные фонды и образовательный фонд.
Билет № 26. Особенности образовательных услуг.
Образовательная услуга — это:
1) учебно-педагогическая деятельность;
2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.
Можно выделить следующие особенности образовательных услуг:
• подобно всем услугам они невещественны и не может накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала:
• образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени;
• потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений, навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу);
• образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем, без посредников, хотя и допускают, при использовании компьютерных технологий, применение дистанционных методов обучения;
• в потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное) потребителя;
• качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля — даже в условиях рыночной экономики.
В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию;
• по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца; среднесрочные — от месяца до года; долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура;
• по констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): е получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения;
• по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат.
Выделяют ассортимент образовательных услуг и их номенклатуру. Ассортимент можно определить как набор направлений и специальностей, определенных в государственном образовательном стандарте. Номенклатура — это совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.
Билет № 27. Общемировые проблемы образования и пути их решения.
Общемировые проблемы образования
n Расширительное толкование понятия «образование»
n Диверсификация образовательных форм и институтов
n Дисгармония образовательных технологий
n Засилье рыночных механизмов регулирования отношений
n Глобальность и самобытность
n Непрерывность образования
В последние годы проблематика образования все более заметно привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. В работах различных ученых довольно часто употребляется понятие «кризис образования». Можно выделить два основных контекста, связанных со смыслом употребления этого понятия. Первый контекст предполагает, что кризис образования выступает как компонент кризиса человека в нынешнем противоречивом, сложном и динамичном мире. Второй контекст базируется на том, что в обществе существует школа — специальный социальный институт для решения образовательных задач, и кризис образования рассматривается как кризис названного социального института.
Известно, что исторически сложившиеся системы образования в зарубежных государствах в определенной мере стали неэффективными. Они требуют от общества слишком больших затрат, причем эти затраты не окупаются даже в богатых и успешно развивающихся странах. Именно эта ситуация и характеризуется как мировой кризис образования, в основе которого — падение эффективности традиционной образовательной практики, несоответствие затрат и получаемого результата.
Для преодоления негативных тенденций важное значение имеет разработка эффективной образовательной политики, использование институтами законодательной и исполнительной власти инструментария государственного регулирования, диверсификация источников финансирования учебных заведений и другие меры.
Сравнение проблем российского образования с теми, которые приходится решать образовательным системам других стран, анализ существующего положения дел в общемировом контексте приводят к следующим выводам: кризис образования в России обусловлен не только экономическим кризисом; социальная ситуация чрезвычайно обострила постановку проблем российского образования; неправомерно полагать, что намечающийся в стране экономический рост в полной мере разрешит многочисленные проблемы высшей школы.
Рассматриваются современные общемировые проблемы и тенденции развития образования. Подчеркивается, что высшее образование носит универсальный характер. Одновременно оно должно соответствовать существующим условиям развития экономики и функционирования системы высшей школы каждой конкретной страны.
Поэтому при принятии управленческих решений, касающихся стратегических и тактических задач развития высших учебных заведений следует исходить из того, что научные подходы и практические меры целесообразно привязывать к сложившейся ситуации. При этом следует помнить, что за плюрализмом мнений должен прослеживаться универсальный подход, согласно которому глобальной целью является построение более справедливого и равноправного общества.
Причины кризиса современного образования:
- непонимание необходимости и направлений развития;
- недостаток руководителей, способных эффективно управлять в современных условиях;
- недооценка причин и последствий существующих в образовании проблем;
- страх перед изменениями;
- непонимание сути перемен;
- склонность обвинять в кризисе внешние обстоятельства и пр.
Основные проблемы российского образования
- недостаточный охват дошкольным образованием;
- высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
- значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;
- недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.
Основные причины проблем российского образования
- неразвитость системы поддержки раннего развития детей,
- ухудшение качества педагогического корпуса,
- рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования,
- стагнация системы дополнительного образования и воспитания,
- образование перестало выполнять функцию социального лифта,
- сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, - не завершены институциональные реформы,- система образования «устала» от постоянных изменений, - ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на уровне школы.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образование – отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров. (Экономический словарь)
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. (Словарь по экономике и финансам)
Тенденции развития современного образования
Основные мировые и европейские тенденции в образовании
Основные направления развития
Стратегии развития образования
Каким должно быть современное образование?
Билет № 28. Особенности российской системы образования.
В настоящее время в условиях бурного развития науки, техники и технологий интеллектуальный потенциал общества, уровень его образования становятся важнейшей составляющей национального богатства. Образование является необходимым условием качественной подготовки трудовых ресурсов, которые и должны обеспечить поступательное развитие национальной экономики. Таким образом, система образования – один из важнейших элементов социальной сферы государства, обеспечивающий процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой:
− совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
− сеть реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
− совокупность органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Система образования Российской Федерации в настоящее время имеет достаточно сложную структуру, включая в себя общее, профессиональное и послевузовское образование. Значительный сегмент в этой структуре занимает система профессионального образования. Различают три уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее.
Признаками формирования системы образования в РФ являются:
• наличие единой законодательной базы, регламентирующей деятельность системы образования. Законодательно определены типы организаций, способных осуществлять образовательную деятельность; отношения собственности в сфере образования; государственные гарантии получения образования для граждан; границы осуществления образовательными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и распоряжения получаемыми от этой деятельности доходами; принцип автономии учебных заведений;
• определенное организационное и административное обособление по отношению к другим сферам национальной экономики, обеспеченное единой системой государственного управления в сфере образования. Министерство образования и науки является основным звеном управления образовательными учреждениями, обеспечивая организационное и методическое руководство, определение состава направлений и специальностей обучения, разработку и внедрение Государственных образовательных стандартов по специальностям и направлениям, периодическую аккредитацию образовательных учреждений;
• единая государственная политика в отношении системы образования, отраженная в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяющей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления развития образования на период до 2025г.;
• наличие образовательных учреждений в качестве основных структурных элементов системы образования.
За последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа (лицеев); введен укрупненный перечень профессий, согласно которому число их сокращено в 5 раз с целью дать учащимся в большей степени поливалентную подготовку, повышающую конкурентоспособность на рынке труда; разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; усилилась преемственность между образовательными программами этого уровня и программами среднего и высшего профессионального образования.
Организации профессионального образования могут быть государственными (созданными органами исполнительной власти государства), муниципальными (созданными муниципальным органом исполнительной власти) и негосударственными (созданными гражданами и (или) юридическими лицами в форме некоммерческой организации).
В соответствии с существующим законодательством негосударственные организации профессионального образования можно классифицировать по ряду признаков: по типу (в зависимости от реализуемой программы образования); виду; уровню реализуемого образования; учредителям; форме собственности; организационно-правовой форме; праву собственности; по государственному статусу.
Возникновение и развитие негосударственных профессиональных учебных заведений было вызвано объективным процессом развития рыночной экономики. Дефицит бюджетного финансирования не позволяет количественно расширять сеть государственных образовательных учреждений и увеличивать численность приема обучающихся на места, финансируемые за счет средств бюджета. Для решения этой проблемы необходимо привлечение средств населения и крупных организаций в сферу образования через создание негосударственных учебных заведений. Кроме того, негосударственные учебные заведения частично решают проблему неравномерного распределения вузов и ссузов по территории РФ, задачи организации условий для более полной реализации конституционных прав граждан на образование, создания конкурентной среды, увеличения численности подготовленных специалистов среднего и высшего звена для различных областей хозяйственного комплекса России.
В настоящее время негосударственные профессиональные учебные заведения являются наиболее активными экономическими субъектами формирующегося рынка образовательных услуг и развиваются более быстрыми темпами, чем государственные.
Следующей особенностью развития системы профессионального образования на современном этапе является значительное развитие в государственных учебных заведениях наряду с бюджетным обучения студентов на компенсационной основе. Доля студентов, обучающихся на компенсационной основе, из года в год растет и в настоящее время составляет около 40–50 % от общего числа студентов. Возможно, в ближайшей перспективе число студентов, обучающихся на компенсационной основе, превысит число студентов-бюджетников. Надо отметить, что плата за образовательные услуги получила широкое распространение после юридического закрепления в Законе Российской Федерации «Об образовании».
К особенностям функционирования системы профессионального образования на современном этапе следует отнести также низкую оплату труда работников сферы образования. Их среднемесячная заработная плата уступает заработной плате работников, занятых прочими видами экономической деятельности. Недооценка государством труда работников сферы образования (низкий уровень оплаты, слабая социальная защищенность) ведет к снижению общественного статуса преподавателей профессиональных учебных заведений, уменьшению притока молодых педагогов, «утечке умов» за границу, а также из периферийных профессиональных учебных заведений в центральные. Результатом этих процессов является ухудшение кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, старение контингента педагогических работников.
Характерной чертой функционирования системы образования на современном этапе является также многоуровневость профессионального образования. В современной трактовке «многоуровневое профессиональное образование представляет собой ступенчатую, дифференцированную по годам обучения систему получения различных уровней профессиональной квалификации.
В настоящее время отличительной чертой многоуровневого профессионального образования является его развитие на фоне интеграции образовательных систем и университизации высшего профессионального образования. Интеграция профессиональных учебных заведений различного уровня представляет собой разнообразные формы содержательного, организационного, структурного, правового, ресурсного, экономического взаимодействия и объединения учебных заведений профессионального образования. Распространенными формами интеграции на современном этапе стали интеграция самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, а также интеграция средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования.
Билет № 29. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Типы образовательных учреждений.
Организационно-правовые формы
1) государственные (Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации)
2) муниципальные (Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием)
3)негосударственные (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). (Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином и (или) юридическим лицом))
Типы образовательных учреждений:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
6) утратил силу.
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс
Билет № 30. Источники финансирования образовательных учреждений.
Источниками финансирования образования являются:
- государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.
Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл19.
Государственное финансирование
Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, на школы-интернаты - 8%, на среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%.
В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов20.
Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В компетенции РФ находятся:
- доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
- формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
- создание федеральных фондов развития образования;
- установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.
В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления - формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.
Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.
Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.
Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов - зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.
Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:
1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);
2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;
4) реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.