Теория «человеческого капитала» как важнейший шаг к расширению предмета экономической теории. «Экономический империализм»

Экономика семьи в контексте теории человеческого капитала.Гэри Беккер(р. 1930), продолжая развивать теорию «человеческого капитала», построил модель сравнительной отдачи вложений в человека и в другие активы. По его выводам, отдача от человеческого капитала в среднем много выше, чем от иных активов (недвижимость, ценные бумаги, банковские вклады), но в первом случае она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в других не меняется или уменьшается незначительно. Поэтому рациональная стратегия для семей такова: сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда она по мере убывания сравняется с нормой доходности от прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство.

В статье «Теория распределения времени» (1965) Беккер предложил новую теорию потребления, представив семью как «мини-фабрику», которая с помощью «производственных факторов» (покупаемых на рынке товаров, затрат времени, других ресурсов) производит «основные блага» (от обеда и чистоты до воспитанного ребенка). Ключевой ресурс для домашнего производства, ценность которого непрерывно повышается, — затраты человеческого времени. В домохозяйствах действует «эффект замещения» более времяёмких видов домашней деятельности менее времяёмкими, что связано с удорожанием благ, производимых дома в качестве альтернативных издержек возможностям повышения оплаты труда на рынке.

В «Трактате о семье» (1981) Беккер сделал следующий шаг в микроэкономическом истолковании жизни семьи, рассматривая проблемы выбора между количеством детей и их «качеством», денежного обеспечения детей родителями, динамики браков и разводов, особенностей моногамной семьи сравнительно с полигамной и т.д. Наиболее броским был вывод о «выборе партнеров на брачных рынках» — из выкладок Беккера следовало, что предпочтение отдается партнёрам, схожим по росту, цвету кожи, образованию, социальному происхождению, но отличающимся по уровню заработков. Поэтому рост относительных заработков женщин увеличивает число разводов.

Не менее интересен был вывод Беккера, вторгающийся уже в область макроэкономики: о причинах резкого падения рождаемости в индустриально развитых странах. В выборе между количеством детей и их «качеством» действует своеобразный механизм мультипликатора: сокращение спроса на количество детей повышает спрос на их качество; но это вызывает еще большее падение спроса на количество, что подталкивает к новому росту спроса на качество и т.д. Даже небольшое удорожание содержания детей (например, из-за падения экономической ценности их труда в городских условиях сравнительно с сельскими) может привести к резкому сокращению рождаемости; а экономический рост, повышая нормы отдачи образования и стимулируя тем самым спрос на качество, служит дополнительным усиливающим фактором подрыва спроса на количество.

«Экономический империализм». Представив в теории человеческого капитала учащихся и их родителей как рациональных инвесторов, сопоставляющих доходность вложений в образование с рыночной нормой процента, Г.Беккер в дальнейшем широко раздвинул рамки неоклассической теории, используя её ключевые понятия — редкость, цена, альтернативные издержки — универсальный язык описания различных форм человеческой деятельности, включая криминальную.

В работе «Преступление и наказание: экономический подход» (1968) Беккер сделал вывод, что криминальная деятельность является не аномалией, а результатом рационального выбора, основанного на сравнении выгод и издержек от различных форм поведения. Высокий уровень рецидивизма не случаен, поскольку продолжительность отсидок учитывается преступником в сопоставлении с доходами от нелегальной деятельности.

В книге «Экономический подход к человеческому поведению» (1976) Беккер изложил исследовательскую программу, в которой аппарат неоклассической теории, основанный на принципах максимизирующего рационального поведения индивидов и рыночного равновесия, рассматривается как всеобъемлющие рамки для общественных наук. Это означает перспективу подсоединения к экономической теории смежных общественных дисциплин — демографии, социологии, правоведения, политологии — на основе охвата их неоклассическим максимизирующим подходом. Такое поползновение было названо «экономическим империализмом» и поддержано целым рядом экономистов не только Чикагского университета, но и других научных центров США. В 1987 эти авторы выпустили коллективный труд «Экономический империализм: экономический подход, примененный за сферой экономической теории». «Экономимпериалисты» ориентируются не только на Беккера, но и на других экономистов, вышедших из Чикагской школы — представителей неоинституционализма и теории общественного выбора.

27.3. Неоинституционализм Р. Коуза — О. Уильямсона:

Наши рекомендации