Экономическое развитие Мексики
В настоящее время экономика Мексики по масштабам занимает 15-е место в мире. После обвала экономики, который произошел в этой стране в 1994 г., ее состояние существенно улучшилось. ВВП Мексики на душу населения в пересчете на покупательную способность немного превышает 12 тыс долларов в год, что делает ее самой богатой из крупных стран Латинской Америки и ставит в один ряд с развитыми, а в некоторых случаях и с передовыми экономиками. Кроме того, не следует забывать, что Мексика — отнюдь не маленькая страна. Ее население составляет около 110 миллионов человек, и это больше, чем у большинства европейских стран.
Значительно ли вырастет экономическая мощь Мексики за следующие 60–70 лет? Если это произойдет, принимая во внимание точку отсчета, Мексика станет страной с одной из ведущих в мире экономик. Из-за внутренней политической нестабильности, оттока населения и былых экономических проблем на сегодняшний день Мексику трудно представить в числе стран первого эшелона. Однако большинству людей трудно понять и то, как ей удалось подняться настолько высоко.
С экономической точки зрения на Мексику работает несколько факторов. Первый — это нефть. В течение всего прошлого века Мексика стояла в ряду крупнейших производителей и экспортеров нефти. Для многих этот аргумент говорит против того, что Мексика приобретет большую силу. Экспортеры нефти часто недооценивают возможность (или аппетиты) страны к развитию других отраслей промышленности. Поэтому важно понять еще один факт, имеющий отношение к Мексике: несмотря на рост мировых цен на нефть, продолжающийся с 2003 г., ее энергетический сектор занимает все меньшую часть экономики страны в целом. В 1980 г. нефть составляла около 60 % мексиканского экспорта, но к 2000 г. эта доля снизилась до всего 7 %. Мексика обладает запасами нефти, однако ее рост не зависит от экспорта данного сырьевого товара.
Второй фактор экономического роста Мексики связан с ее соседством с США и впоследствии вызовет геополитические проблемы. Мексика как член Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA) или самостоятельно сможет с успехом осуществлять экспорт на крупнейшие и самые динамичные мировые рынки. В то время как NAFTA снижает расходы на экспорт и повышает институциональную эффективность отношений, для Мексики самым важным остается тот факт, что соседство Мексики с США всегда давало ей экономические преимущества, несмотря на невыгодное с точки зрения геополитики положение. В-третьих, из США в Мексику поступает огромное количество денег — это денежные переводы от легальных и нелегальных иммигрантов. Размер переводов в Мексику невероятно вырос, сегодня это второй по величине источник поступления денег в страну из-за рубежа. В большинстве стран иностранные инвестиции — основное средство развития экономики. В Мексике иностранные инвестиции конкурируют с денежными переводами из-за рубежа. Система переводов имеет двоякий результат. После внесения в банк эти средства усиливают другие источники инвестиций. Они служат социальной стабильности низших классов, которым поступает большинство переводов.
Поступление денег в Мексику привело к росту отраслей промышленности и услуг, связанных с высокими технологиями. Сегодня услуги составляют 70 % ВВП Мексики, а сельское хозяйство — всего 4 %. Остальное делится между производством, нефтяной и добывающей промышленностью. Довольно высока пропорция услуг, связанных с туризмом, однако в целом структура ВВП нехарактерна для развивающейся страны.
Интересный показатель под названием «Индекс человеческого развития», предложенный ООН, отслеживает соответствие глобальным стандартам уровня жизни, в том числе такие факторы, как средняя продолжительность жизни и уровень грамотности в стране. В соответствии с «Индексом человеческого развития» мир поделен на 3 класса. На карте, представленной ниже, черным цветом обозначены развитые промышленные страны, темно-серым — страны среднего эшелона, а светло-серым — развивающиеся страны. Как показано на карте, по шкале «человеческого развития» Мексика уже соответствует Европе и США. Это не значит, что она стоит на одном уровне с США, однако свидетельствует о том, что ее уже нельзя считать лишь развивающейся страной.
Вчитавшись в материалы данных «Индекса человеческого развития», мы узнаем о Мексике еще один интересный факт. Мексике в целом присвоен индекс «0, 70», что ставит ее на один уровень с США и Европой. Однако в самой Мексике наблюдается крайнее неравенство между регионами. Более темные области на представленной ниже карте имеют рейтинг, равный рейтингу некоторых европейских стран, а более светлые — эквивалентны бедным странам Северной Африки.
Именно такое сильнейшее неравенство ожидаешь увидеть в стране, которая переживает процесс быстрого развития. Вспомните, как описывали Европу Чарльз Диккенс или Виктор Гюго. Они ухватили самую суть Европы XIX в. — стремительный рост и усугубление неравенства. В Мексике вы будете наблюдать подобный контраст в Мехико-Сити или Гвадалахаре. Однако то же явление заметно и от региона к региону, которые на севере отличаются сравнительным богатством, а на юге — бедностью. Неравенство не означает отсутствие развития. Напротив, это неизбежный побочный продукт развития.
Конечно, на этой карте интересно отметить, что области, граничащие с США, а также туристические регионы на юге страны и столица имеют самый высокий уровень развития. Однако на некотором отдалении от границы с США данные «Индекса человеческого развития» имеют тенденцию к снижению. Это показывает, как важны США для развития Мексики, и отражает ту реальную опасность, которая угрожает этой стране, а именно возникновение на юге беспорядков, причиной которых станет неравное положение южных штатов Мексики. И это неравенство по мере развития Мексики будет только усугубляться.
Наличествуют еще два важных фактора, которые способствуют росту экономики Мексики: организованная преступность и наркоторговля. В целом мы можем различать два типа преступлений. Первый основан на простом распределении и потреблении — кто-то крадет ваш телевизор и продает его. Второй создает огромный капитал. Американская мафия, занимавшаяся бутлегерством, использовала заработанные незаконной торговлей деньги для перехода в легальный бизнес.
Экономическое и социальное развитие Мексики
Это происходило до тех пор, пока в определенный момент первоначально накопленные средства не влились в общий поток капитала таким образом, что их криминальное происхождение уже не имело значения. Подобный процесс, осуществляясь внутри страны, способствует росту. Криминальные деньги, курсируя между двумя странами, стимулируют значительный рост. Дело в том, что цена продукта искусственно взвинчивается из-за его нелегальности. Данный процесс способствует возникновению картелей, которые подавляют конкуренцию, поддерживают высокие цены и обеспечивают оборот.
Современная наркоторговля, сбывая наркотики по искусственно завышенным ценам американским потребителям, генерирует крупные денежные суммы, доступные для инвестиций в Мексику. И эти суммы настолько велики, что их просто необходимо инвестировать. Для легального размещения таких больших денег разрабатываются сложные операции по отмыванию средств. Благодаря этому следующее поколение наследует сравнительно легитимный капитал. Внуки же наркоторговцев становятся экономическими аристократами.
Данное описание, очевидно, слишком упрощает ситуацию. Но я к тому же игнорировал тот факт, что во многих случаях дилеры, базирующиеся в Мексике, не отправляют деньги обратно в Мексику, а инвестируют их в США или где-то еще. Однако при условии, что Мексика будет все больше повышать эффективность экономики, а правительство окажется настолько коррумпированным, чтобы и дальше покровительствовать отмыванию денег, реинвестирование полученных в результате наркоторговли средств в Мексику будет иметь все больший смысл. Прислушайтесь, и вы услышите громкий сосущий звук, который издает инвестиционный капитал, покидающий США и поступающий в Мексику через картели, занимающиеся наркоторговлей.
Этот процесс создает Мексике определенные проблемы, способствуя политической нестабильности. Из-за того, что в нем замешаны власти, а суды и полиция работают неэффективно, неустойчивость ощущается повсюду — на улицах и в высших кругах государственной администрации. Вовлечение таких крупных сумм денег может привести к полной дестабилизации внутри страны. Однако общества, достаточно большие и сложные, в которых суммы денег такого размера представляют собой сравнительно небольшую часть имеющегося в наличии капитала, могут со временем прийти в состояние баланса. В США, где организованная преступность играла весьма важную роль начиная с 20-х годов XX в. и действительно дестабилизировала целые регионы, криминальные деньги в конце концов были перенаправлены в законные виды деятельности. Я считаю, что, скорее всего, подобным путем пойдет и Мексика и что это в большой степени внесет свой вклад в экономический рост данной страны.
Нельзя сказать, что Мексике не грозит период нестабильности. В ближайшие годы здесь будет поставлена под сомнение способность государства контролировать картели, и Мексике будет угрожать внутренний кризис. Однако в долгосрочном плане, принимая во внимание все XXI столетие, Мексика справится с кризисом и будет извлекать выгоды из притока денег из США.
Наконец, обратив взор на население Мексики, мы видим не только продолжающийся рост в то время, когда он необходим для заполнения рабочих мест, но и мягкое сглаживание прироста населения к середине XXI в., которым характеризуется наступление социальной стабильности и ослабление демографического давления на общество. Структура населения Мексики в 30-х годах XXI в. обеспечит рост миграции в США и будет, таким образом, способствовать росту денежных переводов, а следовательно, и усилению накопления капитала, причем избытка населения в границах страны не возникнет. Хотя миграция не будет играть критически важную роль в развитии Мексики, она, несомненно, поддержит его.
Итак, мы видим, что Мексика, которая достигла некоторых европейских показателей по уровню жизни, на пути к порядку и устойчивости пройдет через неизбежный период нестабильности и роста. Затем, приблизительно в середине XXI в., когда большая часть земного шара будет охвачена войной, Мексика возникнет на глобальной арене как страна со зрелой, сбалансированной экономикой и стабильным населением (и войдет в число шести-семи крупнейших экономических держав планеты). Это положение будет поддержано ростом военной мощи страны. Мексика станет лидирующей экономической державой Латинской Америки и (возможно, в свободном союзничестве с Бразилией) бросит вызов доминированию США на северной половине континента.
Мексиканская геополитика.
В 30-40-х годах XIX в. Мексика потеряла свои северные территории, которые отошли к США после Техасского восстания и американо-мексиканской войны. По сути, США получили все земли к северу от Рио-Гранде и пустыни Сонора. США не стали проводить этническую чистку на этих территориях: их население осталось на месте, постепенно к нему добавились новые поселенцы-американцы не испанского происхождения. Граница исторически была проницаема, через нее беспрепятственно могли проходить как американские, так и мексиканские граждане. Как я уже говорил, была создана классическая приграничная территория с четкими политическими, но весьма запутанными и невнятными культурными границами.
Положение Мексики никогда не позволяло ей попытаться обратить американских завоевателей вспять. Мексиканцы привыкли думать, что у них нет выбора, кроме как жить дальше после потери северных земель. Даже во время американской Гражданской войны, когда юго-запад был сравнительно незащищен, мексиканцы не предприняли никаких действий в этом направлении. В правление императора Максимилиана Мексика оставалась слабой и разобщенной. Для каких-либо действий у страны не хватало ни воли, ни силы. Когда во время Первой мировой войны немцы обратились к Мексике с предложением создать альянс против США с целью возврата земель Северной Мексики, мексиканцы ответили отказом. СССР и кубинцы, попытавшись создать в Мексике прокоммунистическое движение, чтобы угрожать южным границам США, потерпели фиаско. Мексика не могла выступить против США, и даже иностранным державам не удавалось вовлечь ее в это, поскольку Мексика была не в состоянии мобилизоваться.
Так происходило вовсе не потому, что в Мексике отсутствовали антиамериканские настроения. Эти настроения на самом деле укоренились очень глубоко, чего и можно ожидать, принимая во внимание историю отношений между двумя странами. Однако, как мы видели, настроения мало связаны с реальными возможностями. Мексиканцы были поглощены собственным фракционным регионализмом и политическими проблемами. Они также понимали бесполезность притязаний по отношению к США.
После 1848 г. великая стратегия Мексики была проста. Во-первых, ей нужно было поддерживать внутреннюю сплоченность, которой угрожали регионализм и бунты. Во-вторых — обезопасить себя против любого иностранного вмешательства, особенно со стороны США. В-третьих — получить назад земли, отвоеванные США, и, наконец, занять место США как доминирующей силы в Северной Америке.
В своих геополитических целях Мексика никогда не заходила дальше первого пункта Со времен американо-мексиканской войны она просто пыталась сохранить внутреннюю целостность. После поражения Мексика потеряла равновесие и так никогда и не обрела его. В прошлом это происходило за счет американской политики, которая способствовала дестабилизации, однако особенно ослабило Мексику то, что она находилась рядом с динамически развивающимся гигантом. Силовое поле, созданное США, всегда формировало мексиканскую реальность сильнее, чем это делал Мехико.
В XXI в. когда-то дестабилизирующее соседство с США превратилось в уравновешивающую силу. Америка все еще будет влиять на Мексику, однако отношения между двумя странами будут развиваться таким образом, что Мексика станет реально сильнее. К середине XXI в., по мере того как возрастет экономическая мощь Мексики, станет неизбежен и подъем мексиканского национализма, который, учитывая геополитические реалии, проявится не только в национальной гордости, но и в антиамериканских настроениях. Из-за американских программ, созданных для вытеснения мексиканских иммигрантов из США, в то время как в Мексике падает рождаемость, США обвинят в проведении политики, которая вредит экономическим интересам Мексики.
Напряжение между США и Мексикой никогда не ослабевало. В 40-х годах XXI в. ситуация будет отличаться лишь в силу того, что мощь Мексики возрастет и, следовательно, увеличится ее уверенность и настойчивость. При сравнении сил двух стран преимущество останется за США — хотя и не настолько подавляющее, как полувеком ранее, однако к 70-м годам и это изменится. Мексика перестанет быть страной-инвалидом и превратится в крупную региональную державу, чего США, однако, не заметят. Во время войны в середине XXI столетия Вашингтон будет рассматривать Мексику лишь как потенциального союзника японо-турецкой коалиции. А когда подозрения окажутся беспочвенными, Вашингтон потеряет к Мексике всякий интерес. В эйфории и экономическом росте, который последует после войны, США будут сохранять традиционное безразличие к проблемам Мексики.
Правда, через какое-то время США, заметив, что Мексика начинает представлять угрозу, очень встревожатся тем, что происходит как внутри Мексики, так и среди мексиканцев на территории США, однако успокоятся в уверенности, что смогут навязать Мехико любое разрешения ситуации по собственному желанию. Напряжение между Мексикой и США, которое до сих пор не всплывало на поверхность, будет нарастать по мере усиления Мексики. США станут считать, что укрепление экономики южного соседа способствует стабилизации как Мексики, так и ее отношений с США, а поэтому и дальше будут поддерживать быстрое экономическое развитие Мексики. По сути, мнение американцев о Мексике как о государстве-клиенте останется неизменным.
К 80-м годам XXI в. США все еще будут самым сильным государством в Се верной Америке. Но, как американцы будут осознавать снова и снова, даже очень сильный — не значит всемогущий. Закрывая глаза на этот факт, США могут быстро растерять свою мощь. В это время перед американцами встанет новая проблема, однако на этот раз она будет гораздо сложнее и тоньше, чем то, с чем они столкнулись во время войны в середине XXI века.
Никто из сторон не начнет планировать конфронтацию, поскольку у США не будет интересов в Мексике, а мексиканцы не станут питать иллюзий о том, насколько они сильны по сравнению с США. Однако противостояние органично вырастает из геополитической реальности двух стран. В отличие от большинства подобных региональных конфликтов, в данный конфликт будут вовлечены мировой гегемон и его сосед-выскочка, а призом победителя будет центр притяжения международной системы — Северная Америка. Конфронтацией будут управлять три фактора:
1. Мексика станет одной из важнейших экономических держав глобального масштаба. Занимая в начале XXI в. лишь 14-е или 15-е место по уровню экономического развития, к 80-м годам она твердо укрепится в рядах первой десятки. С населением в 100 миллионов человек она превратится в силу, с которой будут считаться во всем мире, за исключением южной границы США.
2. В 70-х годах XXI в. США столкнутся с очередным витком кризиса, который достигнет кульминации во время выборов 2080 г. Новые технологии в сочетании с рационализацией демографической кривой снизят потребность в новых иммигрантах. Власти начнут настаивать на возвращении на родину, в Мексику, временных иммигрантов даже в том случае, если эти люди приехали в США около 50 лет назад и уже обзавелись детьми и внуками. Следует отметить, что многие из них все еще будут заниматься черной работой. Таким образом, США начнут выдавливать давних поселенцев обратно в Мексику, загружая ее экономику самыми нежелательными работниками, которые к тому же многие годы были жителями США.
3. Несмотря на это, повернуть вспять массовое переселение людей на приграничных территориях не удастся. Доминирование мексиканцев (как граждан, так и не граждан США) будет постоянным. Те части Мексики, которые были оккупированы США в 40-х годах XIX столетия, с культурной, социальной и во многих смыслах политической точки зрения вновь станут мексиканскими. Политика репатриации временных работников станет, по мнению американцев, законным процессом, однако мексиканцы будут считать ее этнической чисткой.
В прошлом Мексика вела себя достаточно пассивно перед лицом перемен в американской политике. Однако по мере того, как в 70-е годы XXI в. иммиграция станет главной проблемой США, или, иными словами, основным пунктом, вокруг которого будут вращаться выборы 2080 г., Мексика начнет вести себя беспрецедентным образом. Кризис в США и взросление мексиканской экономики совпадут и приведут к быстрому росту напряженности. Основной социальный и экономический сдвиг в США (который, к сожалению, затронет мексиканцев, живущих там) и крупнейшее перераспределение населения юго-западной части Америки приведут к кризису, который нелегко будет разрешить с помощью американских технологий и власти.
Кризис начнется как внутреннее дело Америки. США — демократическое общество, и в больших регионах страны англоязычная культура уже не будет доминировать. США станут страной двух культур, как Канада или Бельгия. Вторая культура не будет формально признана, однако она будет реально существовать, представлять собой не просто культурный феномен, а четко определенную географическую реальность.
Бикультурализм это проблема, если его игнорировать, как происходит, когда доминирующая культура отвергает идею его формализации, вместо этого пытаясь сохранить статус-кво. А особенно сложной проблемой бикультурализм становится, когда доминирующая культура начинает предпринимать шаги к уничтожению культуры меньшинства. И если культура меньшинства является, по сути, продолжением страны-соседа, которая считает, что ее граждане заселяют когда-то украденную у нее территорию, ситуация может стать взрывоопасной.
К 70-м годам XXI в. мексиканцы и лица мексиканского происхождения будут составлять доминирующую часть населения по крайней мере на две сотни километров к северу от американо-мексиканской границы в Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико и Техасе, а также на значительной части земель «мексиканской уступки». Обстановка в этом регионе будет отличаться от ситуации в других районах страны с большим количеством иммигрантов. Скорее, как бывает на приграничных территориях, он станет с культурной и во многих смыслах экономической точки зрения расширением Мексики в северном направлении. Во всех смыслах, кроме юридического, граница передвинется к северу.
Эти поселенцы не будут пеонами, лишенными гражданских прав. Экономический рост Мексики и взрывное развитие американской экономики в 50-60-х годах приведут к тому, что поселенцы будут достаточно обеспеченными людьми. Кроме того, они станут способствовать торговле между США и Мексикой, то есть одному из самых прибыльных видов деятельности в конце XXI в. Эта группа будет доминировать не только в местных политических органах, но и в правительствах своих штатов (Аризоны и Нью-Мексико) и в большей части органов управления Калифорнии и Техаса. Только размер двух последних не позволит иммигрантам контролировать их полностью. В США появится субнациональный блок, вроде Квебека в Канаде.
По достижении определенной критической массы географически близкая группа населения приобретает уверенность в себе как отдельная величина внутри страны. Точнее, она начинает считать регион, в котором доминирует, особенным, и стремится добиться признания своих требований, основанных на этом статусе. Родственные связи в соседней стране заставят часть этой группы ощущать свою принадлежность к ней и считать, что они живут под иностранным владычеством. А по ту сторону границы, в соседнем государстве, может возникнуть движение за аннексию этой территории.
Данная проблема расколет блок американских мексиканцев. Одни его представители будут считать себя в первую очередь американцами. Другие станут нехотя разделять эти проамериканские настроения, но при этом думать, что находятся в Америке на уникальном положении, и просить законного признания этого статуса. Третью, самую немногочисленную, группу составят сепаратисты. Такое же распределение начнет наблюдаться и в Мексике. Важно помнить, что в 30-х годах XXI в. нелегальная иммиграция в США практически прекратится, поскольку приток мигрантов получит поощрение на уровне национальной политики. Часть людей по обе стороны границы будут считать проблему чисто американской и постараются не иметь с ней ничего общего до тех пор, пока она не мешает мирным экономическим отношениям с Мексикой. Однако найдутся и те, кто станет считать демографические проблемы в США поводом к пересмотру отношений Мексики и США. В обмен на политику «руки прочь от миграции» кто-то захочет, чтобы США пошли на уступки Мексике в других вопросах. А меньшинство будет поддерживать аннексию. Между Вашингтоном и Мехико развернется сложная политическая борьба, и каждая сторона будет манипулировать ситуацией по другую сторону границы.
На выборах победит большое количество сенаторов и представителей мексиканского происхождения. Многие из них станут воспринимать себя не законодателями, волей случая имеющими мексиканское происхождение и при этом представляющими свои штаты, а скорее, представителями мексиканского сообщества, живущего на территории Соединенных Штатов Америки. Подобно Parti Quebecois [6]в Канаде, они будут считать регионы своего проживания представительством конкретной нации, живущей в США. Региональный политический процесс начнет отражать эту новую реальность. Возникнет Partido Mexicano [7], которая будет посылать своих представителей в Вашингтон как отдельный блок.
Такое состояние дел ускорит полное изменение политики иммиграции в 70-х годах XXI в. и выборы, которые пройдут в 2080 г. Кроме демографической потребности переоценки иммиграционной политики 30-х годов XXI в., сам процесс пересмотра приведет к радикализации юго-запада страны. Обострение ситуации, в свою очередь, испугает остальных американцев и приведет к росту антимексиканских настроений. По большей части люди будут бояться, что результаты Техасской революции и американо-мексиканской войны, остающиеся в силе уже более двух столетий, могут быть пересмотрены, что вызовет в США враждебность как к американским мексиканцам, так и к Мексике.
Этот страх не будет иррациональным. Юго-запад США — это оккупированная территория, на которую американские поселенцы стекались с середины XIX в. по начало XXI в. С начала XXI столетия поток мексиканских переселенцев начал менять направление, и новые иммигранты из Мексики присоединяются к тем мексиканцам, которые никогда отсюда не уезжали. Таким образом, движение населения повернуло вспять социальную реальность, навязанную в XIX в. военным путем. Американцы принудительно создали военно-политическую реальность и затем сформировали подходящую к ней демографическую. Мексиканцы, больше за счет американской политики, чем чего-либо еще, создадут новую демографическую реальность и займутся обсуждением нескольких вариантов: попытаться ли повернуть вспять навязанную Америкой военно-политическую реальность; создать новую, уникальную реальность или принять то, что существует здесь и сейчас. Американцы начнут размышлять о том, стоит ли развернуть вспять демографическую ситуацию и вернуть население в государственные границы.
Однако все эти разговоры будут вестись в контексте прежних границ. Границы не изменятся лишь потому, что мексиканцы по обе их стороны говорят об этом, подобно тому, как демографическую реальность не поменять одним лишь желанием американцев. Границу будет укреплять мощнейшая политическая и военная сила — Вооруженные силы США. Мексиканское население земель «мексиканской уступки» пустит глубокие корни в экономической жизни Соединенных Штатов. Если убрать мексиканцев — возникнет всеобщая нестабильность. Статус-кво будут поддерживать влиятельные силы, и не менее влиятельные — противостоять ему.
Сильнейшая отрицательная реакция остальной части США запрет границу и усилит напряжение. По мере того как промексиканские настроения будут все больше накаляться, то же самое произойдет и с проамериканскими. Разногласия в сообществах американских мексиканцев по всей стране будут все менее заметны. В Мексике о США начнут судить по высказываниям более радикально настроенных политиков из Вашингтона, а некоторые достаточно разумные и осуществляемые с лучшими намерениями попытки отдельных политиков прийти к умеренному компромиссу будут считаться предательством фундаментальных интересов одной или другой стороны, а иногда и обеих сразу. Фундаментальные геополитические споры редко можно разрешить с помощью разумного компромисса — стоит вспомнить хотя бы арабо-израильской конфликт.
На фоне подобного развития событий граждан Мексики, живущих в США по временным визам, выданным многие десятилетия назад, заставят вернуться на родину, вне зависимости от того, сколь долго они прожили в Америке. США развернут на мексиканской границе усиленные устройства слежения — не для того, чтобы не пускать иммигрантов, поскольку к этому моменту уже никто не будет пытаться пробраться сюда, а чтобы вбить клин между Мексикой и этническими мексиканцами в США. Эти шаги будут представлены как мера безопасности, однако на самом деле они окажутся методом насаждения реальности, созданной еще в 1848 г. Подобные шаги будут, естественно, раздражать мексиканцев по обеим сторонам границы, подогревать настроения радикалов и представлять угрозу для жизненно важной торговли между двумя странами.
Внутри Мексики будет расти политическое давление, заставляющее правительство страны отстаивать свои права. В Мексике возникнет фракция, стремящаяся аннексировать оккупированный район, вернув Мексике американские завоевания 1848 г. Это будет не малочисленная группа радикалов, а крупная, едва ли не доминирующая фракция политиков. Часть политиков начнет требовать, чтобы США сохранили контроль над регионами в границах «мексиканской уступки» и защитили права мексиканцев, проживающих на территории США, в особенности прекратили изгнание мексиканцев, вне зависимости от статуса их визы. Группа, стремящаяся к сохранению статуса-кво — под руководством бизнеса, которому выгодна стабильность, — будет постепенно слабеть. Призывы к аннексии завершатся требованием региональной автономии.
Враждебные мексиканцам элементы в США используют радикализацию мексиканской политики для заявлений, что эта страна стремится вмешаться во внутренние дела Америки и даже захватить юго-запад, к чему самые радикально настроенные мексиканцы действительно будут призывать. Это, в свою очередь, оправдает требования американских экстремистов о введении еще более драконовских мер, в том числе депортации всех этнических мексиканцев, независимо от гражданского статуса, и завоевании Мексики в случае сопротивления ее правительства. Риторика на границах будет подпитывать себя, управляя этим процессом.
Давайте проиграем ситуацию дальше, представив себе, как может разворачиваться данный конфликт, однако не будем забывать и о том, что в нашей власти — только воображать его подробности.
В 80-х годах XXI в. в Мехико начнутся антиамериканские демонстрации. Они также пройдут в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Хьюстоне, Сан-Антонио, Фениксе и других городах на приграничных территориях, которые станут по большей части мексиканскими. Их основной причиной будет являться нарушение прав этнических мексиканцев, получивших гражданство США. Однако будут и те, кто выйдет на улицы с требованием аннексии территорий в США, где преобладает мексиканское население. Небольшая радикальная фракция мексиканцев в США начнет проводить диверсионные акты и мелкие террористические акты в региональных государственных учреждениях. Эти террористические акты, не имеющие поддержки ни правительства Мексики, ни правительств штатов, где доминируют мексиканцы, ни большинства мексиканцев по обе стороны границы, будут восприниматься как первые признаки бунта и отделения региона. Американский президент, под сильным давлением требований взять ситуацию под контроль, привлечет к защите федеральной собственности в этих штатах Национальную гвардию, объявив о том, что она будет подчиняться федеральному правительству.
В Нью-Мексико и Аризоне губернаторы, однако, будут продолжать утверждать, что национальная гвардия отчитывается перед ними, и откажутся выполнять приказ о ее подчинении федеральному правительству. Вместо этого они прикажут Национальной гвардии защищать федеральные учреждения, однако при этом будут настаивать, чтобы ее силы остались под контролем штата. Подразделения гвардии в этих штатах (по большей части мексиканские) останутся в подчинении губернаторов. В конгрессе потребуют, чтобы это признали неповиновением. Президент будет сопротивляться, но попросит конгресс позволить проведение мобилизации американских войск в этих штатах, что приведет к прямой конфронтации между Национальной гвардией и подразделениями вооруженных сил США.
По мере того как ситуация начнет выходить из-под контроля, проблема усугубится, когда президент Мексики (который больше не может противостоять требованиям совершить какие-нибудь решительные шаги) мобилизует мексиканскую армию и пошлет ее на север к границе с США. Его будет оправдывать то, что вооруженные силы США уже мобилизованы вдоль мексиканской границы и он хочет предотвратить беспорядки и осуществлять согласованные с Вашингтоном действия. На самом деле причина будет лежать глубже. Президент Мексики начнет опасаться, что американская армия возьмется за мексиканцев (граждан США, держателей зеленых карт и тех, кто находится там по визе) в этих районах и заставит их перейти мексиканскую границу. Мексика не захочет, чтобы ее накрыло волной беженцев. Кроме того, президента Мексики будет страшить перспектива, что в США мексиканцев лишат ценной собственности.
После мобилизации мексиканской армии американские военные будут приведены в полную боевую готовность. Вооруженные силы США не привыкли поддерживать порядок среди враждебно настроенного мирного населения, особенно среди граждан США. Однако они прекрасно умеют нападать на армии врага и уничтожать их. Поэтому военно-воздушные силы и наземные войска США сосредоточатся на возможности конфронтации с многочисленными войсками, стянутыми к мексиканской границе.
Ситуация разрядится встречей двух президентов, после которой станет понятно, что на самом деле ни один из них не хочет войны. В реальности никто из власть имущих не захочет развертывания кризиса на юго-западе США. Однако проблема останется: в ходе этих переговоров, как бы обе стороны ни хотели возврата к докризисному статус-кво, на деле, президент Мексики будет высказываться от имени американских граждан мексиканского происхождения, живущих в США В снижении напряженности сыграет свою роль обсуждение статуса мексиканцев на землях «мексиканской уступки». К тому моменту, как дискуссия свернет к ослаблению кризиса, уже решится вопрос, кто будет представлять мексиканцев на территории «мексиканской уступки», а именно — президент Мексики.
Хотя кризис 80-х годов XXI в. пойдет на убыль, проблема, вызвавшая его, так и не разрешится. На карту будут поставлены приграничные территории, и в то время как у мексиканцев не хватит сил навязать военное решение проблемы, американское правительство не сможет справиться с нею политическим путем. Введение американских войск в регион и его дальнейшее патрулирование (как будто это зарубежная страна) изменит его статус в глазах общественности. То, что Мексика будет вести переговоры от лица жителей этого региона, укрепит предубеждение. Радикальное сепаратистское движение на данных территориях, финансируемое мексиканскими националистами, будет и дальше усугублять ситуацию, особенно когда отдельные террористические группы начнут осуществлять случайные взрывы и похищать людей — не только на землях «мексиканской уступки», но и по всей территории США. Вновь возникнет вопрос мексиканского завоевания. Регион все еще будет частью США, однако многие начнут вслух обсуждать вопрос о его лояльности.
Изгнание десятков миллионов человек — не вариант, это невозможно с точки зрения логики и будет иметь разрушительные последствия для США. Однако в то же время исчезнет ощущение, что люди мексиканского происхождения являются простыми гражданами США. Многие уже не будут считать себя таковыми, как и жители остальных американских штатов. Политическая ситуация начнет приобретать все большую радикальность.
Приблизительно к началу 90-х годов XXI в. мексиканские радикалы станут причиной возникновения нового кризиса. В результате изменения конституции Мексики, живущим за пределами страны мексиканцам (по происхождению и культуре), вне зависимости от их гражданства, будет разрешено принимать участие в выборах в мексиканские органы власти. В рамках нового закона избирательные участки будут организованы за пределами Мексики, так что, например, мексиканцы, живущие в Аргентине, смогут голосовать за кандидата в конгресс Мексики, представляющего их интересы.
Множество живущих в США мексиканцев получат право голоса (а на это и будут направлены изменения), и земли «мексиканской уступки» будут поделены на избирательные участки, так что в конгрессе Мексики появится около двадцати конгрессменов от Лос-Анджелеса и пяти от Сан