Тема 6. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Вопросы для обсуждения

1. Основные формы несовершенной конкуренции.

2. Монополия. Максимизация прибыли монополистом в коротком периоде. Регулирование деятельности монополий.

3. Олигопольный рынок и его особенности. Ценообразование при олигополии.

4. Отличительные особенности монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции.

Темы докладов

1. Рыночные структуры в российской экономике.

2. Модель поведения фирмы-монополиста.

3. Естественные монополии в России.

4. Различие между монополистической и совершенной конкуренциями.

5. Ценообразование при монополистической конкуренции.

6. Модель ломаной кривой спроса.

7. Картель как форма взаимодействия фирм.

8. Антимонопольное регулирование в России.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки несовершенной конкуренции.

2. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией, олигополией и монополией?

3. Назовите реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль и развитию конкуренции.

4. Что такое естественная монополия и почему некоторые виды монополий разрешаются правительством?

5. Назовите основные черты монополии.

6. При каких условиях достигается равновесие фирмы-монополиста?

7. Назовите основные черты монополистической конкуренции. Приведите ее примеры.

8. Как устанавливается равновесие монополистического конкурента в отрасли?

9. Что понимается под неценовой конкуренцией?

10. Назовите основные черты олигополии. Приведите ее примеры.

11. В чем особенности олигополистического поведения?

12. Перечислите основные модели олигополии по способу ценообразования.

Задачи

1. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: P = 10 – 0,5Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна.

2. Монополия производит 10 тыс. е. товара в день и продает эту партию по цене 25 р. за единицу. Общие издержки на производство дневного объема продукции равны 170 тыс. р. Подсчитайте прибыль или убытки получит монополия.

3. Монополист установил цену P = 50 р. за единицу продукции. Затем снизил цену до 45 р. и продал 2 е. продукции. Какой получит предельный доход монополист? Валовый доход?

Тема 6. Фирма в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru 4. На рис. 6.1 представлены кривые дохода и издержек монополиста. Определите и изобразите:

а) объем выпуска, дающий максимум прибыли;

б) цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции;

в) площадь фигуры, отражающую прибыль монополиста;

г) влияние понижения спроса на рынке на поведение монополиста.

5. В табл. 6.1 показана динамика показателей фирмы-монополиста в виде зависимости от общих затрат и выпуска.

Таблица 6.1

Q, шт. Р, р. ТС, р. TR, р. MR, р. MC, р. ATC, р.
       
       
       
       
       
       

а) Изобразите графически кривую общей выручки и кривую общих затрат монополиста.

б) Изобразите графически кривую предельной выручки и предельных затрат.

в) При каком объеме производства монополист максимизирует прибыль?

Тестовые задания

1. Разновидность рынка, при которой оперирует небольшое количество фирм, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами стандартизированной и дифференцированной продукции, представляет собой:

а) олигополию;

б) монополию;

в) монополистическую конкуренцию;

г) совершенную конкуренцию.

2. Фирма, работая на рынке монополистической конкуренции, будет максимизировать свою прибыль или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором:

а) MR = MC и P < min ATC;

б) MR < MC и P < min ATC;

в) MR = MC, но P > MC.

3. Модель рынка, при которой кривая спроса на продукцию фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, является:

а) олигополией;

б) монополией;

в) монополистической конкуренцией.

4. Большинство рынков в экономике представляют собой:

а) совершенную конкуренцию;

б) олигополию;

в) монопсонию;

г) совокупность конкурентных и монополистических элементов.

5. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:

а) как правило, низка;

б) приблизительно равна единице;

в) как правило, высока;

г) может быть какой угодно.

6. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить на рынок и уходить с него;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.

7. Формирование рыночных цен происходит:

а) за счет монополистической конкуренции;

б) неценовой конкуренции;

в) межотраслевой конкуренции;

г) внутриотраслевой конкуренции.

8. Модель ломаной кривой спроса иллюстрирует и объясняет:

а) поведение дуополии;

б) поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;

в) картельное ценообразование;

г) поведение олигополии, не склонной к сотрудничеству;

д) поведение любой фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции.

9. Антимонопольные законы предусматривают:

а) ограничение доли рынка, которую может контролировать одна фирма;

б) запрет на фиксацию цен;

в) наказание за недостоверную рекламу;

г) все перечисленное.

10. Что является причиной существования естественной монополии:

а) существуют фирмы, способные работать с наименьшими издержками производства;

б) выпуск продукции в отрасли эффективен только при существовании одной фирмы;

в) монополия по объективным причинам не может быть заменена конкуренцией;

г) спрос на продукцию естественных монополий всегда непластичен;

д) существуют фирмы, устанавливающие достаточно низкую цену, не приносящую прибыль другим фирмам.

Список рекомендуемой литературы

Борисов Е. Ф. Экономика: электрон. учеб. М.: КноРус, 2010. Гл. 10.

Вечканов Г. Экономическая теория: электрон. учеб. для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011.

Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. эконом. журн. 2007. № 1–2. С. 3–26.

Институт проблем естественных монополий России. URL: www.ipem.ru

Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 2013.

Эдер Л., Филимонова И. Экономика нефтегазового сектора России // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 17–25.

Наши рекомендации