Тема 6. Фирма в условиях несовершенной конкуренции
Вопросы для обсуждения
1. Основные формы несовершенной конкуренции.
2. Монополия. Максимизация прибыли монополистом в коротком периоде. Регулирование деятельности монополий.
3. Олигопольный рынок и его особенности. Ценообразование при олигополии.
4. Отличительные особенности монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции.
Темы докладов
1. Рыночные структуры в российской экономике.
2. Модель поведения фирмы-монополиста.
3. Естественные монополии в России.
4. Различие между монополистической и совершенной конкуренциями.
5. Ценообразование при монополистической конкуренции.
6. Модель ломаной кривой спроса.
7. Картель как форма взаимодействия фирм.
8. Антимонопольное регулирование в России.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные признаки несовершенной конкуренции.
2. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией, олигополией и монополией?
3. Назовите реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль и развитию конкуренции.
4. Что такое естественная монополия и почему некоторые виды монополий разрешаются правительством?
5. Назовите основные черты монополии.
6. При каких условиях достигается равновесие фирмы-монополиста?
7. Назовите основные черты монополистической конкуренции. Приведите ее примеры.
8. Как устанавливается равновесие монополистического конкурента в отрасли?
9. Что понимается под неценовой конкуренцией?
10. Назовите основные черты олигополии. Приведите ее примеры.
11. В чем особенности олигополистического поведения?
12. Перечислите основные модели олигополии по способу ценообразования.
Задачи
1. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: P = 10 – 0,5Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна.
2. Монополия производит 10 тыс. е. товара в день и продает эту партию по цене 25 р. за единицу. Общие издержки на производство дневного объема продукции равны 170 тыс. р. Подсчитайте прибыль или убытки получит монополия.
3. Монополист установил цену P = 50 р. за единицу продукции. Затем снизил цену до 45 р. и продал 2 е. продукции. Какой получит предельный доход монополист? Валовый доход?
4. На рис. 6.1 представлены кривые дохода и издержек монополиста. Определите и изобразите:
а) объем выпуска, дающий максимум прибыли;
б) цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции;
в) площадь фигуры, отражающую прибыль монополиста;
г) влияние понижения спроса на рынке на поведение монополиста.
5. В табл. 6.1 показана динамика показателей фирмы-монополиста в виде зависимости от общих затрат и выпуска.
Таблица 6.1
Q, шт. | Р, р. | ТС, р. | TR, р. | MR, р. | MC, р. | ATC, р. |
а) Изобразите графически кривую общей выручки и кривую общих затрат монополиста.
б) Изобразите графически кривую предельной выручки и предельных затрат.
в) При каком объеме производства монополист максимизирует прибыль?
Тестовые задания
1. Разновидность рынка, при которой оперирует небольшое количество фирм, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами стандартизированной и дифференцированной продукции, представляет собой:
а) олигополию;
б) монополию;
в) монополистическую конкуренцию;
г) совершенную конкуренцию.
2. Фирма, работая на рынке монополистической конкуренции, будет максимизировать свою прибыль или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором:
а) MR = MC и P < min ATC;
б) MR < MC и P < min ATC;
в) MR = MC, но P > MC.
3. Модель рынка, при которой кривая спроса на продукцию фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, является:
а) олигополией;
б) монополией;
в) монополистической конкуренцией.
4. Большинство рынков в экономике представляют собой:
а) совершенную конкуренцию;
б) олигополию;
в) монопсонию;
г) совокупность конкурентных и монополистических элементов.
5. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:
а) как правило, низка;
б) приблизительно равна единице;
в) как правило, высока;
г) может быть какой угодно.
6. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить на рынок и уходить с него;
б) на рынке действует ограниченное число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.
7. Формирование рыночных цен происходит:
а) за счет монополистической конкуренции;
б) неценовой конкуренции;
в) межотраслевой конкуренции;
г) внутриотраслевой конкуренции.
8. Модель ломаной кривой спроса иллюстрирует и объясняет:
а) поведение дуополии;
б) поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;
в) картельное ценообразование;
г) поведение олигополии, не склонной к сотрудничеству;
д) поведение любой фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции.
9. Антимонопольные законы предусматривают:
а) ограничение доли рынка, которую может контролировать одна фирма;
б) запрет на фиксацию цен;
в) наказание за недостоверную рекламу;
г) все перечисленное.
10. Что является причиной существования естественной монополии:
а) существуют фирмы, способные работать с наименьшими издержками производства;
б) выпуск продукции в отрасли эффективен только при существовании одной фирмы;
в) монополия по объективным причинам не может быть заменена конкуренцией;
г) спрос на продукцию естественных монополий всегда непластичен;
д) существуют фирмы, устанавливающие достаточно низкую цену, не приносящую прибыль другим фирмам.
Список рекомендуемой литературы
Борисов Е. Ф. Экономика: электрон. учеб. М.: КноРус, 2010. Гл. 10.
Вечканов Г. Экономическая теория: электрон. учеб. для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011.
Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. эконом. журн. 2007. № 1–2. С. 3–26.
Институт проблем естественных монополий России. URL: www.ipem.ru
Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 2013.
Эдер Л., Филимонова И. Экономика нефтегазового сектора России // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 17–25.