Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции

Исходную модель для анализа рыночного поведения фирм определяет совершенная конкуренция. Но на практике эта скорее абстрактная модель реализуется довольно редко. И причиной такого положения являются элементы монополизма в поведении фирм на рынке. Фирмы посредством своих собственных действий оказывают влияние на рыночную цену. Но если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её разновидности, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей. В данном случае фирма-производитель полностью контролирует производство и сбыт продукции. Монополист по своему усмотрению устанавливает цену на реализуемый товар. Основой такого благоприятного положения субъекта является непреодолимость барьеров для входа в отрасль. Среди таких барьеров можно назвать исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на весь предложенный объём какого-либо производственного ресурса и, наконец, низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка. Необходимо различать три вида монополий: закрытые монополии, имеющие юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, защищенные объективной1 ограниченностью ресурса или эффектом экономии от масштаба производства; открытые монополии, не имеющие какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Так как фирма-монополист является единственным производителем данной продукции, то спрос на её продукцию будет совпадать с рыночным спросом. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, а кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса. Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса.

Раскрывая особенности поведения фирмы-монополиста, следует учитывать её зависимость не только от потребительского спроса и предельного дохода, но и от издержек производства. Она будет увеличивать производство до такого объёма, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Дальнейшее увеличение объёма производства хотя бы на одну единицу принесёт превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя бы на одну единицу продукции по сравнению с этим уровнем будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно от продажи еще одной дополнительной единицы. Объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, обеспечивает монополисту максимальную прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска (Рис. 13.).

 
  Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

P, MR,

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru MC, AC

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru MC

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru AC

E (MR = MC)

MR D

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Q

Рис. 13. Максимизация прибыли монополией

Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, то производитель понесёт убытки. Когда же эта цепа превышает минимально возможные средние издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль. Если же складывается положение, при котором она покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то имеет место положение безубыточности в условиях несовершенной конкуренции.

Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале. Кривая, отображающая изменение совокупных издержек на долгосрочном временном интервале, интерпретируется как кривая долгосрочных средних издержек. Кривая предельных издержек будет уже соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Следовательно, максимизация прибыли на долгосрочном временном интервале предполагает объём выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Цена, максимизирующая прибыль монополиста на долгосрочном временном интервале, равна высоте кривой спроса в этой точке.

Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном интервалах, следует обратить Внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обладающих монопольной властью. Последняя предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора: отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукции и наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы исходя из эластичности спроса на покупаемый продукт. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда они с её помощью могут увеличивать свои прибыли.

Анализируя основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их влияние на эффективность распределения и использования ресурсов. Следует выделить по крайней мере три формы подобного влияния. Прежде всего, имеют место ограничение объёма производства и установление более высокой цены. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объёме и необходимая обществу продукция не производится. Данную форму влияния дополняет отсутствие стимулов к снижению производственных издержек. Обновление производства, снижение издержек и гибкость производства для фирмы-монополиста не являются вопросами выживания. Слабо заинтересован монополист и в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений научно-технической революции (НТР). Наконец, имеют место и огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти. По всем этим причинам влияние монопольного производителя на эффективность распределения и использования ресурсов весьма отрицательно.

Наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.

Кривая спроса на продукцию фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец сталкивается с большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем значительнее конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то и она лежит ниже кривой спроса производителя, а её наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, позволяющие максимизировать прибыль или минимизировать убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Аналогичная ситуация имеет место и в долгосрочном периоде; максимизация прибыли производителем в условиях монополистической конкуренции предполагает такой объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (Рис. 14.).

В условиях монополистической конкуренции производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объём продукции. Это означает, что имеет место недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все так и не достигается.

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru P

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru MC

 
  Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

AC

Е

MR D

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Q

Рис. 14. Максимизация прибыли фирмой в условиях

монополистической конкуренции

Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причём, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизированным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент конкуренции и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке, на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.

Олигополии подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей фирмы. Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель – максимизировать прибыль путем фиксации цен и ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским законам), то олигонолисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нем господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы выступает ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены исключая, тем самым, необходимость тайного сговора. Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен. Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам. Считается, что каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует её примеру.

Данное обстоятельство является причиной существования ломаной кривой спроса на продукцию фирмы-олигополиста. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии «изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объём выпуска вследствие небольших цен, средних изменений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пересечёт кривую предельного дохода на изгибе (Рис. 15.).

 
  Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

P, MR,

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru MC, AC

MC

 
  Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

 
  Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

MR1 MR D

Тема 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Q

Рис. 15. Максимизация прибыли монополией

В условиях олигополии часто возникает ситуация не полной занятости мощностей, так как фирма-олигополист в коротком периоде не отвечает на изменение спроса изменением объёма выпуска продукции.

Наши рекомендации