Тема 7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Основные черты несовершенной конкуренции. Основные условия возникновения монополии и ее виды.

Условия максимизации прибыли или минимизации убытков фирмы - монополиста на краткосрочном временном интервале.

Механизм максимизации прибыли фирмы - монополиста на долгосрочном временном интервале.

Особенности монополистической конкуренции, ее экономические последствия.

Особенности олигополии и ее основные формы.

Основные формальные теории олигополии и их особенности.

Тема 8. Рынок факторов производства

Рынки производственных ресурсов.

Спрос фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции.

Кривая спроса и ценовая эластичность спроса па производственные ресурсы.

Спрос на производственные ресурсы в условиях несовершенной конкуренции. Максимально прибыльное равновесие.

Заработная плата и ее формы. Рынки природных ресурсов. Капитал и процентный доход с капитала.

Предпринимательский доход и экономическая прибыль.

Тема 9. Общее равновесие и экономическая эффективность

Анализ общего равновесия. Два взаимозависимых рынка – движение к общему равновесию. Достижение общего равновесия.

Эффективность при обмене. Выгоды торговли. Эффективные распределения. Равновесие потребителей на конкурентном рынке.

Справедливость и эффективность. Граница возможных полезностей. Справедливость и совершенная конкуренция.

Эффективность в производстве. Эффективность вложений. Равновесие производителя на конкурентном рынке факторов.

Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.

Тема 10. Рынки с асимметричной информацией

Неопределенность качества и рынок «лимонов». Рынок подержанных автомобилей. Значение асимметричной информации.

Рыночные сигналы. Простая модель сигналов на рынке труда. Гарантии и поручительство.

Моральная нагрузка.

Асимметричная информация на рынке труда: теория эффективной заработной платы.

Тема 11. Внерыночные воздействия и общественные блага

Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды. Способы преодоления трудностей на рынке.

Общественные блага. Проблемы безбилетника. «Провалы» рынка. Функции и роль государства в рыночной экономике.

Общественный выбор. Теория общественного выбора.

Планы семинарских занятий по курсу

«Микроэкономика»

Тема 1. Введение в микроэкономику

1. Основные экономические понятия. Экономические модели.

2. Выбор и ограничения в экономике.

3. Позитивный и нормативный анализ.

4. Микроэкономика и макроэкономика.

5. Методология микроэкономики.

Литература

1. Баликоев В.З.Общая экономическая теория: Учебник для эконом. вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2008. – 732 с. Гл. 1.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. Гл.2.

3. Долан Э. Рынок: микроэкономическая модель. / Э. Долан, Д. Линдсей СПб.: Питер, 2006. Гл. 1.

4. Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебник. В 3-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 1040. Т.1. Гл. 1.

5. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 1.2.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 1.

7. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 1.

Тема 2. Основы теории спроса и предложения

Первое занятие

1. Потребитель как субъект экономических отношений, формирующий спрос. Спрос и факторы, на него влияющие.

2. Производитель как субъект экономических отношений, формирующий предложение. Предложение и факторы, на него влияющие.

3. Равновесная цена. Значение цен в рыночной экономике.

Литература

1. Баликоев В.З.Общая экономическая теория: Учебник для эконом. вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2008. – 732 с. Гл. 4.

2. Макконнелл К. Экономикс. Краткий курс / К. Макконел, С. Брю. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 950 с. Гл.4.

3. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 4.

4. Гальперин В.М. Микроэкономика. Учебник. В 3-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 1040. Т.1. Гл. 2.

5. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 4.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 3.

7. Пиндайк Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, 2010. – 510 с. Гл. 6.

8. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008. – 830 с. Гл. 5.

Второе занятие

1. Эластичность спроса по цене и выручка продавцов (расходы покупателей).

2. Другие виды эластичности спроса.

3. Эластичность предложения.

4. Адаптация спроса и предложения к изменениям рыночных условий.

Литература

1. Воробьёв В.А. Микроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева. – Минск: БЭГУ, 2009. – 415 с. Гл. 5.

2. Макконнелл К. Экономикс. Краткий курс / К. Макконел, С. Брю. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 950 с. Гл.22.

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с. Гл. 7.

4. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 848 с. Гл. 4.

5. Экономическая теория. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с. Гл. 5.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 576 с. Гл. 3.

7. Пиндайк Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, 2010. – 510 с. Гл. 6.

Наши рекомендации