Лекция 1. Предмет макроэкономики и система национальных счетов
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ: ПРЕДМЕТ И ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Лекция 1. Предмет макроэкономики и система национальных счетов
Цель лекции: выяснить предмет, цели и методы макроэкономики и определить ключевые проблемы макроэкономического анализа
Макроэкономика как раздел экономической теории: зарождение и основные проблемы
Предмет и метод макроэкономического анализа
Оценка экономической эффективности
Лекция 2. Система взаимосвязей между экономическими субъектами. Основные макроэкономические показатели
Цель лекции: Уяснение взаимосвязи между субъектами национальной экономики и влияние основных макроэкономических показателей на ее развитие
Основные макроэкономические потоки и показатели
Основные макроэкономические субъекты, и их система взаимосвязей
Лекция 3. Совокупный спрос и совокупное предложение и факторы их определяющие
Цель лекции: Определить факторы, которые влияют на динамику совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос и его составляющие факторы.
Совокупное предложение и факторы его составляющие.
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
Лекция 4. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской моделях
Цель лекции: выявить основные взгляды представителей кейнсианской и классической школ на макроэкономическое равновесие
Классическая модель макроэкономического равновесия
Кейнсианская критика классических взглядов: понятие и эффективность спроса
DY dA dK. dL
= + a ( )+ (1-a) ,
Y А К К' L
т.е. вклад научно-технического прогресса равен
вставка стр. 13, Шестакова формула Солоу
где - остаток Солоу.
В процессе формирования реального производства складывается макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции – соотношение между теми или иными взаимосвязанными макроэкономическими показателями.
Выделяют следующие пропорции:
1) по степени агрегированности – общеэкономические пропорции между агрегатами, формируемыми без учета структуры общественного разделения труда (ВНП и НД, потреблением и накоплением, инвестиционным и потребительским спросом);
2) отражающие структуру общественного разделения труда – межотраслевые, внутриотраслевые, межрегиональные, межгосударственные;
3) по воспроизводственной структуре – пропорции объема средств производства и объема предметов потребления-; между необходимым и прибавочным продуктом; между функцией возмещения и накопления; между функцией накопления и потребления в составе использования национального дохода;
4) по временному лагу – пропорции, характеризующие изменение ВВП в краткосрочном периоде; пропорции, которые влияют на изменение дохода в долгосрочном периоде.
Условия общего экономического равновесия в реальном секторе представляет в классической модели система трех уравнений:
1. равновесное значение занятости:Ls(w)=Ld(w)
2. равновесный доход:Y(L,K)=Yd
3. равновесие на рынке капитала:S(i)=I(i)
Эта система позволяет определить равновесные значения занятости L*, ставки реальной заработной платы w*, процентной ставки i*, национального дохода Y*. При определении этих значений количество денег не играет никакой роли.
Денежный сектор представлен рынком денег, на котором уравновешивается спрос на деньги с их предложением. Денежный сектор – важнейшая сфера экономики, связанная с денежными и финансовыми сделками, охватывающая инфляционные процессы, механизм достижения равновесия на рынках финансовых активов, благ, труда.
Определяющей категорией денежного сектора являются деньги. Деньги – вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег – ликвидность (характеризует скорость и минимальные издержки обмена на другие виды активов; способность сохранения номинальной стоимости).
Выделяют три функции денег: средство обращения (использование для покупки товаров и услуг); мера стоимости (измерение и сравнение стоимостей товаров и услуг); средство накопления (актив, который при сохранении обеспечивает покупательную способность в будущем).
Количество денег в обращении контролируется государством, которое осуществляет денежную (монетарную) политику. На практике это функция центрального банка. Различают внешние и внутренние деньги. Внешние деньги эмитируются центральным банком. Внутренние деньги создаются коммерческими банками.
Для измерения денег используют следующие агрегаты, отличающиеся по степени ликвидности:
Мо – наличные деньги в обращении;
М1 = Мо + Вклады до востребования + Дорожные чеки + Прочие чековые депозиты;
Мг - М1 + Нечековые сберегательные депозиты + Мелкие срочные вклады;
М3 = М2 + Срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе + Депозитные сертификаты;
L = М3 + Банковские сертификаты + Казначейские сберегательные облигации + Краткосрочные государственные обязательства + Коммерческие бумаги.
На денежном рынке процентная ставка (номинальная – /, реальная – r) выступает как альтернативная стоимость денег и характеризует упущенный доход, связанный с хранением сбережений в денежной форме.
I = r+ -я.
Связь между номинальной и реальной процентными ставками описывается уравнением Фишера:
вставка стр. 14, Шестакова
где I – номинальная ставка процента;
r – реальная ставка процента,
ŋ – темп инфляции.
Согласно классической модели предложение не оказывает воздействия по реальный объем производства на долгосрочных временных интервалах («нейтральность денег»). Сторонники неоклассической школы выдвигают предположение о том, что изменения в денежно-кредитной политике не приводят к каким-либо изменениям в экономической системе даже в долгосрочном периоде при условии, что экономические объекты ожидают предполагаемых изменений. Данное предположение получило название «супернейтральность денег».
Пропорции, складывающиеся в денежном секторе, отражают зависимости между следующими экономическими категориями денежной массой (MS), денежной базой (MB), денежным, депозитным и кредитным мультипликаторами.
Денежная база (МБ) – сумма находящихся в обращении наличных денег (Н) и банковских резервов (обязательных резерпин R –часть депозитов коммерческих банков, содержащихся в форме кассовой наличности или депозитов в центральном банке; избыточных резервов (UR), отражающих сумму, на которую фактические резервы коммерческих банков превышают сумму их обязательных резервов). Отсюда
МВ = Н + R + UR.
Денежная масса (MS) – сумма находящихся в обращении маличных денег (Н) и банковских депозитов (D).
Экономические субъекты в определенной пропорции распределяют свои денежные ресурсы между наличностью и депозитами. Данную пропорцию отражает коэффициент депонирования денежной наличности. Коэффициент депонирования является составляющим компонентом депозитного мультипликатора, выраженного следующей формулой:
вставка стр. 15, Шестакова
где rnd – депозитный мультипликатор;
сГ – коэффициент депонирования;
гг – коэффициент обязательного резервирования;
fr – доля избыточных резервов.
Депозитный мультипликатор показывает максимальные возможности расширения депозитов коммерческих банков при увеличении денежной базы на единицу. Пропорции и зависимости между объемом денежной массы, денежной базы, коэффициента депонирования и норм резервирования отражены в показателе денежного мультипликатора, который характеризует величину прироста денежной массы, обусловленную увеличением денежной базы на единицу:
вставка стр. 16, Шестакова
Кредитный мультипликатор показывает, как увеличится объем выдаваемых кредитов при неизменной денежной базе:
вставка стр. 17, Шестакова
Как уже отмечалось выше, деньги нужны хозяйствующим субъктам для осужествления рыночных сделок. если количество денег в экономике возрастет, домашние хозяйства постарается обменять дополнительные деньги на товары и услуги и на ценные бумаги. Увеличение спроса на рынке ценных бумаг приведет к снижению процентной ставки, из-за чего уменьшиться предложение труда, поскольку домашние хозяйства увеличат спрос на свободное время. В результате снизиться равновесный уровень занятости и объем выпуска, что приведет в конечном счете к росту общего уровня цен в экономике. Этот рост будет продолжаться до тех пор, пока количество денег на руках у хозяйствующих субъектов не установиться на прежнем уровне. вскоре после этого процентная ставка вернется к исходному значению, восстанавливая существовавшее ранее макроэкономическое равновесие при полной занятости.
Таким образом, в простейший форме классическая модель подразумевает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства Y=ƒ(L,K). Это значит, что деньги не имеют влияния на реальное производство, обладают свойством нейтральностипо отношению к реальному сектору экономики. Они оказывают воздействие лишь на номинальные переменные – цены, процентные ставки, денежную заработную плату. Воздействуя друг с другом, денежный и товарные рынки приходят в соответствующее равновесие, которое поддерживается через автоматические стабилизаторы. Это дало основание экономистам-классикам, а затем и неоклассикам сделать вывод о нецелесообразности вмешательства государства в работу рыночного механизма с целью воздействовать на развитие экономической конъюктуры.
Во второй половине 19-ого века классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), лозаннскую (Л.Вальрас, В.Парето), англо-амереканскую (А.Маршал, Дж.Кларк).
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика осуществляется с помощью стратегии и тактики, которые связаны с борьбой с инфляцией. Политика может быть активной, направленной на ликвидацию причин инфляции, и пассивной, вызывающей приспособление к условиям инфляции.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами. Антиинфляционная политика включает регулирование спроса и предложения. Регулирование спроса предпочитали кейнсианцы, а предложения - монетаристы.
Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада уменьшению безработицы. Кейнсианская антиинфляционая политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Дж. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени. Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда стали очевидными недостатки кейнсиаи-ских рецептоа борьбы с инфляцией. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, - монетаризм, основателем которого был М.Фридмен.
Монетаризм исходит из ограничения совокупного спроса. Сократить совокупный спрос можно путем проведения конфискационной денежной реформы, что позволит сократить денежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов на реализацию социальных программ, ввести дорогой кредит, сократить налоговые ставки. Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время. Производится обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой безработицей, резким снижением уровня жизни населения, поэтому большинство стран мира в борьбе с инфляцией не использовали шоковую терапию.
Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является градуирование – метод постепенного снижения темпов роста денежной массы. Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко ведет к тому, что в национальной экономике прибегают к индексации денежных доходов. Индексация - это механизм-, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен. Политика градуирования успешна в случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20—30% в год.
Выбор метода шоковой терапии и метода градуирования зависит от социально-экономической обстановки в стране.
Одним из вариантов альтернативных монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов (гетеродоксальный метод), предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Сокращение инфляции посредством роста безработицы ведет к существенным издержкам, определяемым коэффициентом потерь. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.
В последние годы инфляция происходит в условиях дефицита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно дефицит устранить. Это можно обеспечить, увеличив доходную часть бюджета посредством повышения налогов или уменьшив государственные расходы.
Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. Для предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сектора.
Теории экономического роста
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ: ПРЕДМЕТ И ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Лекция 1. Предмет макроэкономики и система национальных счетов
Цель лекции: выяснить предмет, цели и методы макроэкономики и определить ключевые проблемы макроэкономического анализа