Понятие и сущность трансформационной экономики
Термин «переходная экономика» впервые был введен в литературу Марксом и Энгельсом в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию от капитализма к социализму. Применяемый сегодня термин принадлежит новейшей истории и характеризует экономическое состояние трансформации из командно-административной в рыночную систему. Проблемы переходной экономики, иначе трансформационной экономики изучает наука транзитология. Сам термин «транзитология» был предложен в 1992 г. М. Бэравуа [1, с. 17].
В целом, трансформационная (переходная) экономика – это совокупность общественных экономических отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе [1, с. 19].
Трансформационная (переходная) экономика – экономика стран переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе основанной на рыночных принципах. Содержанием трансформационной (переходной) экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации [15, с. 7].
Трансформационный (переходный) период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Трансформационный процесс не следует смешивать с реформированием, ибо в ходе первого решаются уникальные задачи создания нового строя, новой экономической системы, т.е. задачи радикального изменения всей системы, а реформирование – это изменение, совершенствование, не ломающее основ общества и его экономической системы.
Процесс трансформации означает процесс слома атрибутов и отношений прежней, например, плановой системы и одновременное создание ключевых форм новой (рыночной) экономики: частного бизнеса, развитой конкуренции, свободного ценообразования, рыночной финансовой системы и т.д. Этот процесс более «травматичный» и болезненный, чем естественно-эволюционный переход от системы к системе.
Переходный период может быть вызван объективными и субъективными причинами. К объективным причинам следует отнести эволюционное развитие экономики и общества, научный прогресс, историческое движение, несоответствие другим системам (окружающая среда и пр.), которые создают естественные противоречия, требующие идейного и материального переустройства окружающей системы. Субъективными причинами являются политическое, экономическое вмешательство государства, крупных частных компаний, профсоюзов, церкви или иных сил в развитие общества. Это вмешательство может не соответствовать естественному ходу событий и сопровождаться революциями и войнами. Очевидно, что только объективные причины могут оправдать существование переходного периода.
По специализации причины, вызывающие переходный период, могут быть:
- социальными – увеличение разрыва между доходами населения, падение общего уровня благосостояния, снижение продолжительности жизни населения, падение нравственности, рост преступности, увеличение смертности, снижение рождаемости и др.;
- экономическими – противоречия внутренних и внешних экономических отношений, снижающие эффективность последних, т.е. приводящие в итоге к падению благосостояния и порождающие социальные проблемы;
- технологическими – моральный и материальный износ технического обеспечения социально-экономической системы, старение технологий, техники, приводящее к снижению конкурентоспособности;
- управленческими – рост управленческого аппарата, бюрократии, коррупции, снижение общей эффективности организационно-управленческой системы;
- мотивационными – снижение заинтересованности в труде, изменение ценностных ориентиров, ослабление иных сил, движущих социально-экономическое, технологическое и управленческое развитие;
- идеологическими – нарушение внутреннего психологического индивидуального и общественного равновесия, связанного с потерей доверия к основам проводимой социально-экономической политики [19, с. 72].
Переходный период включает три этапа:
1) Деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
2) становление нового экономического порядка, целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
3) структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям [10, с. 83].
Основной целью переходной экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.
На основе анализа перехода от административно-командной системы к рыночной можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1) Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) Реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжёлых последствий реформирования экономики.
Таким образом, всё многообразие разноплановых проблем и задач, которые следует решить в переходный период, можно свести к трём группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и определяет следующие направления рыночных преобразований:
1) Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведение сдерживающей фискальной и жёсткой денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса рубля. В этой связи, прежде всего, следует обеспечить действенный контроль над кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.
2) Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике. Поэтому именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной.
3) Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает:
- разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;
- проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;
- создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.
4) Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:
- радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;
- постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
5) Формирование рыночной инфраструктуры – системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления. В соответствии с особенностями той или иной рыночной сферы в переходной экономике появляются обслуживающие их элементы инфраструктуры:
- сфера товарного обращения – от розничной торговой сети до бирж;
- сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда;
- сфера обращения капитала через фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.
6) Создание сильной системы социальной защиты населения, обеспечивающей каждому члену общества гарантии определённого уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т.д.).
7) Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.
8) Проведение реструктуризации экономики и отдельных предприятий, включающей мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий.
9) Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надёжную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций [6, с. 116].
Таким образом, переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы.