Занятие в интерактивной форме «Презентация модели рынка»
Задание:подготовить выступление по одной моделей рынка в форме презентации в соответствии с предлагаемой структурой.
Структура презентации:
1. Автор(ы) модели и его научные достижения
2. Цель построения модели
3. Предпосылки
4. Описание модели
5. Выводы
6. Эмпирические подтверждения модели
Студентам, не имеющим возможность посещать занятия по уважительной причине (работа, обучение за границей) предлагается выполнение следующих заданий для самостоятельной работы общим объемом до 60 баллов:
ЧАСТЬ 1 (5 семестр)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ – до 30 баллов за реферат.
1. Малый бизнес в структуре квазиинтегрированных систем (на примере конкретного рынка).
2. Тенденции в аутсорсинге.
3. Развитие рыночных структур и изменение облика собственников на отраслевых рынках (на примере конкретного рынка).
4. Стратегия расширения масштабов бизнеса: слияния, поглощение и их отражение на фондовом рынке.
5. Динамика барьеров на российских рынках (на примере конкретного рынка).
6. Динамика уровня концентрации в разных отраслях. Отраслевые лидеры.
7. Промышленная политика в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции (на примере конкретных стран).
8. Интеграционные процессы на отраслевых рынках (на примере конкретного рынка).
9. Дискриминационное ценообразование в практике продаж российских фирм.
10. Силовое предпринимательство как форма неправового разрешения конфликтов в российском предпринимательстве (на примере конкретного рынка).
11. Особенности монополизма российской экономики.
12. Основные формы стимулирования инновационной активности малого предпринимательства.
13.Структурные особенности российского предпринимательства на современном этапе
14. Стартовое предпринимательство: основные проблемы и ресурсные ограничения
15. Банковское кредитование бизнеса и «неформальный» финансовый рынок.
16. Лизинг и предпринимательство.
17. Причины и механизм взаимодействия крупного и малого предпринимательства (франчайзинг, субподрядная система и т.д.)
18. Оценка конкурентоспособности российских товаров на международных рынках
19. Проблема государственной поддержки и защиты отечественного товаропроизводителя
20. Стартовое предпринимательство и административные барьеры на входе на рынок.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ – до 10 баллов за презентацию, максимум – 3 презентации
(ТЕМАТИКА – вопросы к зачету).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.
2. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.
3. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.
4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.
5. Характеристика основных рыночных структур.
6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.
7. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
8. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.
9. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.
10. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.
11. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.
12. Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.
13. Виды нестратегических барьеров.
14. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.
15. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.
16. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.
17. Модель монополистической конкуренции Чемберлена.
18. Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.
19. Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.
20. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.
21. Модель «города на окружности» С. Салопа.
22. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.
23. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.
24. Характеристика олигополистического рынка.
25. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.
26. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.
27. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.
28. Модель Бертрана с однородным продуктом.
29. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
30. Модель Эджворта.
31. Характеристика рынка доминирующей фирмы.
32. Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.
33. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.
34. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.
35. Модель неполного картеля.
36. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».
37. Экономическая природа естественной монополии.
При проведении устного экзамена обучающемуся предоставляется 60 минут на подготовку. Опрос обучающегося по билету на устном экзамене не должен превышать двух астрономических часов. Во время проведения экзамена обучающиеся могут пользоваться программой дисциплины, а также вычислительной техникой.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
Основная литература:
1. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие для бакалавров : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец.] / Розанова Н. М. ; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 906 с. : ил. - (Бакалавр).
2. Шишкин, М.В.Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.В. Шишкин А.В. Смирнов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 143 с.
Дополнительная литература:
3. Басовский, Л.Б. Экономика отрасли / Л.Б.Басовский.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 145 с.
4. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова.- М. : КНОРУС, 2014. – 288 с.
5. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие / О.Т.Лебедев.- М. : Изд-во Политехнического университета, 2009. - 340 с.
6. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) / Ю.В. Тарануха. – М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 320 с.
7. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / Н. М. Розанова. — М. : Высшее образование, Юрайт — Издат, 2012. — 906 с.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – 492 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. (электронный ресурс Издательства «Юрайт»).
2. Самсонова, М.В.Экономика отраслевых рынков : практикум / М.В. Самсонова, Е.А. Белякова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», Кафедра экономики и организации производства. - Оренбург : ОГУ, 2015. - 135 с. : схем., ил., табл. - ISBN 978-5-7410-1183-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=330589.