Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.
Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.
Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.
В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.
Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса.
Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.
Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.
Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.
Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25%.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.
& В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.
С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия–изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация–изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования
к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика, прежде всего, находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.
Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.
Контрольные вопросы к теме №12
1. Какие денежные отношения отражают финансовые отношения?
2. Какие функции выполняют финансы?
3. Назовите структуру финансовой системы.
4. Какие функции выполняет бюджет?
5. На каких принципах строится бюджетная система?
6. Что включает структура бюджета и их содержание?
7. Каковы особенности госбюджета Республики Беларусь?
8. Какие функции должны выполнять налоги?
9. Назовите основные принципы налоговой системы.
10. Приведите формулы для определения уровня налогового бремени.
11. Какие платежи определяют прямые налоги?
12. Какие налоги относятся к косвенным?
13. Какие налоги относятся к общегосударственным и какие – к местным?
14. Как определить налог на добавленную стоимость?
15. Для чего применяются налоговые льготы?
16. Отразите на графике кривую Лаффера и поясните ее суть.
17. В чем состоит сущность воздействия налогового механизма на организацию регулирования экономических процессов?
18. Каковы особенности налогообложения в Республике Беларусь?
19. Какие вы знаете концепции регулирования бюджета?
20. Какие причины порождают государственный долг?
21. Каковы основные пути погашения государственного долга?
22. В чем проявляется сущность бюджетно-налоговой политики (понятие, инструменты, регуляторы)?
23. Поясните действия "встроенных" стабилизаторов фискальной политики в период спада или подъема деловой активности субъектов хозяйствования.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет и функции экономической теории. Общая и частные экономические науки. Позитивная и нормативная экономическая теория.
2. Разделы экономической теории.
3. Экономические категории. Экономические законы.
4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
5. Методы экономической науки: общенаучные, математические, статистические, системная методология, предельный анализ, экономическое моделирование, экономический эксперимент.
6. Потребности: классификация, основные характеристики. Закон возвышения потребностей.
7. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов.
8. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
9. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.
10. Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производить?
11. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества. Закон возрастающих альтернативных издержек.
12. Проблема эффективности. Производство и экономический рост. Экономическая эффективность и социальная эффективность.
13. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Экономическая система общества.
14. Критерии выделения экономических систем: формы собственности, способы координации хозяйственной жизни, преобладающая отрасль, уровни технологического развития.
15. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Место и роль собственности в экономической системе.
16. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Государственная собственность.
17. Многообразие форм частной собственности. Акционерная собственность в современной экономике.
18. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация.
19. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда.
20. Натуральное хозяйство. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.
21. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.
22. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
23. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция.
24. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
25. Монополия: понятие, основные характеристики.
26. Олигополия: понятие, основные характеристики.
27. Монополистическая конкуренция: понятие, основные характеристики.
28. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
29. Несовершенства (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
30. Модели рыночной экономики. Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель.
31. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.
32. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
33. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
34. Рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
35. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Рыночное равновесие. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
36. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по
цене.
37. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса.
38. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу.
39. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения.
40. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя. Эластичность и налоговое бремя.
41. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов.
42. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
43. Домашнее хозяйство как экономический субъект.
44. Понятие рационального потребителя.
45. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности.
46. Бюджетные ограничения. Правило максимизации полезности потребителем.
47. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
48. Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный. Постоянные и переменные факторы производства.
49. Производство и технология. Производственная функция, ее характеристики и типы.
50. Общий, средний и предельный продукт: понятия, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности.
51. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
52. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.
53. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
54. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
55. Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП.
56. Промежуточные и конечные товары и услуги. Добавленная стоимость.
57. Расчет ВВП по расходам и доходам. Другие показатели системы национальных счетов.
58. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.
59. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
60. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
61. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии совокупного предложения).
62. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
63. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
64. Безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена.
65. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции.
66. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
67. Сущность денег. Функции денег.
68. Структура денежного предложения. Денежные агрегаты.
69. Спрос на деньги: мотивы спроса на деньги.
70. Денежный рынок. Равновесие денежного рынка.
71. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы.
72. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Специализированные кредитно-финансовые организации.
73. Понятие финансов и их функции. Финансовая сектор и его структура. Государственные и частные финансы.
74. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета.
75. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов.
76. Бюджетный дефицит, его причины и виды: структурный и циклический.
77. Финансирование бюджетного дефицита. Бюджетный профицит.
78. Государственный долг: внутренний и внешний.
79. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Рук. и ред. А.В. Сидорович.– М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. –
736 с.
2. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие/ Плотницкий М.И., Воробьева Л.В., Сухарева Н.Н. и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2004. – 185 с.
3. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск: БГЭУ, 2003. – 299 с.
4. Экономическая теория: Учебник для экономических специальностей вузов / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2004. – 608 с.
5. Экономическая теория /Под. ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Минск: Тетрасистемс, 2003. – 344 с.
6. Экономическая теория: Учеб. пособие/ И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др.; Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
7. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.
8. Микроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 291 с. – (Система открытого образования).
9. Макроэкономика: курс лекций. / Головачев А.С., Головаче-
ва И.В. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 291 с. – (Система открытого образования).
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Минск, 1997.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек., 1998г., №218-3 // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1999. – № 7-9. – Ст. 101.
12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. – Минск, 2004.
Дополнительная литература:
13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд. / Под общей ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 416 с.
14. Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика: в 2-х томах. – Спб.: Экономическая школа, 2002. – 851 с.
15. Курс переходной экономики: Учеб. для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.
16. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. – М.: МГУ, Изд-во «Дело и Сервис», 1998. – 272 с.
17. Микроэкономика. Учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Новое знание, 2002. – 426 с.
18. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник/ под общей редакцией проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 304 с.
19. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М), 2001. – 572 с.
20. Сломан Дж. Основы экономики: учеб. / пер. с англ. Е.А. Нильсен, И.Б. Руберт. – М.: Изд-во Проспект, 2005. – 568 с.
|
Учебное издание
Система открытого образования
ПацкевичЛюдмила Петровна
Экономическая теория
Курс лекций
В авторской редакции
Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова
Технический редактор Т.В. Жибуль
Художник обложки О.А. Стасевич
Компьютерная верстка Н.М. Азаревич
Подписано в печать 15.02.2007.
Формат /16. Бумага офсетная.
Гарнитура Times. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 16,2. Уч.-изд. л. 17,5. Тираж 500 экз. Заказ 119.
Издатель и полиграфическое исполнение:
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
ЛИ № 02330/0056905 от 01.04.2004 г.
ЛП № 02330/0056837 от 11.05.2004 г.
Отпечатано с оригинал-макета заказчика.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17
[1] Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах... Полн.собр.соч., т.42. С.278-279).
[2] Принципы макроэкономики. 2-е изд. /Мэнкью Н.Г. – СПб.: Питер, 2003,. С 54-57.
[3] Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002. – 480.:
ил. – (Серия «Учебники для вузов»). С.29-30
[4] Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). С.53–55.
[5] Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). С. 61.
[6] См.: Гельвецкий К. Об уме. – М., 1938.
[7] Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. Экономическая теория: Курс лекций. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 240 с. (с. 19-42)
[8] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456 с. (с.25-26)
[9] Слово «цивилизация» происходит от латинского «гражданский», «общественный», «государственный» и означает уровень общественного развития и материальной культуры.
[10] Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2002. – 480.:
ил. – (Серия «Учебник для вузов»). С.63-64.
[11] При прочих равных, означает, что данную зависимость мы наблюдает только при изменении цены, оставляя другие факторы спроса неизменными.
[12] Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. пособие. М.: Дело, 1997. С. 7.