Государственных целевых бюджетных фондов

Специфика целевых бюджетных фондов состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие как национальная оборона, образование, здравоохранение и др., целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются (дорожный фонд в большей его части), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).

Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

Ст. 2 БК под государственным целевым бюджетным фондом понимает совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели, в том числе в соответствии с бюджетными программами, утвержденными в установленном порядке.

В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Практика последних лет (с определенными изменениями) позволяет говорить о существовании на территории Республики Беларусь следующих государственных целевых бюджетных фондах:

- республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

- республиканский дорожный фонд;

- фонд охраны природы;

- фонд национального развития;

- фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

- фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);

- инновационные фонды.

Сбор вреспубликанский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки взимается с организаций по ставке 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, – от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, – от валового дохода; страховыми организациями – от прибыли).

Суммы исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки учитываются при формировании отпускных цен (тарифов) на продукцию, товары (работы, услуги).

Вышеуказанные организации ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки за отчетный месяц и уплачивают его не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, ре­конструкцией) автомобильных дорог на территории Республики Беларусь осуществляется за счет средств соответствующих государственных целевых фонов – дорожных фондах, которые подразделяются на: республиканский дорожный фонд и местные дорожные фонды. Указанные фонды образуются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. (в ред. Закона от 29 декабря 2001 г.) «О дорожных фондах в Республике Беларусь».

Средства дорожных фондов образуются за счет:

- налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

- сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобиль­ным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- платы за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам.

Плательщиками налога на приобретение автомобильных транспортных средств являются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК (за исключением организаций, финансируемых из бюджета), и физические лица (за исключением граждан, приобретающих легковые автомобили и прицепные устройства к ним в частную собственность), приобретающие автомобильные транспортные средства, подлежащие обязательной регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (органы ГАИ).

Объектом налогообложения признается приобретение автомобильных транспортных средств путем покупки, мены, безвозмездной передачи (дарения), передачи в качестве взноса в уставный фонд, а также по договору финансовой аренды (лизинга).

Налоговой базой признается цена приобретения автомобильного транспортного средства без учета налога на добавленную стоимость (при условии выделения суммы налога на добавленную стоимость в расчетных документах, подтверждающих приобретение транспортных средств).

Налоговая ставка устанавливается в размере 3 процентов.

Плательщики налога на приобретение автомобильных транспортных средств, представляют в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации (перерегистрации) автомобильных транспортных средств в органах ГАИ.

Налоговая декларация (расчет) представляется только в тех случаях и за те месяцы, в которых имело место приобретение автомобильных транспортных средств, признаваемых в соответствии с законодательством объектом обложения.

Уплатаналога на приобретение автомобильного транспортного средства (за исключением приобретения грузовых автомобилей (автомобилей-тягачей) с прицепами (полуприцепами) или без них и автобусов) производится до его регистрации, а в случае изменения владельца автомобильного транспортного средства – до перерегистрации автомобильного транспортного средства в органах ГАИ.

Уплата налога на приобретение автомобильных транспортных средств при приобретении грузовых автомобилей (автомобилей-тягачей) с прицепами (полуприцепами) или без них и автобусов производится в размере одной двенадцатой части исчисленной суммы налога до их регистрации, а в случае изменения владельца таких автомобильных транспортных средств – до их перерегистрации в органах ГАИ с последующим перечислением оставшейся суммы налога в течение одиннадцати последовательных календарных месяцев ежемесячно равными частями не позднее 22-го числа каждого месяца.

Плательщиками сбора проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобиль­ным дорогам общего пользования Республики Беларусь (далее – сбор), являются организации, определенные п. 2 ст. 13 НК и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Обязательным условием проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь является наличие у владельцев (пользователей) данных транспортных средств документов, подтверждающих уплату сбора или освобождение от уплаты сбора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора, которые зависят от вида автомобильного транспортного средства, его грузоподъемности, вместимости и времени пребывания на территории Республики Беларусь, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 536 «О ставках сбора за проезд и условиях проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь».

Уплата сбора производится при въезде на территорию Республики Беларусь, а в случае неуплаты или неполной уплаты сбора – при выезде с территории Республики Беларусь в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

Исчисление и взимание сбора осуществляет Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций.

Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь взимается с их владельцев (пользователей) при согласовании маршрута движения с целью компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.

Ставки платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь определяется в свободно конвертируемой валюте за один километр проезда в зависимости от величины допустимых параметров этих автомобильных транспортных средств.

Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь взимается с:

- нерезидентов Республики Беларусь – в свободно конвертируемой валюте или российских рублях;

- резидентов Республики Беларусь – в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в свободно конвертируемой валюте по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату проезда тяжеловесного или крупногабаритного автомобильного транспортного средства.

Ставки платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. «О допустимых весовых и габаритных параметрах автомобильных транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, и ставках платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств».

Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам взимается при проезде через пункты взимания этой платы независимо от направления движения с владельцев (пользователей) автомобильных транспортных средств в свободно конвертируемой валюте (с нерезидентов Республики Беларусь) и в белорусских рублях (с резидентов Республики Беларусь) по ставкам, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 8 августа 2003 г. № 40 «О ставках платы за проезд по автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест (Козловичи) – Минск – Граница Российской Федерации (Редьки)».

Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам взимается с:

- нерезидентов Республики Беларусь – в свободно конвертируемой валюте или российских рублях;

- резидентов Республики Беларусь – в белорусских рублях исходя из установленных ставок платы в свободно конвертируемой валюте по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату проезда автомобильного транспортного средства.

Фонды охраны природы образуются на республиканском и местном уровнях.

Государственные целевые бюджетные фонды охраны природы образуются за счет: платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; платежей за размещение отходов производства; штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды независимо от органа, их налагающего; средств от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольных взносов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важным источником формирования фонда охраны природы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 19 апреля 2006 г. № 261 «Об установлении республиканского сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ» является республиканский сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ (далее – сбор), который взимается на территории Республики Беларусь в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя, а также создания экономических основ для его охраны:

Плательщиками сбора являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, ввозящие на территорию Республики Беларусь данные вещества.

Сбор взимается по ставке 0,6 базовой величины, установленной на дату осуществления платежа, за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

Сбор уплачивается до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

В целях реализации наиболее важных экономических и социальных проектов государства Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее – Указ) образован государственный целевой бюджетный фонд национального развития, источниками формирования которого являются: часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с п. 1 Указа, иные источники, не запрещенные законодательством.

Перечень унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, размер части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в фонд, порядок и сроки ее перечисления устанавливаются ежегодно Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

В целях развития услуг электросвязи Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 96 «О финансировании развития услуг электросвязи общего пользования» в составе республиканского бюджета создан государственный целевой фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), который образуется за счет обязательных отчисления операторов электросвязи (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи) в размере 1,5 процента доходов от оказания услуг электросвязи.

Средства резерва универсального обслуживания направляются исключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием услуг электросвязи общего пользования, предоставление которых государство гарантирует всем пользователем услуг электросвязи на территории Республики Беларусь по доступным тарифам.

Отчисления операторов электросвязи в резерв универсального обслуживания относятся ими на себестоимость произведенной продукции, товаров (работ, услуг) и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Перечисление средств в данный фонд осуществляется не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

В целях улучшения экологической ситуации и повышения эффективности сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья Указом Президента Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 437 «О некоторых мерах по совершенствованию организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве сырья» образован государственный целевой бюджетный фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья (далее – фонд), источниками формирования которого являются: остатки средств, поступивших на специальный расчетный счет Министерства торговли в 2005–2006 годах в виде платы за организацию сбора и переработки отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона; иные не запрещенные законодательством источники.

Средства фонда направляются на: выполнение экспериментальных, опытных и проектных работ, связанных со сбором (заготовкой) и использованием отходов в качестве вторичного сырья; разработку, изготовление и приобретение оборудования для организации раздельного сбора (заготовки) и использования вторичных ресурсов, приобретение транспортных средств для транспортировки вторичного сырья; возмещение организациям, осуществляющим раздельный сбор (заготовку) и переработку отходов в качестве вторичного сырья, затрат на их проведение, которые не компенсируются денежными средствами, получаемыми от реализации вторичного сырья; иные цели в сфере обращения с отходами, определяемые Президентом Республики Беларусь.

Средства фонда направляются на: выполнение экспериментальных, опытных и проектных работ, связанных со сбором (заготовкой) и использованием отходов в качестве вторичного сырья; разработку и выполнение программ по обращению с отходами, реализацию инвестиционных проектов, внедрение новых технологий по сбору и использованию отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья; разработку, изготовление и приобретение оборудования для организации раздельного сбора (заготовки) и использования вторичных ресурсов, приобретение транспортных средств для транспортировки вторичного сырья; создание (приобретение) и организацию работы сети приемных пунктов сбора (заготовки) вторичного сырья, сортировочных станций и строительство заводов по переработке отходов; возмещение организациям, осуществляющим раздельный сбор (заготовку) и переработку отходов в качестве вторичного сырья, затрат на их проведение, которые не компенсируются денежными средствами, получаемыми от реализации вторичного сырья; финансирование ярмарочно-выставочной, рекламной деятельности, маркетинговых исследований и работ по координации сбора (заготовки) отходов и использования их в качестве вторичных материальных ресурсов; иные цели в сфере обращения с отходами, определяемые Президентом Республики Беларусь (пп. 3.3 Указа).

Направления и размеры использования средств фонда на очередной финансовый год устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Инновационные фонды, являясь государственными целевыми бюджетными фондами, образуются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 0,25 процентов от себестоимости продукции входящих в их состав (или находящихся в их ведении) организаций (для отдельных плательщиков, определенных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, установлены повышенные размеры отчислений).

В соответствии с п. 5 Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларсь от 14 мая 2005 г. № 493 средства инновационных фондов могут, в частности, расходоваться на: финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских; государственных народнохозяйственных и социальных программ; финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов; создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях; финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь; развитие материально-технической базы подведомственных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность; иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Наши рекомендации