Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют нам мир как таковой. Второй тип утверждений является нормативным.
Нормативные утверждения несут рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир.
Основное различие между позитивными и нормативными утверждениями заключается в оценке действительности. Позитивные утверждения могут быть подтверждены или отвергнуты только после изучения фактов. И, наоборот, оценка нормативных утверждений требует учета не только фактов, но и определенных ценностных ориентиров. О том, какая политика хороша, а какая является неудовлетворительной, невозможно принять на основе только научных выводов. Для этого необходимо привлечь наши этические ценности, религиозные убеждения и политическую теорию.
Позитивные и нормативные утверждения относительны. Наши взгляды на то, как устроен мир, влияют на наши нормативные представления о наиболее предпочтительной политике. Кроме того, наши нормативные выводы не могут быть основаны исключительно на позитивном анализе. Здесь требуется как позитивный анализ, так и определенная система ценностей.
Экономическая теория есть попытка объяснения «устройства» экономики. В то же время часто целью нашей науки становится поиск возможностей повышения эффективности функционирования экономики. Когда мы слушаем экономиста, делающего нормативные утверждения, мы знаем, что он выступает не в роли ученого, а как политик.
& Влияние экономистов на политику правительства выходит за рамки их роли советников: экономические исследования и научные работы нередко оказывают косвенное влияние на политику. Великий экономист Джон Мейнард Кейнс как-то заметил:
«И верные и ошибочные идеи экономистов и политических философов имеют гораздо большее, чем принято считать общественностью влияние. Именно они правят миром. Люди дела, считающие себя свободными от влияния интеллектуалов, чаще всего – рабы какого-то давно умершего экономиста. А сумасшедшие властители обычно пользуются безумными идеями какого-нибудь забытого академического бумагомараки».
И хотя эти слова были написаны в 1935 г., они сохраняют значение и в наши дни[2].
Экономическая политика правительства определяется его экономическими интересами.
В политэкономии интересы рассматриваются в качестве категории, в которой проявляются производственные отношения между отдельными участниками общественного производства (индивидами, их группами, классовыми общностями).
Интересы подразделяются на всеобщие, коллективные и личные.
Всеобщие интересы складываются как интересы всего общества, как необходимость удовлетворения его совокупных потребностей (стадионы, госпитали, школы и т.д.).
Коллективные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных потребностей групп людей, объединенных одинаковыми положениями в системе общественного производства (заводской клуб, профсоюзная здравница и т.д.).
Личные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных нужд отдельного человека и определяются социально-экономическими условиями его жизни.
Необходимость реализации экономических интересов является стимулом к труду, двигателем экономической жизни, что отражено в известном положении Гегеля: «Интересы двигают жизнью народов».
Чтобы интересы были удовлетворены, хозяйственная деятельность людей должна протекать в соответствии с экономическими законами и выражаться в следующей причинно-следственной связи: экономические законы – экономические потребности – экономические интересы – хозяйственная деятельность.
Как все звенья данной цепи, экономические интересы – объективное явление.
В экономиксе экономические интересы трактуются и с субъективных позиций, в качестве элемента сознания людей. При этом движущей силой экономики считаются не общественные, а личные интересы, через осуществление которых достигается общее равновесие в обществе. Каждый из хозяйствующих субъектов стремится делать то, что ему выгодно. Предприниматели ставят своей целью максимизировать прибыль или – как вариант – минимизировать убытки, владельцы материальных ресурсов пытаются установить на них высокую цену, владельцы своей рабочей силы хотят получить за нее высокую заработную. В свою очередь потребители стремятся приобрести товары по самой низкой цене. Следовательно, мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.
Интересы общества рассматриваются как своего рода точка отсчета, чтобы определить, является ли политика, проводимая всеми участниками хозяйственной деятельности, «плохой» или «хорошей» в плане воздействия на экономическую эффективность и на продукт цену, которая приносит только «справедливую» прибыль, т.е. прибыль, достаточную для обеспечения эффективного предложения этого продукта, то эта фирма действует в интересах общества. Напротив, если фирма увеличивает свой доход за счет потребителя, назначая завышенную цену, то это противоречит интересам общества. На практике, однако, оценивать эти данные трудно. Например, низкая цена может быть результатом консервативной ценовой политики фирмы. Напротив, возможны объективные причины для высокой цены. В этом случае, чтобы найти «компромиссный» критерий, используется «Модель компромисса Уильямсона». Модель предполагает проведение анализа после слияния неэффективных фирм и оценивает его возможные последствия как для фирмы, так и для общества в целом. Результатом может стать: либо обоюдная выгода в виде повышения цен; либо ущерб для отрасли в виде потери ее конкурентоспособности, если в ходе слияния фирма приобрела в отрасли монопольную власть. В последнем случае в работу вступает комиссия по монополиям и слияниям, в задачу которой входит установить, что именно принесло вред интересам общества в каждом конкретном случае. Работу такого рода комиссий затрудняет отсутствие четкой трактовки понятия «интересы общества[3].