Динамика цен и тарифов на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора

Принятые решения по ограничению роста тарифов инфраструктурных организаций до 2016 года уровнем инфляции предыдущего года (для населения – с дисконтом) не могут напрямую быть продолжены в долгосрочной перспективе из-за роста перекрестного субсидирования и усиления дисбалансов между различными сегментами топливно-энергетического комплекса. Переход к долгосрочному тарифному регулированию наряду с принципом привязки тарифов к уровню инфляции должен учитывать и другие факторы, связанные с равнодоходностью поставок на внутренний и внешний рынки, окупаемостью инвестиций в инфраструктуру, конкурентоспособностью основных потребителей энергии и межтопливной конкуренцией, необходимостью сокращения перекрестного субсидирования. При этом динамика тарифов должна учитывать возможные колебания спроса из-за резкого изменения конъюнктуры, чтобы избежать дополнительного подорожания энергии в условиях спада.

В долгосрочном прогнозе предложены несколько моделей тарифообразования.

Показатель Консервативный (вариант 1) Инновационный (вариант 2) Форсированный (вариант 3)
Газ (оптовые цены) Потребители кроме населения: индексация в июле
2015-2016 гг. по ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год с 2017 г. - по ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год.   С 2015 г. - по ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год до выхода на дисконт 30% от цены равнодоходности с поставками на экспорт в дальнее зарубежье.
( выход на дисконт 30% от цены Net back – в 2028 г.) (выход на дисконт 30% от цены Net back – в 2016 г.)
Население (оптовые цены): индексация в июле
2015-2016 гг. = 0,7 от ИПЦ; с 2017 г. = 1,2* ИПЦ (дек. к дек.) за прошедший год с 2015 г. = 1,2* ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год до выхода на уровень оптовых цен для остальных потребителей
Электроэнергия   Потребители кроме населения 1) До 2017 г. рост цен на электроэнергию в соответствии с принятыми решениями и ограничениями по росту тарифов на сетевую составляющую. 2) С 2017 г. внутренняя цена на электроэнергию ниже цены на электроэнергию для промышленных потребителей Германии не менее чем на 20%. Рост цен ориентирован на динамику цен для промышленных потребителей в Европе (Германия) с поправкой на обменный курс с 2017 года. Индексация сетевых тарифов определяется с учетом выхода на установленный дисконтдля цен на электроэнергию. 3) Индексация сетевых тарифов с июля.
выход на дисконт 20% в 2017 году (2016г. дисконт =26%) выход на дисконт 20% в 2018 году (2016г. дисконт= 26%) с 2017 г. ориентация на динамику цен в Европе с постепенным сокращением размера дисконта до 15% к 2025 г. и до 10% к 2030 г. (в 2016 г.– дисконт 19%)
Население: индексация тарифов в июле 2015-2016 гг. = 0,7 от ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год с 2017 г. = 1,3 * ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год до выхода на соотношение 1,1-1,3 к ценам промышленных потребителей.
(в 2030 году выход ≈ 1,1 к цене для пром. потребителей). (в 2030 году выход ≈ 1,12 к цене для пром. потребителей). в 2030 году выход ≈ 1,15 к цене для пром. потребителей.
Теплоэнергия   Поэтапный переход на долгосрочное регулирование тарифов на 3-5 летний период по модели RAB при ежегодной экономии операционных затрат 1-1,5%. При стагнации/ резком замедлении экономического роста - по ИПЦ (дек. к дек. пред. года), с понижающими коэффициентами в зависимости от экономической ситуации
  2015-2016 гг. – 0,7 от ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год С 2017 г. переход на долгосрочные тарифы.   С 2015 г. переход на долгосрочные тарифы.  
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе Переход на долгосрочное регулирование тарифов на 5-летний период по модели с элементами RAB с ограничениями: а) прибыль на капитал - по инвестпрограмме, финансируемой из негосударственных источников и собственных средств; б) экономия затрат на неосновную деятельность. При стагнации/ резком замедлении экономического роста - индексация по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год.
2015-2018 гг. и далее – по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год;   Долгосрочные тарифы с 2015 года:
  • по 2020 г.: рост ≈ по инфляции +1-1,5 п.п. в среднем за год);
  • с 2021- 2024 гг. ограничение по росту тарифов ≈ 0,9 * ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год.
Пассажирские перевозки ж/д транспортом в регулируемом секторе Индексация с января. В целях сокращения перекрестного субсидирования:
  • с 2017 г по 2020 г. - индексация тарифов = 1,1 * ИПЦ (дек. к дек. ) за предшествующий год.
  • с 2021 по 2022 г. по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год.
               


Газовая отрасль

И в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе основными ограничениями для роста внутренних цен на газ наряду с инфляционными последствиями (особенно со стороны подорожания тепла), является высокий уровень внутренних цен на электроэнергию, а также высокие издержки (низкая эффективность газопотребления) таких крупных потребителей, как производители удобрений и стройматериалов. К 2017 году газовая составляющая в конечной цене на электроэнергию будет составлять не менее трети и будет расти, учитывая увеличение объемов мощностей газовых ТЭС в прогнозный период.

По консервативному сценарию (вариант 1) оптовые цены на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, предлагается ежегодно индексировать по уровню фактической инфляции за предыдущий год (декабрь к декабрю). В этих условиях внутренняя оптовая цена на газ при прогнозируемом курсе рубля к 2030 году будет составлять 72% от цены равнодоходности с поставками на экспорт.

В умеренно-оптимистичном и форсированном сценариях (варианты 2 и 3) предусматривается переход к модифицированному «правилу равнодоходности», которое обеспечивает сохранение конкурентных преимуществ на энергоносители для отечественных потребителей. В качестве базовой цены на природный газ, от которой рассчитывается цена равнодоходности на внутреннем рынке на текущий период, целесообразно рассматривать цену по экспортным контрактам ОАО «Газпром» (с учетом экспортной пошлины и транспортных затрат), к которой будет применяться дисконт, позволяющий учитывать цены на других рынках газа (в том числе США).

В этих сценариях с 2015 года оптовые цены на газ для всех потребителей, кроме населения, до выхода на дисконт в размере 30% от цены равнодоходности с поставками на экспорт в дальнее зарубежье будут индексироваться по уровню инфляции за предыдущий год (декабрь к декабрю предыдущего года). В варианте 2 выход на дисконт прогнозируется к 2028 году, в варианте 1 – в 2029 году. В варианте 3 установленный дисконт будет достигнут уже в 2016 году. После выхода на установленный дисконт динамика цен будет в основном ориентирована на европейскую цену газа с поправкой на курс доллара США. Во избежание резких колебаний цен можно установить следующие ограничения: рост цен не должен превышать уровень инфляции, увеличенной в 1,2 раза, а в случае падения мировых цен – не опускаться ниже 100% до выхода на дисконт в 20% от равнодоходной цены.

Наши рекомендации