Стимулирование внешнеэкономической деятельности
Одним из важнейших направлений ГРЭ за рубежом является стимулирование экспорта. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.
В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.
Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта России имеет смысл предусмотреть следующее: как приоритетное направление выделить расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке, подготовить комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау, разработать вопросы о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставления коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.
Можно отметить ее одно важное направление ГРЭ за рубежом - это наличие специальных государственных органов на уровне высшей государственной власти, обеспечивающих разработку программ социально-экономического и научно-технического развития, а также проведения мер по их выполнению занимающегося планирования экономики, при чем не только государственного сектора, но и частного. Например, в США специальные экономические службы и организации при президенте и Конгрессе, во Франции Комиссариат по планированию, в Японии Управление по экономическому планированию. Разрабатывается правовая (законодательная) база, обеспечивающая деятельность государственных органов по регулированию экономики. Кроме того, налажена система информационного обеспечения деятельности соответствующих государственных ведомств, обеспечивающая всеобъемлющей достоверной и полноценной информацией о реальном положении экономики. Оценка эффективности деятельности государства как крупного собственника и субъекта рынка осуществляется по критериям эффективности государственного сектора.
Таким образом, имеет смысл создать аналогичные органы и в Российской Федерации. Это позволит строить долгосрочные планы и реализовывать длительные проекты, растянутые по времени на несколько лет, а также контролировать их реализацию, что вполне естественно положительно отразится на российской экономике.
Заключение
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций, обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
экономический рост;
полная занятость;
внешнеэкономическое равновесие.
К основным направлениям государственного регулирования относятся:
Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны.
Активизация частного бизнеса.
Расширение внешнеэкономических преимуществ национальной экономики.
Деятельность государства в социальной сфере.
Воздействие государства на отдельные объекты (рынка), региона, страны.
На современном этапе развития, развитыми странами наработан положительный опыт государственного регулирования экономики, анализ которого позволяет сделать выводы о применении тех или иных инструментов и методов для регулирования экономики России.
Одним из важнейших направлений ГРЭ за рубежом является поддержка промышленности и науки. Используются как прямые методы регулирования, так и косвенные. Используемые в мировой практике косвенные методы регулирования промышленности можно разделить на несколько групп - это льготное кредитование, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе и ускоренная амортизация. Для стимулирования промышленности в России имеет смысл пересмотреть налоговую политику для производств с целью усиления НИОКР и технического перевооружения, что будет способствовать улучшению ситуации. Налоговый метод регулирования промышленного развития позволит стимулировать разработку новых продуктов, усилит конкурентоспособность российской промышленной продукции, соответственно снизить импорт в Россию.
Одним из важнейших направлений ГРЭ за рубежом является стимулирование экспорта. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта России имеет смысл предусмотреть следующее: как приоритетное направление выделить расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке, подготовить комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау, разработать вопросы о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставления коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.
Список литературы
1.Бреусов Ю.Г. Важное направление государственного регулирования российской экономикой / Ю.Г. Бреусов // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 69. - С. 26-30.
2.Воробьева Н.А. Особенности японской модели государственного регулирования экономики / Н.А. Воробьева // Известия Восточного института. - 2007. - № 14. - С. 75-84.
.Кабардиева З.А. Необходимость и задачи государственного регулирования экономики / З.А. Кабардиева // Вопросы структуризации экономики. 1999. - № 1. - С. 12-13.
.Какава Л.О. Государственное регулирование рыночной экономики: теоретические и методические аспекты / Л.О. Какава // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. - 2008. Т. 3-1. - № 58. - С. 9-13.
5.Каламанова Е.Н. Этапы развития концепций государственного регулирования в экономике / Е.Н. Каламанова // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2009. - № S3. - С. 67-68.
.Колобова А.И., Илюшникова Е.Б. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах / А.И. Колобова, Е.Б. Илюшникова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2010. - № 2. - С. 79-82.
.Кураксина Т.П. Необходимость и границы государственного регулирования экономики / Т.П. Кураксина // Экономика промышленности. - 2005. Т. 29. - № 3. - С. 11-16.
.Магомедова Ш.М. Объекты и цели государственного регулирования в условиях рыночной экономики / Ш.М. Магомедова // Вопросы структуризации экономики. - 2003. - № 1. - С. 11-14.
.Матвеев Ю.В. Основные задачи государственного регулирования рыночной экономики в России / Ю.В. Матвеев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 11. - С. 48-49.
.Муртузалиева Т.В. Роль государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений / Т.В. Муртузалиева // Вопросы структуризации экономики. - 2000. - № 4. - С. 44-46.
.Рудов С.В., Ахмеева В.И. Направления государственного регулирования рыночной экономики (российский опыт) / С.В. Рудов, В.И. Ахмеева // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 268-274.
.Соловьева О.А. Особенности механизма государственного регулирования экономики / О.А. Соловьева // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 72-76.
.Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики / О.А. Соловьева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 19. - С. 23-27.
.Сутягин В.С. Государственное регулирование национальной экономики / В.С. Сутягин // Проблемы прогнозирования. - 2000. - № 2. - С. 164-166.
.Устова Д.А. Эволюция и развитие концепций государственного регулирования экономики / Д.А. Устова // Terra Economicus. - 2011. Т. 9. - № 4-3. - С. - 20-22.
.Тюкавкин Н.М., Бадирова А.В. О механизме государственного регулирования экономики / Н.М. Тюкавкин, А.В. Бадирова // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 90. - С. 54-57.
.Шишкин С.Н. О целях государственного регулирования экономики / С.Н. Шишкин // Бизнес, менеджмент и право. - 2011. - № 1 (23). - С. 056-060.
.Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7. - С. 156-157.
.Чарахчян К.К. Назревшие изменения существующих институтов государственного регулирования экономики России / К.К. Чарахчян // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. Т. 43. - № 3-2. - С. 60-64.