Западная модель регулирования экономики
Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.
Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются: в Италии -государственный сектор дает 39-42% ВНП, Франции - 1/3, , Финляндии - 17,6%, Нидерландах - 5,4%, Великобритании - 2,7%. Госсектор в основном представлен в крупнейших предприятиях базовых отраслей: электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении и т.д. Группа «Томсон», с 75%-ным участием государства, занимает 4-е место в мире по производству бытовой электроники, группа «Аэропасьяль», с 82,2%-ным участием государства, - 3-е место в Европе по производству аэрокосмического оборудования. На долю государственной компании «Электрисите Франс», в которую входят 54 АЭС, приходится 90% производства электроэнергии и 95% электроснабжения. В Италии крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии, а в Великобритании госсектор доминирует в угольной и ядерной энергетике.
В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Особенности антимонопольной политики зарубежных стран проявляются в основном в двух ее формах: американской, запрещающей любую форму монополистического сговора или союза; западноевропейской, направленной только против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка. государственное регулирование экономика внешнеэкономический
В США в основе здоровой рыночной конкуренции лежат правовые акты Шермана-Клейтона: первый - отражает интересы покупателей и объявляет недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополий, предусматривает уголовную ответственность руководителей и огромные денежные штрафы; второй - устанавливает запрет на продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию и слияние фирм через приобретение обычных акций конкурентов и др. Основополагающие антимонопольные законы дополнялись, и с 80-х годов ХХ в. в США стал применяться индекс Херфиндаля-Хиршмана, отражающий удельный вес отрасли на рынке продаж.
В рамках западноевропейской системы антимонопольного регулирования содержание законодательных актов заимствовано преимущественно из Римской конвенции ЕЭС. Основное внимание в них уделяется нарушению прав граждан и интересов общества вследствие искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями своим доминирующим положением, а основным способом реагирования являются частные иски и их рассмотрение, как правило, в судебном порядке.
Регулирование цен экономическими методами осуществляется воздействием на величину спроса, денежную массу, уровень инфляции, процентные ставки, антимонопольную политику, а также через проводимую правительством политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Однако регулирование цен в развитых странах носит ограниченный характер, охватывая преимущественно жизненно важные для общества отрасли: топливо, энергию, стратегическое сырье, продукцию оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.
В Европейском Союзе осуществляется наднациональное регулирование около 15% цен в сельском хозяйстве и черной металлургии: максимальные и минимальные фермерские цены устанавливается Советом Министров ЕС, а базисные цены на продукцию черной металлургии - Европейской организацией угля и стали. В США государством регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных, Японии - 39%, Австрии и Швейцарии - до 50%.
Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой вопросами ценообразования занимаются государственные органы и организации: в США - Министерство сельского хозяйства и Комиссия по ценам; Австрии - соответствующие подразделения Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства; Швейцарии - Федеральное ведомство по контролю за ценами; Франции - Управление конкуренции и потребления, утверждающее допустимую величину увеличения тарифов и продажных цен в государственных предприятиях; Швеции - Государственное управление цен и конкуренции. В то же время государственными структурами развитых стран применяются достаточно эластичные методы ценового регулирования. Так, в соответствующих министерствах при активном участии компаний определяется минимальный уровень цен, при которых последние могут нормально функционировать. А задача правительственных органов состоит в том, чтобы вскрыть дополнительные резервы для сокращения издержек и обосновать возможность снижения цен.
В Германии и Великобритании применяется либерально-косвенная система государственного регулирования экономики посредством экономических рычагов. Особая роль при этом отводится торгово-промышленным палатам - бесприбыльным организациям с добровольным членством бизнеса. Торгово-промышленные палаты определяют воздействие вновь принимаемых и действующих законодательных актов на деятельность своих участников, вносят на обсуждение государственных органов их повседневные проблемы, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов, и в целом осуществляют функцию совершенствования взаимодействия представителей государственного регулирования с бизнесом.