Вопрос 3. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли
Представленные выше теории пытались объяснить структуру внешней торговли с точки зрения того, что выгодно вывозить и ввозить данной стране. Но не менее важным является вопрос о том, на каком уровне установится цена равновесия на мировом рынке,поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена.
Существует лишь один уровень цен, при котором спрос на мировом рынке товара X равен предложению. Это будет цена, при которой избыточный спрос на товар X в стране А равен избыточному предложению данного товара в стране В.
Общий итог установления торговых отношений можно подвести, определив выигрыши и потери производителей и потребителей обеих стран, а также мирового хозяйства в целом.
Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений. Больше получает страна, у которой цены изменились сильнее. Это отражается правилом распределения выгод,которое гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.
Больше получает та страна, у которой эластичность спроса и предложения по цене ниже.
В связи с проблемой распределения выгод от внешней торговли интерес для экономистов представляет анализ динамики экспортных и импортных цен отдельных стран. Этим целям служит показатель "условий торговли" (terms of trade).
Он определяется как соотношение индексов экспортных и импортных цен и рассчитывается для всего набора экспортных и импортных товаров:
где Т - "условия торговли",
Рх - индекс экспортных цен,
Р,п - индекс импортных цен.
Рост этого показателя обычно называют "улучшением" условий торговли. Однако анализировать его динамику следует вместе с данными об изменении объемов торговли и причинах изменения цен.
Вопросы для самоконтроля
1. Япония может производить товар А более эффективно, чем Корея, издержки производства в Японии более низкие. Тем не менее она вывозит товар А из Кореи. Как можно объяснить этот факт?
2. Производительность труда в обрабатывающей промышленности Японии приблизительно такая же, как и в США (в одних отраслях выше, в других ниже), тогда как в сфере услуг США все еще сохраняют более высокую производительность труда. В то же время большинство видов услуг не являются в США объектами международной торговли. Некоторые американские аналитики считают этот факт серьезной проблемой, поскольку, с их точки зрения, страна не поставляет на мировой рынок именно те товары, в производстве которых она имеет сравнительное преимущество. Что ошибочно в их утверждении?
3. В чем, на ваш взгляд, состоит ограниченность теории Рикардо? Хекшера-Олина? Какими объективными тенденциями в развитии мировой экономики это обусловлено?
Литература:
- Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).
2. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.
3. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).
4. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).
5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Добрынин и др. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 747 с.
Тема 25. Торговая политика
Цели:
1. рассмотреть основные понятия по теме, определить сущность торговой политики;
2. понять необходимость существования ограничений в международной торговле;
3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности.
Ключевые слова: торговая политика, тариф, ГАТТ, ВТО, лицензирование импорта и экспорта, импортная квота, добровольные экспортные ограничения, компенсационные пошлины
Вопросы:
1. Торговая политика. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов.
2. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.
3. Нетарифные ограничения в международной торговле