Выигрыш от внешней торговли.

Распределение выигрыша от международной торговли внутри страны в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливается цена на товар и каков объем торговли. Рассмотрим модель спроса и предложения, которая позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для страны в целом, однако внутри страны одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

Проанализируем ситуацию на внутреннем рынке товара в производстве, которого страна не имеет преимуществ.

 
  Выигрыш от внешней торговли. - student2.ru

Рис. 1 – Рынок товара в стране

До установления торговых отношений потребители покупали количество товара Q0 по цене P0. Приобретая товар по такой цене, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителей), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за товар, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены (область d). После установления торговых отношений страна становится импортером товара и цена на ее внутреннем рынке снижается с P0 до P1. В результате потребители увеличивают закупки товара с Q0 до Q2 и их совокупный выигрыш теперь составляет область a+b+c+d, из которого область a+b+c – эточистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли.

Рассмотрим влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители получали выигрыш от продажи товара – так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта (P0* Q0) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи товара по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены (a+е). После установления торговых отношений производители в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет теперь область е, то есть они несут чистые потери в размере области a.

Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране в целом. Если в стране чистый выигрыш потребителей составляет область a+b+c, а чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область a, то совокупный эффект для страны в целом будет: (a+b+c)- a = b+c

Условия торговли.

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель «условие торговли» - это соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам (T).

T Выигрыш от внешней торговли. - student2.ru

Рх - индекс экспортных цен;

Рim - индекс импортных цен;

xi – доля каждого i-го товара в общей стоимости экспорта в базовом году;

imi – доля каждого i-го товара в общей стоимости импорта в базовом году;

pi – отношение текущей цены данного товара к базовой цене (индекс цен).

Индекс условий торговли показывает, сколько каждой условной единицы экспорта в этом году привозили в сравнении с импортом.

Если Т = 1, то условия не изменились. Произошло равенство цен экспорта и импорта.

Если Т > 1, то условия торговли улучшились. При росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все больше импортных товаров. Поскольку больший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны возрастает.

Если Т < 1, то условия торговли ухудшились. При росте совокупной цены импорта страны по сравнению с совокупной ценой экспорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все меньше импортных товаров. Поскольку меньший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны сокращается.

Наши рекомендации