Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Государство и совокупный спрос
Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:
AD= C + I + G + X, (27.1)
где AD — совокупный спрос; С— потребительский спрос; I— инвестиционный спрос частные инвестиции); G — спрос государства (государственные расходы); X— чистый экспорт.
На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.
Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения
В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I(см. 4.3). Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т (taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:
S +T = I+ G. (27.2)
Если преобразовать это уравнение, то получим
S – I = G - T. (27.3)
Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.
Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.
Госбюджет и динамика ВВП
Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики — росту доходов и ВВП.
Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.
Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП
В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.