Тема 11. Кредитно-денежная система и Кредитно-денежная политика государства
Денежная система и денежный рынок. Деньги как развитая форма товарных отношений. Функции денег. Современная структура денежной массы. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие на денежном рынке. Понятие и графическая интерпретация «ловушки ликвидности». Кредитно-денежная политика государства. (Самостоятельное изучение)
Практическое занятие 14. Денежная система и денежный рынок. Кредитно-денежная политика государства. (2 часа)
План занятия:
1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 11.
2. Письменное тестирование по тестам к теме 11.
3. Заслушивание докладов и их обсуждение.
4. Дискуссия по теме вопросов на самостоятельное изучение.
5. Решение задач.
Самостоятельная работа по теме 11 (3,5 часа), в т.ч. по видам работ:
а) самостоятельное изучение вопросов темы 11: «Денежная система и денежный рынок. Деньги как развитая форма товарных отношений. Функции денег. Современная структура денежной массы. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие на денежном рынке. Понятие и графическая интерпретация «ловушки ликвидности». Кредитно-денежная политика государства» (1,5 часа);
б) подготовка к тестированию (1 час);
в) подготовка к практическому занятию 14 (1 час).
Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 11.
а) самостоятельное изучение вопросов темы.
Самостоятельное изучение вопросов темы 11: «Денежная система и денежный рынок. Деньги как развитая форма товарных отношений. Функции денег. Современная структура денежной массы. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесие на денежном рынке. Понятие и графическая интерпретация «ловушки ликвидности». Кредитно-денежная политика государства» предполагает написание конспекта, используя рекомендуемую литературу.
б) подготовка к практическим занятиям.
При подготовке к практическому занятию 14 необходимо изучить настоящие методические указания и рекомендуемую литературу.
Самостоятельная работа к практическому занятию 14 предполагает подготовку докладов и тестирование.
Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 11 осуществляется на практическом занятии 14. Формы контроля: устный опрос по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.
Контрольные вопросы к теме 11:
1. Объясните понятие денег, их основные характеристики и функции.
2. Охарактеризуйте функции денег.
3. Предложение денег и инструментальные основы его регулирования.
4. Перечислите компоненты денежной системы.
5. Назовите и охарактеризуйте типы систем денежного обращения.
6. Дайте определение денежной массе.
7. Перечислите и охарактеризуйте показатели денежной массы.
8. Покажите графически спрос на деньги, предложение денег и равновесие денежного рынка.
9. Понятие и графическая интерпретация «ловушки ликвидности».
10. Перечислите основные задачи и функции Центрального банка России?
11. Какие основные функции осуществляют коммерческие банки?
12. Сущность и формы кредитов.
13. Что такое кредитно-денежная политика, какие цели она преследует?
14. Перечислите и охарактеризуйте общие методы кредитно-денежной политики.
Доклады к теме 11:
1. Основные атрибуты денежного рынка.
2. Альтернативные трактовки сущности и функций денег различными экономическими школами.
3. Монетаристские и неоклассические теории спроса на деньги в условиях экономического роста.
4. Методы обеспечения макроэкономического равновесия на денежном рынке.
5. Сущность и принципы организации банковской системы.
6. Современная банковская система России. Центральный банк и его функции.
7. Функции и виды коммерческих банков.
8. Небанковские финансово-кредитные организации.
9. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике.
10. Кредитный механизм и его роль в экономике.
11. Особенности современной кредитно-денежной политики в экономике России.
12. «Политика дорогих денег» и «политика дешевых денег»: цели, инструменты, сферы применения.
13. Принципы проведения кредитно-денежной политики.
14. Денежное правило М. Фридмена и практика его использования в экономике страны.
15. Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой…
Тесты к теме 11:
1. Деньги являются…
а) средством платежа;
б) средством измерения стоимости;
в) средством накопления стоимости;
г) всем вышеперечисленным сразу.
2. Функцией денег является…
а) образование финансовых фондов;
б) предоставление деловой информации;
в) средство обращения;
г) распределение стоимости.
3. Закон денежного обращения определяет…
а) скорость оборота денег;
б) покупательную способность денег;
в) величину денежной массы;
г) уровень инфляции.
4. Ценность современных денег определяется…
а) их золотым содержанием;
б) уровнем цен;
в) абсолютной ликвидностью;
г) количеством денег, находящихся в обращении.
5. Денежный агрегат, который включает в себя наличные деньги и безналичные деньги…
а) М0;
б) М2;
в) М1;
г) М3.
6. К инструментам кредитно-денежной политики относятся:
а) норма обязательного резервирования;
б) операции на открытом рынке с ценными бумагами;
в) пособия по безработице;
г) налоги.
7. Чем бумажные деньги отличаются от кредитных:
а) бумажные деньги - это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записи на банковских счетах;
б) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны;
в) бумажные деньги имели принудительную покупательную способность, а кредитные деньги - это векселя эмиссионного банка;
г) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные деньги используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг.
8. Кредитно-денежная политика проводится:
а) правительством страны;
б) всеми финансово-кредитными учреждениями страны;
в) Центральным банком страны;
г) министерством финансов.
9. Понятие «спрос на деньги» означает:
а) спрос на деньги как средство обращения и спрос на деньги как средство сохранения стоимости;
б) желание держать ценные бумаги, которые при необходимости могут быть использованы для обращения их в деньги по фиксированной цене;
в) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке;
г) желание запасать часть дохода «на черный день».
10. Предложение денег на графике изображается в виде:
а) горизонтальной прямой;
б) пунктирной линией;
в) кривой с отрицательным наклоном;
г) вертикальной прямой.
Задачи к теме 11:
1. При объеме ВНП в 2000 ден. ед. денежная масса в обращении составляет 100 ден. ед. Правительство увеличило денежную массу до 300 ден. ед.
Определите объем ВНП, если цены вырастут в два раза, скорость обращения денег увеличится в полтора раза (ден. ед.).
2. Если количество денег равно 2500 ден. ед., сумма цен товаров равна 13500 ден. ед., скорость обращения денег составляет три оборота, определите, какова величина безналичных платежей в экономике (ден. ед.).
3. Объем ВНП в некоторой условной экономической системе равен 800 трлн ден. ед. Скорость денежного обращения составляет пять оборотов в год, а объем товаров, реализованных с использованием счетов безналичных платежей, составил 300 трлн ден. ед.
Определите, какова величина трансакционного спроса на деньги, т.е. спроса для сделок (трл. ден. ед.)