Какая школа является родоначальником теории предельной полезности?

В г. Смоленске

Методические рекомендации к практическим занятиям и

самостоятельной работе студентов

по дисциплине

ЭКОНОМИКА

(наименование дисциплины)

Смоленск – 2015 г.

содержание

1. Общие сведения о практических занятиях и самостоятельной работе студентов…………..
1.1. Общие сведения о структуре и темах практических занятий дисциплины………..
1.2. Общие сведения о самостоятельной работе студентов по дисциплине…………....
1.3. Общие сведения о выполнении расчетно-графической работы по дисциплине…..
1.4. Общие сведения о подготовке к зачету по дисциплине……………………………..
2. Содержание практических занятий и самостоятельной работы студентов………………….
Тема 1. Введение в экономику …………………………………………………………….
Тема 2. Понятие ресурсных ограничений в экономике ………………………………….
Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования …………………………………
Тема 4. Конкуренция и рыночные структуры…………………………………………….
Тема 5. Теории производства……………………………………………………………....
Тема 6. Издержки производства, их сущность…………………………………………....
Тема 7. Национальная экономика как целое……………………………………………...
Тема 8. Макроэкономическое равновесие………………………………………………...
Тема 9. Экономические циклы…………………………………………………………….
Тема 10. Инфляция и безработица………………………………………………………...
Тема 11. Кредитно-денежная система и Кредитно-денежная политика государства….
Тема 12. Бюджетно-налоговая политика государства…………………………………....
Тема 13. Экономический рост……………………………………………………………...
Тема 14. Мировое хозяйство и международные экономические отношения…………..
Тема 15. Международная валютно-финансовая система. Валютный курс. Платежный баланс…………………………………………………………………………………………………...
3. Критерии оценки работы студента на практическом (семинарском) занятии………………
4. Критерии оценки самостоятельной работы студента…………………………………………

1. Общие сведения о практических занятиях и самостоятельной работе студентов

1.1. Общие сведения о структуре и темах практических занятий дисциплины

Цель практических занятий– овладение студентами практическими навыками систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в области экономики опираясь на рекомендуемые источники для изучения дисциплины «Экономика».

Процесс освоения студентами дисциплины «Экономика» включает 15 тем, 18 практических занятий (всего – 36 часов). Практические занятия по дисциплине «Экономика» проводятся в соответствии с рабочей программой.

Структура и темы практических занятий сведены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура и темы практических занятий по дисциплине «Экономика»

№ практического занятия Темы практических занятий в разрезе тем лекций Всего часов на тему
  Тема 1. Введение в экономику  
1. Основные этапы развития экономической науки
2. Предмет, методы и функции экономики
  Тема 2. Понятие ресурсных ограничений в экономике  
3. Понятие ресурсных ограничений в экономике. Производственные силы и факторы производства
  Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования  
4. Сущность, функции и роль рынка
5. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения
  Тема 4. Конкуренция и рыночные структуры  
6. Условия становления конкуренции и ее виды
  Тема 5. Теории производства  
7. Производство и производственная функция
  Тема 6. Издержки производства, их сущность  
8. Издержки производства: сущность, виды, классификация
  Тема 7. Национальная экономика как целое  
9. Сущность, основные черты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели
  Тема 8. Макроэкономическое равновесие  
10. Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы, на них влияющие. Модель АD – АS
11. Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия
  Тема 9. Экономические циклы  
12. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность
  Тема 10. Инфляция и безработица  
13. Виды и причины возникновения инфляции. Формы безработицы и ее естественный уровень
  Тема 11. Кредитно-денежная система и Кредитно-денежная политика государства  
14. Денежная система и денежный рынок. Кредитно-денежная политика государства
  Тема 12. Бюджетно-налоговая политика государства  
15. Сущность и роль бюджета государства
  Тема 13. Экономический рост  
16. Понятие, типы, показатели, условия, проблемы и факторы экономического роста
  Тема 14. Мировое хозяйство и международные экономические отношения  
17. Мировое хозяйство и мировой рынок
  Тема 15. Международная валютно-финансовая система. Валютный курс. Платежный баланс  
18. Валюта, валютные курсы и рынки как основные элементы мировой валютной системы. Платежный баланс
  Итого

1.2. Общие сведения о самостоятельной работе студентов по дисциплине

Цель самостоятельной работы студента – осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономика» проводится в соответствии с рабочей программой. Трудоемкость и виды самостоятельной работы студентов сведены в таблице 2.

Таблица 2 - Трудоемкость и виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»

Вид работ Трудоёмкость, ЗЕТ/ час
Изучение материалов лекций (лк) 0,5/18
Подготовка к практическим занятиям (пз) 0,5/18
Выполнение расчетно-графической работы 0,25/9
Самостоятельное изучение дополнительных материалов дисциплины (СРС) 0,33/12
Подготовка к тестированию 0,42/15
Подготовка к зачету с оценкой 0,5/18
Всего: 2,5/90

1.3. Общие сведения о выполнении расчетно-графической работы по дисциплине

Выполнение расчетно-графической работы предусматривает установление сроков промежуточного контроля и трудоемкость соответствующих этапов (всего – 9 часов):

8 учебная неделя - готовность 50% (4 часа),

12 учебная неделя - готовность 90% (3 часа),

15 учебная неделя - оформление расчетно-графической работы, готовность 100% (2 часа).

Методические указания по выполнению расчетно-графической работы приведены в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (ргр).

1.4. Общие сведения о подготовке к зачету по дисциплине

Зачет по дисциплине проводится в форме тестирования. При подготовке к зачету в дополнение к изучению конспектов лекций необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной к рабочей программе. При подготовке к зачету нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания учебного материала.

По дисциплине «Экономика» предусмотрено на подготовку к зачету 18 часов самостоятельной работы.

Перечень вопросов к зачету по дисциплине

1. Предмет и функции экономической науки.

2. Методы исследования экономической науки. Классификация законов.

3. Экономические законы и экономические категории. Функции экономической науки.

4. Основные этапы развития экономической науки.

5. Экономические проблемы общества.

6. Понятия ресурсных ограничений в экономике. Факторы производства.

7. Производственные силы и факторы производства. Кривая производственных возможностей.

8. Сущность рынка, его роль и функции.

9. Структура и основные типы рынков.

10. Спрос и факторы, его определяющие. Изменение спроса.

11. Предложение и факторы, на него влияющие.

12. Изменения в предложении.

13. Рыночная цена. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия.

14. Нарушение рыночного равновесия со стороны спроса и предложения.

15. Эластичность спроса. Виды эластичности. Эластичность спроса по цене.

16. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

17. Эластичность предложения. Изменения в предложении (график).

18. Теории производства.

19. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Эффект масштаба. Изокванта.

20. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Производственная функция.

21. Издержки производства.

22. Виды издержек.

23. Явные и неявные издержки. Виды издержек.

24. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве.

25. Сущность, основные черты макроэкономики.

26. Система национальных счетов, ее основные макроэкономические показатели.

27. Валовой внутренний продукт и методы его расчета.

28. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.

29. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

30. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

31. Понятие цикла, причины цикличности экономики. Фаза кризиса.

32. Тренд и циклические колебания реального ВВП. Характеристика фаз цикла.

33. Теории экономических циклов и их модели.

34. Формула расчета акселератора, его суть и значение. Виды циклов.

35. Рынок труда.Спрос и предложение труда.

36. Формы безработицы и ее уровень. Закон Оукена.

37. Виды инфляция. Инфляция спроса, график. Инфляционный налог.

38. Инфляция предложения, график. Социально-экономические последствия инфляции.

39. Кривая Филлипса.

40. Антиинфляционная политика государства.

41. Сущность денег и их функции. Денежная система.

42. Спрос, предложение и равновесие на денежном рынке. Современная структура денежной массы.

43. Денежная база. Денежный мультипликатор.

44. Государственное регулирование денежной сферы.

45. Современная структура денежной массы.

46. Банковская система. Классификация коммерческих банков.

47. Банковское дело. Банковские операции.

48. Денежно – кредитная политика. Сущность и формы кредитов.

49. Сущность и роль бюджета государства.

50. Налоги и их виды. Кривая Лаффера. Мультипликатор государственных расходов.

51. Структура расходов федерального бюджета. Бюджетный дефицит и профицит

52. Концепции бюджетной политики. Определение сеньоража. Государственный долг.

53. Международные аспекты экономической теории. Сущность мировой экономики.

54. Мировое разделение труда. Мировой рынок. Мировое хозяйство, характерные черты.

55. Становление международной торговли и ее значение.

56. Теоретические основы международной торговли: меркантилистская теория, теория абсолютных преимуществ.

57. Теоретические основы международной торговли: теория сравнительных преимуществ.

58. Теоретические основы международной торговли: теория соотношения факторов производства, парадокс Леонтьева.

59. Теоретические основы международной торговли: теорема Рыбчинского, модель технологического разрыва.

60. Теоретические основы международной торговли: теория конкурентных преимуществ.

61. Международная валютно-финансовая система. Конвертируемость валюты.

62. Котировки валютного курса. Расчетные виды валютного курса.

63. Равновесный валютный курс. Расчетные виды валютного курса.

64. Платежный баланс - структура и взаимосвязь счетов.

2. Содержание практических занятий и самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в экономику

1.1. Основные этапы развития экономической науки. Предмет и функции экономики. Экономические законы и категории. Методы исследования экономики. (Лекция 1)

1.2. Этапы развития экономической науки: Меркантилизм как первая школа экономической теории. Классическая школа физиократов. Классическая политическая экономия. Марксистская экономическая теория. Неоклассическая теория – Маржинализм. Кейнсианство. Монетаризм. Теория экономики предложения. Институционализм. Отечественные экономические школы. (Самостоятельное изучение)

Практическое занятие 1. Основные этапы развития экономической науки. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к п.1.2 темы 1.

2. Письменное тестирование по тестам к п.1.2 темы 1.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

Практическое занятие 2. Предмет, методы и функции экономики. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к п.1.1 темы 1.

2. Письменное тестирование по тестам к п.1.1 темы 1.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

Самостоятельная работа по теме 1 (7 часов), в т.ч. по видам работ:

а) изучение материала лекции 1 (2 часа);

б) самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 1: «Этапы развития экономической науки: Меркантилизм как первая школа экономической теории. Классическая школа физиократов. Классическая политическая экономия. Марксистская экономическая теория. Неоклассическая теория – Маржинализм. Кейнсианство. Монетаризм. Теория экономики предложения. Институционализм. Отечественные экономические школы» (2 часа);

в) подготовка к тестированию (1 час);

г) подготовка к практическим занятиям 1 и 2 (2 часа).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 1.

а) изучение материалов лекции.

При подготовке к лекции по теме 1 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 1, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».

При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 1, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.

б) самостоятельное изучение отдельных вопросов темы.

Самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 1: «Меркантилизм как первая школа экономической теории. Классическая школа физиократов. Классическая политическая экономия. Марксистская экономическая теория. Неоклассическая теория – Маржинализм. Кейнсианство. Монетаризм. Теория экономики предложения. Институционализм. Отечественные экономические школы» предполагает написание конспекта с использованием рекомендуемой литературы.

В конспекте необходимо по каждой школе экономической мысли привести этапы ее становления и развития, основных представителей, основные положения и выводы, достоинства и недостатки.

в) подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям 1 и 2 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическим занятиям 1 и 2 предполагает подготовку докладов и тестирование.

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 1 осуществляется на практических занятиях 1 и 2. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическим занятиям, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 1:

п.1.1:

1. Перечислите этапы развития экономической науки?

2. Назовите представителей меркантилизма - как первой школы экономической теории и в чем заключалась суть этой теории?

3. В чем заключалась суть классической школы физиократов?

4. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократии?

5. Назовите представителей классической политической экономии.

6. Почему учение А. Смита и Д. Рикардо называют классическим?

7. В чем заключается суть марксистской экономической теории?

8. Неоклассическая теория – Маржинализм. Назовите представителей и в чем, заключается суть данного направления?

9. Кейнсианство и Монетаризм. Назовите представителей и в чем, заключается суть каждого направления?

10. Перечислите и охарактеризуйте современные школы экономической мысли?

п.1.2:

11. Предмет и функции экономики.

12.Экономические законы и категории.

13. Методы исследования экономики.

14. Что изучает экономика, или что составляет предмет экономики?

15. Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»?

16. Перечислите основные методы исследования применяемые для анализа различных экономических ситуаций и проблем?

17. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории?

18. Определите различия между позитивными и нормативными утверждениями. Приведите примеры тех и других?

19. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы?

Доклады к теме 1:

1. Экономические учения древности.

2. История развития основных экономических школ (по выбору студента).

3. Философия - основа экономической теории.

4. Вклад А. Маршалла в развитие экономической теории.

5. Отечественные направления экономической мысли.

6. Применение экономических концепций в современной России.

7. Классическая школа политэкономии: истоки и современность.

8. Институционализм: основные вопросы.

9. Кейнс: интеллектуальная биография.

10. Милтон Фридмен: интеллектуальная биография.

11. Новая институциональная теория в экономике.

12. Вклад российской экономической мысли в развитие экономической мысли.

13. Выдающиеся русские экономисты.

14. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

15. Экономическая политика как способ реализации экономических целей.

16. Модели поведения человека в экономической теории.

17. Становление и развитие предмета и метода экономической науки.

18. Роль экономической теории в развитии хозяйства и ее место в системе экономических наук.

19. Функции экономической теории и их реализация в современный период развития хозяйства.

20. Методология современной экономической науки: основные черты и характерные отличия от других наук.

21. Экономический человек прошлого, настоящего и будущего: сходства и различия.

22. Рациональное экономическое поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители принятия решений.

23. Практическая функция экономической теории и ее реализация в современный период развития хозяйства.

24. Позитивная наука, нормативная наука и экономическая политика: взаимосвязь и основания разделения.

25. Теория экономического развития: концепции и проблемы с позиций современной науки.

Тесты к теме 1:

п.1.1:

1. Экономика – это наука…

а) о том, как улучшить личное экономическое положение;

б) о регулировании государством национальной экономики;

в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей;

г) о том, как общество решает вопросы: что, как и для кого производить.

2. Пара понятий, отражающих фундаментальную проблему экономики:

а) спрос и предложение;

б) производство и потребление;

в) предпринимательство и прибыль;

г) ограниченность и выбор.

3. Основная функция экономической науки:

а) контрольная;

б) распределительная;

в) познавательная;

г) регулирующая.

4. Ограниченность (редкость) ресурсов – это проблема, которая…

а) существует только в бедных странах;

б) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства общества;

в) связана с определенными типами систем;

г) зависит от политической ситуации в стране.

5. Нормативная экономическая теория…

а) отвечает на вопрос: что есть;

б) предлагает рецепты действий и отвечает на вопрос: что должно быть;

в) изучает факты и зависимости между ними;

г) описывает тенденции развития.

6. Экономическая модель не способна…

а) объяснить законы функционирования реальной экономики;

б) отразить все реальности экономического развития общества;

в) дать обобщённое представление о том или ином фрагменте экономического развития общества;

г) подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы.

7. Систематизация и обобщение фактов, выявление на их основе некой закономерности является…

а) гипотетическим методом;

б) эмпирическим методом;

в) индуктивным методом;

г) дедуктивным методом.

8. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ…

а) гипотетический;

б) микроэкономический;

в) макроэкономический;

г) позитивный.

9. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает…

а) проблемы ускорения экономического роста;

б) организацию деятельности отдельных фирм;

в) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов;

г) как обществу достигнуть полной занятости.

10. Предметом исследования макроэкономики является:

а) уровень безработицы в стране;

б) установление относительных цен на рынке факторов производства;

в) определение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции.

п.1.2:

Тема 5. Теории производства

Формы производства. Виды производственных ресурсов. Производственная функция и ее свойства. Деятельность фирмы в краткосрочном и в долгосрочном периодах. (Лекция 7)

Практическое занятие 7. Производство и производственная функция. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 5.

2. Письменное тестирование по тестам к теме 5.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

5. Решение задач.

Самостоятельная работа по теме 5 (4 часа), в т.ч. по видам работ:

а) изучение материалов лекции 7 (2 часа);

б) подготовка к тестированию (1 час);

в) подготовка к практическому занятию 7 (1 час).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 5.

а) изучение материалов лекции.

При подготовке к лекции по теме 5 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 5, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».

При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 5, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.

б) подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию 7 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическому занятию 7 предполагает подготовку докладов и тестирование.

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 5 осуществляется на практическом занятии 7. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 5:

1. Дайте определение понятия «производство»?

2. Перечислите и охарактеризуйте виды производственных ресурсов.

3. Какую зависимость показывает производственная функция?

4. Какая производственная функция применяется в теории производства?

5. Самостоятельно постройте изокванту и объясните суть построения.

6. Перечислите свойства производственной функции.

7. Охарактеризуйте деятельность фирмы в краткосрочном периоде.

8. Эффект масштаба.

9. Охарактеризуйте деятельность фирмы в долгосрочном периоде.

10. С помощью, каких величин определяется влияние переменного фактора на рост продукции?

11. Назовите методику расчета общего продукта (ТР), среднего продукта (АР) ипредельного продукта (МР).

Доклады к теме 5:

1. История возникновения предпринимательства.

2. Фирма в рыночной экономике.

3. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ (на выбор студента).

4. Развитие малого предпринимательства в России.

5. Корпоративная форма бизнеса.

Тесты к теме 5:

1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к факторам производства:

а) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы);

б) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг;

в) оборудование, станки, машины, сырье;

г) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать;

д) способы производства товаров и услуг (технология);

е) информационный фактор;

ж) экологический фактор;

з) все предыдущие ответы верны.

2. Изокванта - это линия, которая указывает:

а) множество комбинаций цен на ресурсы;

б) множество всех комбинаций ресурсов, которые могли бы быть приобрете­ны предприятием при определенной сумме расходов;

в) множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы в производстве одного продукта;

г) множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы в производстве данного объема продукции.

3. Производство эффективно, если:

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

б) полное использование всех имеющихся ресурсов;

в) полное использование производственных ресурсов;

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства.

4. В микроэкономическом анализе под производством понимается:

а) процесс преобразования производственных ресурсов в блага;

б) процесс создания материальных благ;

в) множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы в производстве одного продукта;

г) процесс, посредством которого решается проблема редкости благ.

5. Производственная функция выражает зависимость между любым возможным объемом выпуска и количеством применяемых факторов:

а) да;

б) нет.

6. Средний продукт - это объем производства:

а) от использования единицы постоянного фактора;

б) от использования единицы переменного фактора;

в) от использования дополнительной единицы переменного ресурса;

г) в ренте на единицу данного ресурса.

7. Предельный продукт - это прирост общего объема производства в результате:

а) применения дополнительной единицы ресурса;

б) применения дополнительной единицы труда;

в) роста производительности труда;

г) все ответы неверны.

8. Производственная функция показывает:

а) какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска;

б) наиболее выгодный для фирмы выпуск при данных ценах на ресурсы;

в) максимальное количество продукта, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов;

г) минимальное количество продукции, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов.

9. Определите, какая из перечисленных комбинаций значений общего продукта иллюстрирует закон убывающей предельной производительности фактора производства:

а) 2500, 1500, 1250, 1200;

б) 2500, 5000, 8000, 12000;

в) 2500, 3000, 3200, 3300;

г) 2500, 3500, 3600, 3800.

Тема 9. Экономические циклы

Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор. (Самостоятельное изучение)

Практическое занятие 12. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 9.

2. Письменное тестирование по тестам к теме 9.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов на самостоятельное изучение.

Самостоятельная работа по теме 9 (3 часа), в т.ч. по видам работ:

а) самостоятельное изучение вопросов темы 9: «Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор» (1 час);

б) подготовка к тестированию (1 час);

в) подготовка к практическому занятию 12 (1 час).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 9.

а) самостоятельное изучение вопросов темы.

Самостоятельное изучение вопросов темы 9: «Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор» предполагает написание конспекта используя рекомендуемую литературу.

б) подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическому занятию 12 необходимо изучить настоящие методические указания и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическому занятию 12 предполагает подготовку докладов и тестирование.

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 9 осуществляется на практическом занятии 12. Формы контроля: устный опрос по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Что означает термин «экономический цикл»?

2. Дайте определение термина «цикличность»?

3. Перечислите основные виды экономических циклов.

4. Рассмотрите теории экономических циклов и их модели.

5. Дайте определение термина «тренд»?

6. Изобразите графически тренд и циклические колебания реального ВВП.

7. Какие экономические процессы характеризуют каждую фазу экономического цикла?

8. Объясните сущность и расчет акселератора.

Доклады к теме 9:

1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики. Эконо­мические кризисы.

2. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева.

3. Возможности воздействия на колебательное развитие экономики природных, психологических и других факторов.

4. Кейнсианская школа и теория экономического цикла Хикса (торгово-промышленный цикл).

5. Структура и фаза цикла деловой активности. Прогнозирование экономической активности.

6. Использование принципа акселерации при анализе циклических колебаний.

7. Структурный кризис в российской экономике и спад производства.

8. Альтернативные концепции стабилизации экономики и выхода из кризисного состояния.

9. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.

10. Длинные волны экономического развития. Циклы Н.Д. Кондратьева.

11. Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой…

Тесты к теме 9:

1. Закономерность долговременного экономического развития в том:

а) что оно является равномерным;

б) что оно является циклическим.

2. Циклический характер развития экономики проявляется:

а) в колебаниях экономической конъюнктуры, имеющих периодический характер;

б) в периодических спадах деловой активности;

в) в периодических подъемах деловой активности.

3. Фазами промышленного цикла принято считать:

а) бум, подъема, оживление и рост экономики;

б) депрессию, спад, падение деловой активности;

в) кризис, депрессию, оживление, подъем.

4. В период кризисного падения производства наблюдается:

а) рост безработицы;

б) падение безработицы;

в) занятость остается неизменной.

5. В период оживления экономики:

а) реальный объем производства увеличивается;

б) номинальный объем производства увеличивается;

в) номинальный объем производства остается без изменений;

г) уменьшается реальный объем производства, а номинальный растет.

6. Продолжительность экономического цикла составляет:

а) один год;

б) пять лет;

в) десять лет;

г) нельзя дать однозначного ответа.

7. В период кризисного падения производства наблюдается:

а) рост безработицы;

б) падение безработицы;

в) занятость остается неизменной.

8. В теории экономического цикла изучается:

а) механизм согласования планов фирм, потребителей, государства;

б) причины колебаний реального объема национального производства, факторы и условия устойчивого равновесного роста экономики.

в) структура ВВП страны.

9. К среднесрочным экономическим циклам относятся колебания экономической конъюнктуры с периодом:

а) 50 и более лет;

б) 30 лет;

в) 10 лет;

г) 1 год.

10. Причиной, вызывающей экономические циклы, считал воздействие на людей пятен на Солнце:

а) У. С. Джевонс;

б) С. де. Сисмонди;

в) И. Фишер;

г) М.И. Туган-Барановский.

11. Причиной, вызывающей экономические циклы, считал превышение производства средства производства над производством потребительских товаров:

а) У. Джевонс;

б) И. Фишер;

в) М. Фридмен;

г) М.И. Туган-Барановский.

12. Циклический характер экономического развития характерен для:

а) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

13. Экономический цикл связан с:

а) действием только внешних факторов;

б) действием внешних и внутренних факторов;

в) факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса;

г) факторами, преимущественно влияющими на динамику предложения.

14. Среднесрочные экономические циклы названы в честь их первооткрывателя циклами:

а) Китчина;

б) Жугляра;

в) Кондратьева;

г) Кузнеца;

д) Тоффлера.

15. На рисунке дано графическое представление развития национальной эконо­мики на протяжении ряда лет.

Какая школа является родоначальником теории предельной полезности? - student2.ru

Переход экономики из точки В1в точку С1, называется:

а) циклом;

б) депрессией;

в) спадом;

г) кризисом.

16. В процессе циклического развития:

а) уровень занятости изменяется в том же направлении, что и реальный объем ВНП;

б) уровень занятости постоянно снижается;

в) уровень занятости изменяется в том же направлении, что и номинальный объем ВНП.

г) нельзя дать однозначный ответ.

Тема 13. Экономический рост

Понятие экономического роста. Условия экономического роста. Показатели экономического роста. Типы экономического роста. П

Наши рекомендации