Департамент экономической теории

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Под ред. проф. Толкачёва С.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Для студентов, обучающихся по направлению

Экономика»

Одобрено Департаментом экономической теории

(протокол № 14 от 14 июня 2017 г.)

Москва 2017

ББК 65.012.1я73

М 59

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 - «Экономика» (программа подготовки бакалавров) /Под ред. проф. С.А. Толкачёва. - М.: Финансовый университет, Департамент экономической теории, 2017. – 51 с.

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом Департамента экономической теории ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» под руководством д.э.н., проф. Толкачева С.А. и содержат основные требования, этапы написания курсовой работы, критерии оценки, примерную тематику курсовых работ, приложения.

Авторский коллектив: д.э.н., проф. Толкачев С.А,

К.э.н., проф. Н.Н. Соловых, к.э.н., доц. Г.А. Терская.

В актуализации тематики курсовых работ приняли участие:

Алленых М.А., Арефьев П.В., Богомолов Е.В., Буевич А.П., Варвус С.А., Дементьев В.В., Дядунов Д.В., Карамова О.В., Колодняя Г.В., Комолов И.И., Королева И. В., Корольков В.Е., Найдёнова Е.М., Николайчук О.А., Нуреев Р.М., Орусова О.В., Петухов В.А., Семенова Н.М., Скалкин В.В., Слободяник В.В., Смирнова И.А., Соловых Н.Н., Терская Г.А., Толкачев С.А., Юданов А.Ю.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Компьютерный набор, верстка: Соловых Н.Н., Терская Г.А.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,6. Изд. № ____ Тираж 30 экз. Заказ № _____

Отпечатано в Финансовом университете

© Коллектив авторов, 2017.

© Финансовый университет, 2017.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи выполнения курсовой работы….………………..…
Выбор темы курсовой работы……………………………………………
Подбор, изучение литературы и составление ее списка…...…………...
Структура и содержание курсовой работы………………………..…….
Оформление курсовых работ ……………………………………..…….
Порядок представления и рассмотрения курсовых работ………..….
Подготовка к защите курсовой работы и ее защита …………………..
Примеры библиографического описания…………………………….…
Примерная тематика курсовых работ………………………………….
Российские ресурсы Интернета…………………………………………
Зарубежные ресурсы Интернета………………………………………..
Приложения………………………………………………………………


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплинам «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика» выполняется студентами, обучающимися по направлению 38.03.01 – «Экономика» на заключительном этапе изучения дисциплины. Научная работа в университете - важный элемент процесса подготовки высококвалифицированного специалиста, поскольку предполагает изучение научной литературы по заинтересовавшей студента проблеме и выбранной теме, сопоставление идей и мнений различных экономистов, выработку собственной позиции.

Выполнение курсовой работы осуществляется в целях:

· систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических знаний и практических умений;

· выработки навыков творческого мышления и умения принимать обоснованные в теоретическом и практическом отношении решения поставленных задач, воспитания чувства ответственности за качество принятых решений;

· самостоятельного анализа проблемных ситуаций с учетом методологических возможностей современных экономических теорий;

· выработки умения анализировать современные явления экономической жизни общества, соотносить и сравнивать достижения разных экономических школ в разработке тех или иных категорий и концепций экономической теории; делать на основе этого научно-обоснованные теоретические и практические выводы; самостоятельно ставить проблемы и решать их методами микро- и макроанализа;

· использования инструментария микро- и макроэкономики для моделирования возможного поведения экономических агентов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию и навыков работы с научной литературой – монографиями, статьями из научных журналов, газет, статистическими сборниками, литературой на иностранных языках;

· развития умения применять экономико-математические методы, современные методы организационного, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений и др.;

· решения практических задач, требующих аналитических расчетов и графических построений;

· выработки навыков оформления выводов и предложений по теоретической и практической частям курсовой работы.

Важным моментом при выполнении курсовой работы является возможность индивидуальной работы студента с преподавателем – научным руководителем. Именно с научным руководителем студент согласовывает план и структуру курсовой работы, обсуждает ее основные положения.

Индивидуальное консультирование проводится в соответствии с графиком консультаций научного руководителя.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Примерная тематика курсовых работ ежегодно утверждается Департаментом экономической теории.

Студент выбирает тему самостоятельно в соответствии с прилагаемой Тематикой курсовых работ и своим научным интересом, что позволяет ему существенно расширить знания по изучаемой дисциплине.

Для студента очно-заочной формы обучения важно, чтобы выбранная им тема в той или иной степени была связана с его практической деятельностью, с тем, чтобы при выполнении работы можно было использовать конкретный фактический материал о деятельности своей организации.

В перечне курсовых работ нет легких или очень сложных тем. Чтобы их раскрыть, необходимы соответствующие знания, источником которых являются не только лекции, но и литература как отечественных, так и зарубежных авторов, материалы периодических изданий, ресурсов Интернета.

Курсовая работа на актуальную тему дает возможность студенту подготовить доклад на научную конференцию или материал для участия в региональном, российском или международном конкурсе научных студенческих работ, написать и опубликовать статью.

ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

И СОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ СПИСКА

Студент после выбора темы курсовой работы должен самостоятельно подобрать необходимую литературу (не менее 15 источников), используя предметные, алфавитные и электронные каталоги фондов библиотеки Университета, а также фондов Российской государственной библиотеки или иных научных библиотек. Отметим, что курсовая работа не пишется только на основе учебной литературы. Необходимо ознакомиться с нормативными документами по данной теме, монографиями, статистическими справочниками, а также статьями, публикуемыми в журналах и газетах.

Чтение монографий и статей нужно начинать в порядке, обратном хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д. Помимо книг и статей, следует использовать экономические энциклопедии и словари. При работе с различными публикациями необходимо обращать внимание на сноски и библиографические списки, приводимые в них – они дают информацию о дополнительных источниках.

Важнейшее требование, предъявляемое к курсовой работе – самостоятельность. От студента, изучающего экономическую теорию, микро- и макроэкономику, не требуется, чтобы в курсовой работе он открывал новые научные истины, но он обязан в процессе работы над темой выработать самостоятельное суждение об изучаемой проблеме, с точки зрения уже открытых в экономической науке истин, и выразить свою позицию.

Не следует заимствовать текст из источников дословно. Механическое списывание опубликованных работ не принесет удовлетворительной оценки.

Чтобы хорошо понять содержание книги или статьи, читать её надо внимательно, вдумчиво, стараясь выявить существенное.

Основным методом изучения литературы является ее конспектирование. Конспект можно составлять в виде:

· тезисов (сжатого изложения основных идей прочитанного

материала);

· аннотации (очень краткого изложения содержания прочитанной работы);

· резюме (краткой оценки прочитанного, отражающей выводы);

· развернутого конспекта.

В последующем законспектированный материал редактируется и создаётся отдельный фрагмент будущей работы, представляющий собой связанное и сжатое изложение обработанного материала. При использовании средств компьютерной техники целесообразно конспектировать путём набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы.

Если по изучаемой проблеме в экономической литературе ведутся дискуссии, то необходимо определить точку зрения автора и свое отношение к данному вопросу.

При конспектировании материала не забывайте указывать фамилию автора произведения, название работы, издательство, год ее выпуска, страницу.

В ссылках на журнальную статью (документ) в тексте сноски указываются ее полные библиографические данные , а также название журнала, год и номер выпуска, страница.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или документу, то ссылку следует начинать словами: Цит. по:, либо Цит. по кн.:, либо Цит. по ст.:. Например,: Цит. по: Рязанов В.Т. Хозяйственный строй России: на пути к другой экономике. Сб. статей. – СПб.: Питер, 2016. С. 445.

При оформлении в курсовой работе сносок предпочтительным является подстрочный вариант (постраничный) со сквозной их нумерацией. Такое расположение сносок, во-первых, удобно для чтения и работы с текстом, а, во-вторых, при внесении в него изменений и дополнений сноски практически «застрахованы» от сбоя в нумерации. Данное обстоятельство существенно облегчает студенту работу над текстом и экономит время. Современные текстовые редакторы Microsoft Word позволяют без труда устанавливать в автоматическом режиме сноски такого вида.

При использовании материалов из Интернет-источников следует указывать автора, название работы, сайт (См.: Приложение 5).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Костяк курсовой работы, ее основа – это план. От правильного его составления во многом зависит содержание, раскрытие темы, логическая связь частей курсовой работы и их качество.

Составляется он только после изучения литературы (учебной и научной), материалов периодических изданий и статистических сборников, Интернет-ресурсов, рекомендованных к соответствующей теме в Примерных планах семинарских занятий по экономической теории, микро- или макроэкономике.

Предварительный вариант плана курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

План курсовой работы должен включать:

· Введение;

· Основную часть (2-4 главы);

· Заключение;

· Список литературы;

· Приложения (если это необходимо).

Главы и параграфы Основной части курсовой работы не следует перегружать большим количеством вопросов, так как это приведет к поверхностному изложению материала. Следует остановиться на наиболее важных вопросах темы, раскрывающих ее содержание.

Материал курсовой работы должен быть расположен в следующей последовательности:

· Титульный лист (См.: Приложение 1);

· Оглавление с указанием страниц глав, параграфов курсовой работы, заключения, списка литературы и приложений (См.: Приложение 2);

· Введение;

· Основная часть, включающая не более четырех глав. Каждая глава должна начинаться с новой страницы;

· Заключение, в котором делаются основные выводы по итогам рассмотрения каждого вопроса, главы, обосновываются возможные пути решения поставленных задач (объем: 2-3 страницы);

· Список использованной литературы и других источников (не менее 15).

· Приложения (если они необходимы).

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются цель работы и задачи исследования. Дается краткий обзор использованной литературы, описание структуры работы. Объем введения - 2-3 страницы.

Актуальность изучаемой темы необходимо обосновать, например, тем, что данная проблема в настоящее время действительно представляет интерес для изучения и рассмотрения в силу ее малоизученности или специфичности.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Главное – это отразить суть проблемной ситуации. Краткость в изложении свидетельствует об умении выделить главное, показать, что известно науке, практике, а что необходимо исследовать.

Формулировка цели курсовой работы заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций.Цель исследования выделяется во введении отдельным абзацем.

Исходя из цели, определяются задачи курсовой работы. Они отражают содержание основных разделов (глав, параграфов) работы. Поэтому студенту необходимо обратить особое внимание на формулировку задач, используя такие «ключевые» слова, как: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить и т.п.

В кратком обзоре литературы студент указывает (без подробных библиографических указаний): на работы каких ученых, практиков он опирался при подготовке работы, какие информационные источники использовал.

Описание структуры работы не должно быть подробным. Достаточно кратко описать содержание основных ее разделов.

Пример структуры Введения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы и её актуальность. Проблема занятости населения является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Занятость – необходимое условие воспроизводства населения, поскольку от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство и материальную поддержку тех, кто лишился работы. Занятость – условие осуществления гражданами трудовых функций, обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящих доход (заработок).

Занятость связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой, образом жизни. Поэтому проблемы занятости населения, условия, необходимые для его воспроизводства, в настоящее время приобретают особую актуальность. Эти проблемы оказывают воздействие на экономическую и социальную жизнь общества, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований экономики и создания условий для устойчивого развития той и или иной территории.

Курсовая работа посвящена анализу и выработке методов регулирования рынка труда на макроуровне. В основу исследования положены статистические данные по России. Выводы, сделанные в работе, в которых отражены общие закономерности функционирования рынка труда, могут найти практическое применение при решении проблем занятости в отдельных регионах России.

Степень изученности проблемы. В целом различные вопросы занятости нашли отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных учёных. Основы теории занятости, заложенные представителями классической школы в конце XIX и на протяжении XX в., развивали такие выдающиеся экономисты, как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон, М. Фридмен, Ф. Хаек и многие другие. На рубеже XX — XXI вв. в зарубежной научной литературе исследованием данной проблемы занимались Г. Беккер, Я. Корнай, Р. Коуз, С. Кларк,

Д. Норт, Р. Смит, Г. Стендинг, М. Фишер, Р. Эренберг и другие. Среди российских учёных следует выделить работы Капелюшникова Р.И., Костина JI.A., Котляра А.Э., Масловой И.С., Озерниковой Т.Г., Самарухи В.И., Трофимова Е.А., Чукреева П.А. и других.

Анализ работ по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения теории занятости. Но при всём многообразии имеющегося материала по рынку труда и занятости населения недостаточно внимания уделяется вопросам совершенствования механизма регулирования занятости. Актуальность темы исследования, её практическая значимость определили выбор темы данной курсовой работы.

Целью исследования является анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

· изучение различных моделей рынка труда;

· исследование факторов, влияющих на формирование рынка труда;

· определение специфики и закономерностей функционирования рынка труда;

· выработка основных предложений по совершенствованию регулирования рынка труда на макроуровне.

Объектом исследования является рынок труда России.

Предметом исследования являются рыночные отношения в трудовой сфере, причины и особенности безработицы в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам рынка труда. В качестве информационной базы использованы материалы Госкомстата России.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 35с., 2 рисунка, 3 таблицы), списка использованной литературы и трех приложений.

Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.

В первой главе «Теоретические концепции рынка труда и их эволюция» изучены теоретические подходы к определению рынка труда в современной экономике, раскрыто социально-экономическое содержание понятия «занятость населения».

Во второй главе «Формирование и функционирование рынка труда» выявлены основные проявления деформации рынка труда (на примере структуры занятости населения в России в отдельных регионах).

В третьей главе «Основные направления развития рынка труда и повышения уровня занятости в России» рассмотрены институциональные преобразования в современной экономике России и их влияние на развитие рынка труда, формирование новых форм занятости населения.

В заключении сформулированы основные выводы.

Основная, аналитическая частькурсовой работы должна раскрывать содержание рассматриваемой темы (историю вопроса, уровень разработанности темы, анализ различных точек зрения, позицию автора. Как правило, она содержит 2-4 главы. Каждая глава подразделяется на несколько параграфов. Каждый параграф главы должен иметь заголовок.

В конце параграфа рекомендуется формулировать основные выводы. Это позволит студенту логически связать параграфы между собой и облегчить написание заключения курсовой работы.

Минимальный объем основной части – 22 страницы компьютерного набора шрифтом 14 (без Приложений).

Заключение содержит выводы, к которым пришёл автор в результате исследования, рекомендации. Примерный объем Заключения – 2 страницы.

Пример структуры Заключения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью — анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России, в курсовой работе решены следующие задачи:

1. Определена специфика российского рынка труда.

Особенностью российского рынка труда, отличающей его от моделей рынков труда, сложившихся в странах Центральной и Восточной Европы, является то, что при формировании рынка труда в 90-е годы ХХ в. высвобождение рабочей силы было незначительным, уровень безработицы был сравнительно низким. В условиях экономического спада и сокращения объёмов производства спрос на рабочую силу падал, а рынок труда на это практически не реагировал, во всяком случае, заметного снижения числа занятых не происходило.

С углублением кризисных явлений на рынке труда своеобразную роль амортизатора взял на себя и неформальный рынок труда, где безработные могли получить более или менее стабильные доходы.

2. Определены особенности и исследованы факторы, влияющие на формирование отдельных региональных рынков труда:

· неразвитость транспортной инфраструктуры;

· низкий уровень освоения природных ресурсов;

· низкий уровень развития промышленного производства;

· снижение объёмов сельскохозяйственного производства;

· энергообеспечение.

· уровень жизни и финансовая обеспеченность.

3. Рассчитаны экономические потери от безработицы. При расчёте экономических потерь от безработицы использовался закон А. Оукена.

Расчёты, проведённые автором курсовой работы, показали, что по России наибольшие потери от безработицы имели место в 2008-2009 годах (10,05% ВВП по закону Артура Оукена), что связано с последствиями мирового финансового кризиса, а также в 2014-2015 гг., в период введения США и странами Запада экономических санкций (10,575% ВВП). К концу 2015 года рост численности занятых при существенном снижении уровня безработицы привел к уменьшению потерь от безработицы.

4. Предложены меры по сокращению безработицы и совершенствованию регулирования рынка труда на региональном уровне.

В первую очередь в регионах необходимо развивать малое предпринимательство.

Основными мерами по повышению занятости сельского населения могут стать государственные и внебюджетные инвестиции в сферы сельской экономики, в развитие социальной инфраструктуры села.

Для преодоления безработицы среди молодёжи необходимо введение государственного заказа на подготовку специалистов, подготовленных в рамках целевых программ. Целесообразно поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодёжи.

Для расширения возможностей трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, и многодетных матерей предприятиям и организациям можно рекомендовать использование гибких графиков работы, расширение масштабов организации надомного труда.

В целях расширения возможностей занятости населения с ограниченными возможностями трудоустройства рекомендуется предоставить право региональным и местным органам власти установления налоговых льгот и субсидий предприятиям и организациям, обеспечивающим трудоустройство наименее защищённых групп населения.

Реализация данных мер, по мнению автора курсовой работы, позволит ежегодно создавать новые рабочие места, повысит занятость и доходы населения.

Список использованной литературы составляется в следующей последовательности:

· Законы Российской Федерации;

· Указы президента Российской Федерации;

· Постановления Правительства Российской Федерации;

· Монографии, учебная литература и книги (в алфавитном порядке авторов или названий работ);

· Периодические издания (статьи из журналов: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» (РЭЖ), «Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика», «Финансы», «Финансовый журнал», «Мировая экономика и международные отношения» (МЭ и МО), «Экономист», «Деньги и кредит», «Вопросы экономики и права», «Эксперт» и др.; газет: «Российская газета», Экономика и жизнь» (еженедельник), «Вести», «Экономические новости», «Коммерсант», «Финансовая газета», «Новые известия» и др.);

· Справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники;

· Интернет-ресурсы.

Приложения(таблицы и другие дополнительные материалы исследования).

Подготовленная курсовая работа должна отвечать следующим основным требованиям:

· написана на основе изучения не менее 15 источников информации и содержать ссылки (сноски) на них;

· иметь высокий теоретический уровень и содержать последовательное изложение рассматриваемых вопросов и проблем;

· отражать различные точки зрения экономистов и их подходы к решению дискуссионных вопросов, а также позицию самого студента;

· содержать соответствующий понятийный и терминологический аппарат;

· раскрыть тему и показать умение студента использовать методы экономического анализа: научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, экономико-математические, графические и др.;

· содержать статистический и фактический материал (и их анализ).

Вопросы, возникающие в процессе изучения темы курсовой работы и ее написания, обсуждаются с научным руководителем.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210х297) на компьютере с полями: левое – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее – 25 мм, верхнее – 20 мм. Основной шрифт – Times New Roman 14, межстрочный интервал – полуторный. Допускается использование шрифтов Arial и Courier New для выделения текста.

Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы. Номера проставляются с третьей страницы в середине нижнего поля. На титульном листе и на странице с Оглавлением нумерация не проставляется.

Все разделы курсовой работы (главы и параграфы) должны иметь заголовки и номера. Между заголовком и началом текста нужно пропустить одну строку. Каждую главу работы следует начинать с новой страницы (листа).

Цифровой материал в курсовой работе для лучшей наглядности, сопоставимости и удобства сравнения показателей оформляют в виде таблиц.

Все иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики должны иметь заголовки и нумерацию. Слово «Таблица» пишется полностью, а слово «Рисунок» – сокращенно. Например, Рис. 3.1. (первый рисунок третьей главы).

Допускается нумерация таблиц – сквозная и по главам (напр., Таблица 1, Таблица 2 и т.д., или Таблица 1.1. (первая таблица в первой главе), Таблица 2.1 (первая таблица во второй главе).

Размер шрифта текста в таблицах меньше размера шрифта основного текста на 2 пункта. Название таблицы должно быть точным и кратким и отражать её основное содержание (См.: Приложение 3).

Графики, диаграммы, схемы в тексте именуются рисунками. Название рисунка располагается под рисунком, за его номером (См.: Приложение 4).

Таблицы и рисунки размещаются только после ссылки на них в тексте.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, позиции других авторов и цитаты должны сопровождаться ссылкой на источник.

Формулывыносятся в отдельную строку. Формулы, на которые делаются ссылки в тексте, нумеруются цифрами в круглых скобках, размещаемыми справа от формулы.

Курсовая работа может содержать приложения.Приложение – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, статистические данные, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки.

В приложения не включаются вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения располагают после основного текста.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь заголовок, ссылку на источник. При наличии в работе более одного приложения их следует нумеровать.

Нумерация страниц приложений должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки на них (см.: Приложение).

Каждое приложение имеет самостоятельное значение.

Курсовая работа должна быть вложена в папку-скоросшиватель (папку-файл), иметь титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением 1.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

И ЕЕ ЗАЩИТА

Студент, получив на кафедре курсовую работу вместе с отзывом и ознакомившись с его содержанием, должен подготовиться к её защите, обратив при этом особое внимание на:

· указанные недостатки, требующие доработки, ошибки и рекомендации; готовит ответы на вопросы рецензента, делает письменные дополнения в соответствии с замечаниям в рецензии;

· положительные стороны курсовой работы;

· оценку степени самостоятельности работы.

При этом никакие страницы с пометками научного руководителя из курсовой работы не изымаются и не заменяются.

Дату и время защиты курсовой работы определяет преподаватель –научный руководитель курсовой работы. Защита проводится до экзаменационной сессии и не позднее установленного предельного срока защиты курсовых работ.

Непосредственно перед защитой студенту необходимо ещё раз просмотреть все материалы.

В процессе защиты студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по излагаемым вопросам, ответить на вопросы, поставленные в рецензии, а также на дополнительные вопросы, возникшие в процессе защиты.

Оценка курсовой работы складывается из оценки содержания, оформления и устной защиты выдвинутых в курсовой работе положений и выводов. При этом, если студент дал исчерпывающие ответы на вопросы и замечания, отмеченные в рецензии, на дополнительные вопросы преподавателя, заданные в процессе защиты, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена (на один балл) по сравнению с предварительной оценкой курсовой работы.

Оценку «отлично» (86-100 баллов) получают те студенты, которые успешно защитили курсовую работу, выполненную самостоятельно и творчески с глубоким знанием содержания основных вопросов и литературы по теме. Уровень самостоятельности по системе «Антиплагиат» должен быть не ниже 85%.

Оценка «хорошо» (70-85 баллов) ставится тогда, когда в работе, выполненной на высоком теоретическом уровне, нет элементов творчества.

Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) ставится, когда в работе в целом правильно освещаются основные вопросы темы, но мало самостоятельного изложения, существуют недостатки в логическом обосновании многих положений или содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, когда в работе содержатся ошибки в освещении темы и студент не учел эти замечания в процессе подготовки к защите, не смог дать объяснения теоретическим положениям, выводам, сделанным в курсовой работе. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

В случае неявки на защиту курсовой работы в назначенное время по уважительным причинам, студент согласовывает с научным руководителем другое время защиты (в пределах установленного срока защиты курсовых работ).

Печатный вариант защищенной курсовой работы студенту не возвращается и хранится в архиве Департамента экономической теории. Лучшие курсовые работы, выполненные по наиболее актуальным темам, представляются на университетский конкурс.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший её, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты (при наличии уважительных причин) устанавливается деканом факультета по согласованию с Департаментом.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ[1]

1. Развитие системных методов исследования в экономической теории: экономические модели и эксперименты.

2. Ограниченность ресурсов и возможности экономического развития России.

3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к изучению.

4. Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика.

5. Государственная собственность: индикаторы эффективности.

6. Компании с государственным участием на российском рынке: структура собственности и роль в экономике.

7. Национальная экономическая система и национальная модель экономики (на примере различных стран).

8. «Новая экономика»: содержание, факторы развития.

9. Азиатский способ производства как экономическая система.

10. Индустриальное общество: социально-экономические противоречия.

11. Концепция социального рыночного хозяйства: истоки «немецкого экономического чуда».

12. Экономическая компаративистика: параметры сравнения экономических систем (технико-экономические, отношений собственности, механизмы функционирования экономических систем и др.).

13. Ресурсы экономического роста: возрастание роли человеческого капитала.

14. Современная российская экономика: спрос на человеческий капитал.

15. Эффект и эффективность: технико-экономическая и социально-экономическая эффективность.

16. Эволюция трудовых отношений в США и Японии: общее и различие.

17. Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России (на примере отдельных функций).

18. Индивидуальное поведение: теория потребителя.

19. Потребительский выбор аддиктивных товаров (товаров привыкания) – отклонение от рационального поведения: риски и самоконтроль.

20. Индивидуальное поведение: теория производителя (технологии, минимизация издержек, максимизация прибыли).

21. Теорема Коуза и практические аспекты её применения.

22. Значение оценки эластичности спроса и предложения для предпринимательской практики.

23. Общее равновесие в экономике обмена: Л. Вальрас, В. Парето, Ф. Эджворт.

24. Роль крупных предприятий в экономике России и проблемы повышения их эффективности.

25. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике России.

26. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства.

27. Особенности конкурентных стратегий фирм в сфере услуг.

28. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

29. Фирма как неполный контракт. Теория Гроссмана–Харта.

30. Неоклассическая теория фирмы.

31. Слияния и поглощения: теоретические и практические аспекты.

32. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

33. Стратегические взаимодействия фирм: конкуренция на основе выбора объемов производства (мощностей), конкуренция на основе выбора цен.

34. Преимущества сетевой формы организации бизнеса.

35. Особенности функционирования сетевых компаний в отечественной экономике.

36. Трансакционные издержки как определяющий фактор жизнеспособности фирмы в условиях новой экономики.

37. Реклама как фактор снижения трансакционных издержек.

38. Создание бренда как фактор снижения трансакционных издержек.

39. Трансакционный сектор экономики и пе

Наши рекомендации