Марксистское понимание предмета и метода политической экономии

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте условия зарождения марксизма и назовите его основных представителей.

2. В чем особенности предмета изучения в марксистской теории?

3. Охарактеризуйте основные положения марксизма.

4. В чем по Марксу заключается двойственный характер труда?

5. Расскажите о теории прибавочной стоимости.

6. Прокомментируйте высказывания Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884):

а) «…в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением и этим прямо заявляется, что государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего…Связующей силой цивилизованного общества служит государство, которое во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного эксплуатируемого класса….»

б) «Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства».

Маржиналистская революция

Вопросы и задания:

1. Назовите социально-экономические предпосылки зарождения маржинализма.

2. Как изменился предмет экономической науки в рамках маржиналистской революции?

3. Охарактеризуйте особенности методологии маржинализма.

4. В чем отличия маржинализма от классической политической экономии?

5. В чем представители классической политической экономии видели основные источники богатства?

5. Назовите основных представителей первого этапа маржиналистской революции и охарактеризуйте их вклад в развитие экономической науки.

6. Назовите основных представителей второго этапа маржиналистской революции и охарактеризуйте их вклад в развитие экономической науки.

7. В чем отличие взглядов классиков и маржиналистов на природу стоимости товара?

8. Сделайте вывод о значении маржиналистской революции.

9.Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу(по их собственной оценке), является улучшением» (В. Парето)

б) «Благосостояние наемных работников зависит от того, получают они много или мало; но их позиция по отношению к другим классам – и тем самым устойчивость общественного организма зависит главным образом от того, равняется ли получаемая ими сумма, независимо от ее размера, тому, что они производят. Если они создают небольшую сумму и получают ее полностью, им незачем стремиться к социальной революции; но если бы обнаружилось, что они производят большую сумму и получают только часть ее, то многие стали бы революционерами и были бы правы» (Дж. Б. Кларк)

в) «общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, ил, другими словами, количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены»» (А. Маршалл)

г) «эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса» (А. Маршалл)

д) «неквалифицированных и равнодушных рабочих … можно нанимать за низкую заработную плату» и «нет более настоятельной социальной задачи, чем сокращение численности такого рода рабочей силы» (А. Маршалл)

е) «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.

Следовательно, она, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой—образует часть исследования человека» (А. Маршалл)

ж) «Человеческий характер формировался в процессе его повседневного труда и под воздействием создаваемых им в этом процессе материальных ресурсов, причем в гораздо большей степени, чем под влиянием любых других факторов, исключая религиозные идеалы; двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика. Иногда на время возобладал пылкий дух военных или людей искусства, но нигде влияние религиозного и экономического факторов не оттеснялось на второй план даже на короткий срок, и почти всегда эти две силы имели большее значение, чем все другие, вместе взятые. Религиозные мотивы сильнее экономических, но их непосредственное воздействие редко распространяется на столь обширную жизненную сферу. Занятие, с помощью которого человек зарабатывает себе на жизнь, заполняет его мысли в течение подавляющего большинства часов, когда его ум эффективно работает; именно в эти часы его характер формируется под влиянием того, как он использует свои способности в труде, какие мысли и чувства этот труд в нем порождает и какие складываются у него отношения с товарищами по работе, работодателями или его служащими.

з) Очень часто воздействие, оказываемое на характер человека размером его дохода, едва ли меньше — если вообще меньше, —чем воздействие, оказываемое самим способом добывания дохода» (А. Маршалл)


Наши рекомендации