Какие признаки характеризуют рыночную экономическую систему?
1. Рыночная система невозможна без юридического закрепления частной собственности на ограниченные ресурсы, т.е землю, капитал, рабочую силу и предпринимательскую деятельность.
2. Право частной собственности даёт возможность владельцам экономических ресурсов совершенно самостоятельно принимать решения о том, как их использовать.
3. Владельцы частной собственности несут и всю полноту экономической ответственности за выбранные варианты её использования (при удачном решении им достаётся вся выгода, зато при ошибочном решении они рискуют потерей части или даже всей принадлежащей им собственности).
4. Полученная прибыль распределяется владельцем предприятия самостоятельно, в соответствии с личными интересами.
Важнейшими законами, регулирующими рынок, являются
Закон спроса и предложения.
Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса гласит: чем ниже цена товара, тем большее количество покупателей хотят и могут его приобрести. Закон спроса не действует: для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег; при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при переключении спроса на более качественные и дорогие товары. Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, называемые параметрами спроса: величина дохода потребителя; демографические факторы, ожидаемые изменения цен в будущем; вкусы и предпочтения потребителей; мода и пр.
Предложение –связь между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон предложения гласит: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше желания продавца произвести этот товар и предложить его на рынке. На предложение товаров влияют: технический прогресс (уровень технической оснащенности предприятия), цены на ресурсы, количество производителей аналогичной продукции или товаров-заменителей на рынке, уровень налогообложения доходов.
В соответствии со спросом и предложением устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и покупателя, и продавца. Рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объёму предложения ( эта цена не может опускаться ниже цены предложения, иначе продавец попросту разорится, и подниматься выше цены спроса, иначе покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Со времен Адама Смита механизм цен – процедуру формирования и изменения цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов – называют«невидимой рукой рынка».
2. Закон стоимости,в соответствии с которым товары на рынке обмениваются в соответствии со своими стоимостями. Стоимость – это количество труда, которое было затрачено на производство данного товара; чем больше времени уходит на изготовление товара, тем больше его стоимость, а значит и цена (цена– это денежное выражение стоимости).
Рыночная экономика развивается циклически: от подъема к кризису и обратно. Период развития от одного кризиса до другого называют экономическим циклом. Он включает в себя четыре стадии: кризис, депрессию, оживление, подъем. Понимание циклического характера экономического развития необходимо для выработки правильной экономической политики.
Рыночная система выполняет много функций, среди которых главными считаются:
1. посредническая, которая состоит в том, что рынок непосредственно напрямую соединяет производителей товаров и их потребителей.
2.ценообразования, которая реализуется в процессе конкуренции и проявляется в установлении равновесной цены, которая устраивает и покупателей, и продавцов.
3.информационная, суть которой заключается в предоставлении рынком через разброс цен информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.
4.регулирующая, предполагающая перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные
5.санирующая (оздоравливающая), в рамках которой происходит «освобождение» экономики от неэффективной и социально ненужной хозяйственной деятельности (банкротство нерентабельных предприятий).