Вопрос 3. Особенности циклически колебаний в современный период.

После второй мировой войны в механизме циклических колебаний конъюнктуры произошли существенные изменения. В период послевоенной относительной замкнутости национальных экономик, когда государства—победители на некоторое время «разошлись» с побежденными государствами, в мире проявилась некая асинхронность циклов. В то время, как одни страны, экономику которых война затронула мало, закономерно втягивались в кризисную фазу, другие – нуждавшиеся в восстановлении разрушенного хозяйства – вошли в период многолетнего экономического подъема. Такая асинхронность позволяла в течение примерно двух десятилетий крупным частным корпорациям осуществлять маневрирование своими производственными ресурсами между странами (постепенно «взрывая искусственно возведенные политиками межгосударственные перегородки), что способствовало сглаживанию циклических спадов и подъемов в рамках всемирного хозяйства – и последующему восстановлению синхронности циклических колебаний.

В последние десятилетия происходило общее сокращение амплитуды колебаний валового национального продукта, причем средняя высота подъемов сокращалась в значительно меньшей степени, нежели глубина спадов. К тому же сама продолжительность фазы спада постепенно стала намного меньше временной протяженности фазы подъема. Падение национального продукта, подобное тому, которое случилось в США в 1929—1933 гг., когда ВВП снизился здесь на 30%, а безработица достигла уровня 24.9%, сегодня маловероятно. Так, наивысший уровень безработицы в послевоенный период был достигнут в этой стране в 1982 г., когда она приблизилась к отметке 11%. Конечно, опасность кризисов перепроизводства сохраняется и в настоящее время. однако она становится реальностью прежде всего в тех странах, где рыночное хозяйство находится еще в стадии становления. В развитой же рыночной экономике, которая несет в себе больше управляемости, чем стихийности, данную опасность научились парировать с помощью:

— отлаженной системы маркетинга, опирающегося на сбор информации о состоянии и тенденциях изменения спроса на продукцию фирм и прогнозирование его динамики в будущем;

— долгосрочного стратегического планирования хозяйственной деятельности крупных предприятий;

— повышения качества опирающегося на достоверные прогнозы государственного регулирования конъюнктуры. В результате ошибки правительства сегодня уже едва ли могут быть столь чудовищными, как это случилось, скажем, в разгар Великой депрессии в США, когда властями предпринимались настойчивые попытки повысить налоги, сбалансировать федеральный бюджет и сжать денежную массу — хотя с позиций сегодняшнего дня большинство экономистов признают целесообразность как раз обратных действий государства;

— использования новейших информационных технологий, позволяющих предугадывать вероятные изменения спроса, предложения, цен, процентных ставок, курсов акций и т.п. Признак свободного рынка — абсолютная полнота информации — становится сегодня не абстрактным.

— повсеместного перехода на длительные контракты между поставщиками и потребителями. Формируется — в западных терминах — так называемая «контрактная», «организованная» экономика (а не просто рыночная). Главный принцип современного рынка: потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, которую он в принципе может произвести, и лишь затем организует производство. Это — в противоположность рынку—ярмарке, где сначала производится продукция, и лишь затем начинается поиск покупателя. Контракт со взаимными обязательствами сторон радикально меняет положение дел в сфере рыночных отношений. Заранее оговариваются вопросы качества, цены, сроков поставки и т.п. Практически исчезает риск произвести продукцию и не продать ее. На смену ему приходит риск не найти заказчика. Поэтому перепроизводству товаров приходит на смену перепроизводство капитала и, как результат, хроническая недогрузка производственных мощностей.

— увеличения доли сферы услуг в структуре ВВП. В отличие от материальных благ нематериальные услуги (врачей, программистов, банковских служащих и т.п.) невозможно перепроизвести, поскольку процессы их производства и потребления неразделимы во времени.

Существенно изменилась и динамика цен: они могут не снижаться в фазе спада и даже несколько возрастать (хотя и менее быстрыми темпами, чем обычно). Одним из факторов такой стагфляции (пик которой пришелся на середину 70—х гг.) является сохранившаяся в ряде базовых отраслей практика монопольного ценообразования, характеризующаяся стремлением крупных корпораций сознательным сокращением объема производства предотвратить падение цен. Этому же длительное время способствовала кейнсианская традиция наращивания государственных расходов в обстановке экономического спада, предполагавшая дополнительную эмиссионную деятельность государства. Процентные ставки также могут не расти в фазе спада — из—за антикризисной политики центрального банка, который сознательно понижает плату за кредит для сокращения размеров кризисного падения производства и создания инвестиционных возможностей выхода из стагфляции.

Изменение характера циклических колебаний конъюнктуры проявились и в меньшей определенности их фаз, когда несравненно сложнее стало четко отделять их друг от друга. Такое «размывание» фаз цикла связано с развернувшейся в мире научно—технической революцией, которая побуждает предпринимателей обновлять капитал не только при выходе национальной экономики из состояния депрессии, но и на всех других фазах цикла — включая (конечно, в значительно меньшей степени) и «дно» экономического спада.

Особенность современных кризисов: переплетение циклических кризисов с целым рядом не менее тяжелых структурных кризисов: нефтяным, продовольственным, энергетическим, сырьевым, валютным, экологическим, кризисом государственных финансов, кризисом международного разделения труда. Примерами финансовых кризисов могут служить кризис 1997 г. в Юго—Восточной Азии, российский «дефолт» августа 1998 г., финансовый срыв в Бразилии в начале 1999 г. Структурные кризисы порождаются диспропорциями в развитии отдельных сфер, отраслей и регионов национальной экономики. Они:

1) выходят по своей длительности за рамки одного цикла (дольше циклических). Так, аграрные кризисы из—за стремления фермеров расширением (а не сужением) объема производства компенсировать сокращение цен продолжаются десятилетиями.

2) поражают ряд ведущих отраслей, но не выливаются во всеобщее перепроизводство (уже циклических). Так, нефтяной кризис не затронул страны, имеющие собственные источники энергоресурсов (Кувейт и другие). Они, напротив, ускорили свое развитие.

Взаимосвязь циклических и структурных кризисов выражается, в частности, в том, что циклический подъем в условиях обострения экологического кризиса заметно замедляется: правительству приходится выделять немалые бюджетные средства на обеспечение экологической безопасности.

Выход из структурных кризисов сопряжен с проведением структурной перестройки экономики в направлении использования энергосберегающих и других прогрессивных технологий.

Наши рекомендации