Особенности национальной политики в России в современный период

Для российского федерализма как формы государственного устройства и в прошлом и теперь характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федерации.

Национальные проблемы приобрели с 90-х гг. относительную самостоятельность, нередко становятся самодовлеющими, начинают влиять (как положительно, так и отрицательно) на социально-политические, экономические, демографические, культурные процессы, происходящие в регионах.

Выделение национально-этнических факторов и при рассмотрении региональных проблем вполне оправдано: Российская Федерация является не только многонациональным государством, но и включает в свой состав 32 национально-территориальных образования. Известно, что численность русских превышает 120 млн. человек, при этом основная часть размещена на территории России вне автономий и республик. Остальное население России чаще всего делят на 5 групп (по численности этносов): 1) численность более 1 млн. (татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва); 2) численностью от 300 до 990 тысяч человек (чеченцы, удмурты, марийцы, немцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы); 3) численностью от 100 до 300 тысяч человек (кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы), 4) этносы с численностью от 10 до 100 тысяч человек (таких этносов более 30); 5) этносы с численностью от 1 до 10 тысяч человек (таких этносов свыше 20).

По данным журнала "РБК" (№11, 2007 г.) национальный и этнический состав Москвы выглядит следующим образом: русские - 31%, азербайджанцы - 14%, татары, башкиры, чуваши - 10%, украинцы - 9%, корейцы, китайцы, вьетнамцы - 6%, таджики, узбеки, казахи, киргизы - 5%, чеченцы, дагестанцы, ингуши - 4%, армяне - 4%, белорусы - 3%, грузины - 3%, молдаване - 3%, цыгане - 2%, евреи - 1%, другие народы - 5%. В Москве реально проживает свыше 12 млн человек, из них русских – 3.720.000. В столице Государства Российского русские – национальное меньшинство.

Разумеется, далеко не все народы имеют формы государственной самоорганизации (таких национальностей более 80). Среди подобных этносов можно выделить те, которые обладают собственной государственностью за пределами России — украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины, армяне, немцы, корейцы, поляки и др.

На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения страны.

Преобладающая часть народов страны на протяжении веков сложилась как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, общность и союз различных народов».

Следует подчеркнуть, что принципы национально-государственного устройства Российской Федерации отличаются от международно-правовой практики, ибо фактически сущность государственного устройства страны не сводится ни к классической, ни к иной форме унитаризма. За рубежом, как правило, под нацией понимается «согражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство», «монокультурную политическую общность».

Говоря о формировании государственной политики в отношении национальностей, в первую очередь разберемся в понятиях.

Государственная политика в сфере национальных отношений - деятельность государства по созданию оптимальных условий для прогрессивного всестороннего развития народов Рос­сийской Федерации в составе многонационального государства. Понятие «национальная политика» отлично от понятия «государственная политика в сфере национальных отношений», ибо используется, когда речь идет о деятельности государства по защите общегосударственных интересов за его пределами. Кроме того, применительно к России понятие «национальная политика» лишено этнического аспекта, ибо речь идет о защите россиян в целом.

Разработкой государственной политики в сфере национальных отношений занимаются многие государственные и общественные структуры. Так, в 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам федерализма и межнациональных отношений, была одобрена государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления), а также концепция федеральной национальной политики, разработанной Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. В том же 1994 г. в Северо-Кавказском кадровом центре (так раньше называлась Северо-Кавказская академия государственной службы) был проведен целевой семинар по межнациональным отношениям с участием специалистов из аппарата Правительства, Министерства по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации, ведущих ученых Юга России. На этом семинаре рассматривались такие важные вопросы, связанные с региональными этнонациональными отношениями, как реализация принципа федерализма в Конституции РФ и Федеральном договоре, методологические проблемы национальной государственности; региональная экономическая политика и национальные отношения; стратегическое планирование национальных отношений, про­блемы правового регулирования деятельности национальных общественных движений, современные этнополитические процессы на Северном Кавказе; разработка концепции национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе; освещение межнациональных проблем в средствах массовой информации; наука, высшее образование и культура в межнациональных отношениях, национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20—80-е гг. и другие.

Создание оптимальных условий для развития народов Российской Федерации опирается на эффективное разрешение противоречий на основе обеспечения баланса интересов всех народов, всех субъектов Федерации, экономических районов с учетом соблюдения прав человека.

Проблемы государственной политики в отношении национальностей специалисты делят на 3 группы:

1) Государственно-правовые проблемы:

а) обеспечение реального равноправия граждан всех регионов России во всех сферах общественной жизни независимо от национальности, социального положения, места рождения и проживания;

б) создание на федеральном уровне достаточной правовой базы регулирования национальных процессов;

в) укрепление российской государственности в процессе становления федеративных отношений;

г) создание правовой основы национально-культурной автономии в России;

д) завершение намеченных программ по реабилитации депортированных народов;

е) установление в рамках федерального законодательства равного правового статуса всех исповеданий, гарантирование верующим реального равноправия независимо от их численности и национальной принадлежности.

2) Социально-экономические проблемы:

а) реализация экономических интересов народов и регионов с учетом их исторических производственных традиций, потребностей общероссийского рынка, обеспечение равенства возможностей для представителей разных национальностей;

б) развитие хозяйственной основы жизнедеятельности национальных и политических общностей, сохранение традиционных систем их жизнеобеспечения;

в) рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда;

г) соединение процесса федерализации государственного устройства с формированием общероссийского рынка как суммы всех региональных рынков.

3) Духовные проблемы:

а) государственная поддержка национальных языков и национальных культур, реальное равноправие языков народов Российской Федерации, функционирование русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;

б) укрепление центров культуры и образования федерального значения как главного элемента сохранения духовного единства России;

в) распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих российские регионы, пропаганда общенационального мира и согласия, идей духовного единства;

г) развитие и укрепление национальной шкалы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур;

д) создание условий для освоения народами достижений культуры российского общества на всем его историческом пути, включая и культуру, созданную разными поколениями российской интеллигенции за пределами России.

В Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России выделены и основные принципы в сфере национальных отношений. Под этими принципами понимаются основополагающие ценности, которые могут быть внедрены на всех уровнях формирования и осуществления государственной политики в сфере национальных отношений:

1. Безусловное уважение международно-признанных прав и основных свобод граждан независимо от их социального положения, национальности, места проживания.

2. Восстановление справедливости по отношению к депортированным народам, при одновременном исключении новых нарушений прав человека.

3. Равные права национальностей при различных формах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности Российской Федерации.

4. Равные возможности при равной суверенности и ответственности всех регионов — субъектов Федерации.

5. Мирное урегулирование межнациональных конфликтов во всех регионах, отказ при этом от применения силы, кроме адекватных мер со стороны государства при угрозе массового нарушения прав человека.

6. Государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языка и среды обитания.

7. Государственная поддержка национально-культурной автоно­мии, представляющей собой форму культурного самоопреде­ления и самоорганизации народов, этнических групп, национальных меньшинств в целях сохранения и реализации их самобытности.

8. Создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

9. Отказ от жесткой регламентации, попыток давления в отношении национальностей со стороны государства и региональных органов власти. Утверждение принципа вариативности с учетом региональных, национальных, религиозных особенностей субъектов Федерации.

10. Признание позитивного межнационального сотрудничества высшим этическим достижением и его поощрение со стороны государства.

Многие из этих положений были положены в основу Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в мае 1996 г., а 15 июня 1996 г. — Президентом Российской Федерации.

Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов, приорите­тов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ, договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, Всеобщей декларации прав человека, других общепризнанных нормах международного права.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерацииявляются:

— равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— равноправие народов;

— сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

— равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;

— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

— запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжигание национальной и религиозной розни;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;

— поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

Наши рекомендации