Структурно-функциональный подход

Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ— по сути, один из вариантов системного подхода кизучению общества, начало ко­торому положили труды О.Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. BejSepa и П. Соро­кина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современ­ные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя обще­ственные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А. Рапопорта и У.Р. Эшби.

В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т.Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функ­ционирования любого общественного явления и процесса явля­ются действия людей, поэтому чтобы понять содержание и соци­альное значение того или иного общественного явления и процес­са, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность.

Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной сторо­ны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой — регулируются определенными социальными нормами и ценнос­тями, на которые они ориентируются; люди объединяются на ос­нове общих интересов и ценностных ориентации, а также дове­рия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ по­требностей и интересов субъектов социальной деятельности (лич­ностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они ру­ководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.

По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда про­исходит в определенных «структурных рамках» — малых и боль­ших — и в той или иной степени социально организована. Резуль­татом этого является функционирование определенных соци­альных институтов и организаций. Он следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существо­вания любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) воз­можность каждой социальной системы адаптироваться (приспрсобиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей фун­кционирования данной системы; 3) интегративная функция сис­темы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохране­ние социальной системы посредством усвоения всеми ее элемен­тами «норм системы».

Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельно­сти соответствующих социальных институтов - экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как «динамическое ядро со­циальной системы». Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.

По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт мож­но представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей.

Подчеркивается, что «институты и роли сохраняются, в то вре­мя как индивиды приходят и уходят».

Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоя­нии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и прак­тически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы об­щежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения» людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного об­щества.

В своих более поздних трудах - «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных об­ществ» (1971) – Парсонс пытается обосновать с помощью разра­ботанного им "метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования общества является его духовная культура, признавая большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.

Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализ является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разра­ботанная им «теория среднего уровня». Р. Мертон внес суще­ственный вклад в разработку теории функционирования обще­ственных явлений, анализ их функций и дисфункций, т.е. откло­нений, вредных для существования этих явлений.

Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада ин­тереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко использует­ся в изучении явлений общественной жизни.

Наши рекомендации