Государственный бюджет, его доходы и расходы

Финансы государства концентрируются в государственном бюджете. В государственном бюджете определяются источники образования финансов, их распределение и использование. Первая часть государственного бюджета составляет его доходы, а другая часть – расходы.

Доходы государственного бюджета отличаются от доходов реального сектора экономики, где они создаются. Доходы государственного бюджета – по преимуществу переведенные, перераспределенные реальные доходы. Во многих странах от 30 до 55% валового национального дохода переводится в государственный бюджет. По источникам образования доходы делятся на доходы от налогов и неналоговые доходы. Доходы от налогов – основная статья формирования финансовых ресурсов. На них приходится до 80% всех финансовых поступлений в бюджет. Неналоговые доходы включают в себя доходы от приватизации государственных предприятий и продажи государственного имущества, доходы, которые получает государственный сектор, доходы от внешнеторговой деятельности и др.

Расходы государственного бюджета включают в себя такие основные статьи, как расходы на государственное управление, оборону и правоохранительную деятельность, на развитие народного хозяйства и на фундаментальные исследования, на социальные услуги, на выплаты процентов по заемным финансовым ресурсам.

Сопоставление доходов и расходов государственного бюджета определяет его дефицит или профицит. Дефицит бюджета означает, что доходы не покрывают расходов, расходы превышают доходы. Профицит бюджета, наоборот, означает, что доходы превышают расходы. Оценка бюджетного дефицита и профицита неоднозначна. С точки зрения формального подхода и дефицит и профицит надо отнести к нежелательным явлениям. Дефицит свидетельствует о том, что нельзя много расходовать и жить не по средствам; профицит свидетельствует о том, что можно получить больше товаров и услуг от имеющихся доходов. В идеале государственный бюджет должен быть сбалансирован, а его доходная часть уравновешиваться расходной частью. При этом необходимо учитывать циклические колебания, вызываемые спадами или подъемами экономики, определяя каждый раз допустимые пределы дефицита и профицита.

На практике государственный бюджет чаще всего составляется с дефицитом, но дефициты не должны быть большими, считается, что они не должны превышать 10-12% валовоговнутреннего продукта. При этом дефицит должен быть покрыт дополнительными денежными ресурсами.

Эти дополнительные ресурсы балансируют государственный бюджет, расходы уравновешиваются доходами. Дополнительные ресурсы могут появиться двумя путями: путем эмиссии денег и путем использования заемных средств (государственного долга)

Процесс образования государственного бюджета можно проиллюстрировать с помощью рис. 15.1.



T

       
   
Профицит
 
E

G
Дефицит

       
   
Y(объем национального производства)
 
 

Рис. 15.1. Доходы и расходы государственного бюджета

Y – объем национального производства; T и G – соответственно налоги и государственные расходы; предполагается, что доходная часть бюджета полностью формируется за счет налогов.

По мере увеличения объемов национального производства увеличивается и государственный бюджет, его доходная и расходная части. Точка (Е) фиксируют сбалансированный бюджет, при котором расходы равны доходам. G=Т. По левую сторону от нее определяются размеры дефициты G>T, по правую сторону – размеры профицита G<T.

Организационные принципы построения государственного бюджета зависят от политического устройства страны. Федеральный принцип приводит к тому, что государственный бюджет имеет несколько уровней организации (например, в России, Германии, США). Самый верхний уровень – федеральный бюджет. Далее располагаются региональные и местные бюджеты. В других странах государственный бюджет составляется единым для всей страны.

Примерная схема государственного бюджета представлена в таблице 15.1.

Таблица 15.1.

Федеральный бюджет, его доходы и расходы ( в % к ВНД на конец года, данные носят произвольный характер)

Доходы Расходы
Доходы от налогов - 19,4 Неналоговые доходы - 8,1 Государственное управление - 4,4 Оборона и правоохранительная деятельность - 9,5 Народное хозяйство и фундаментальные исследования - 10,6 Социальные услуги - 6,4 Выплаты процентов по займам - 1,9
Всего доходов - 27,5 Всего расходов - 32,8
Эмиссия денег - 0,1 Внутренние и внешние займы (государственный долг) - 5,2 Превышение расходов над доходами (дефицит)- (-5,3)
Итого доходов - 17,8 Итого расходов - 17,8



Наши рекомендации