Спрос и предложение на рынке продовольствия в фазе роста конъюнктурного цикла
В условиях рыночной экономики на передний план выдвигается необходимость учета спроса на продовольствие, тенденций изменения спроса, изменения его соотношения с темпами роста предложения продовольствия. Каковы же закономерности, особенности формирования спроса на продовольственном рынке? Как они могут сказаться на состоянии рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия? В рассматриваемой фазе конъюнктурного цикла динамика спроса в значительной степени определяется послекризисным ростом доходов населения. Происходит повышение платежеспособных потребностей населения, в том числе и повышение спроса на продовольствие.
В индустриально развитых государствах Запада рост доходов практически не вызывает рост спроса на продовольствие. Спрос там не зависит от изменения доходов населения, он неэластичен по доходам населения. Объясняется это тем, что спрос на продукты питания в этих странах практически удовлетворен на уровне научно обоснованных норм потребления. Потребление в расчете на душу населения в год мяса и мясных продуктов в США составляет 110 кг; для сравнения: в России в 2009 г. – 67 (при рациональной норме потребления 81 кг), молока и молочных продуктов, в США – 305, в России - 246 кг (при рациональной норме потребления
392 кг). При таком высоком уровне насыщения потребностей в США и западноевропейских странах как бы не росли доходы населения, спрос на продовольствие меняется незначительно. Проще говоря, спросу дальше расти некуда.
Важнейшей особенностью действия закона спроса на рынке продовольствия России по сравнению с рынками в индустриально развитых государствах Запада является то, что спрос на продукты питания при ненасыщенных потребностях эластичен, сильно зависит от уровня и динамики доходов населения. Все это позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать некоторое повышение спроса на продовольствие.
Однако следует иметь в виду, что только на основе прогноза повышения спроса нельзя прогнозировать благоприятную для сельских товаропроизводителей конъюнктуру. Спрос – только одна сторона рынка. Главный конъюнктурный индикатор на этом рын-
ке – цены. Рынок в целом характеризуется соотношением, взаимосвязью спроса, предложения и цен в конкурентной среде.
Каков будет уровень рыночных цен на продовольствие в прогнозируемом периоде? Как сложится их динамика? Будут ли они обеспечивать достаточный уровень рентабельности для производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия? Не окажутся эти цены высокими для потребителей? Ответ на эти вопросы зависит от целого ряда факторов.
Основные факторы, от которых зависит уровень и динамика цен на продовольствие:
1) соотношение темпов роста спроса и предложения на рынке продовольствия,
2) соотношение различных источников формирования предложения продовольствия, в частности отечественного производства и импорта.
Продовольственный рынок страны ожидает уникальная и относительно кратковременная ситуация. Уникальность ситуации заключается в том, что в большинстве индустриально развитых государств спрос на продовольствие в связи с его неэластичностью практически не растет и формируется, как правило, на уровне ниже предложения.
Россию может ожидать другая рыночная конъюнктура – быстрый и опережающий рост спроса по сравнению с производством продовольствия. Относительная кратковременность этой ситуации объясняется тем, что указанная конъюнктура на рынке продовольствия страны будет сохраняться, как свидетельствует исторический опыт других государств, только до того времени, пока растет спрос, т.е. до того времени, пока потребности населения в продуктах питания не будут удовлетворены на уровне научных норм потребления. Однако опережающий рост спроса продовольствие по сравнению с ростом его производства не гарантирует формирование повышенной конъюнктуры с высоким уровнем рыночных цен. При определенных условиях предложение может быстро вырасти и догнать по темпам роста спрос (или даже опередить его) даже при нерастущем отечественном производстве за счет наращивания импорта продуктов питания. В этой ситуации производители могут столкнуться с неблагоприятной для них конъюнктурой на рынке продовольствия.
Решение этой проблемы зависит от темпов роста реальных доходов населения и от возможностей производства и импорта продовольствия.
Предложение продовольствия менее эластично по ценам, чем спрос. При этом оно неэластично не только в краткосрочном периоде, как в других отраслях экономики. Оно имеет низкую эластичность и в более длительном периоде времени. Обусловлено это спецификой сельскохозяйственного производства, тем, что здесь основным фактором производства является природный ограниченный ресурс – земля. Предложение этого ограниченного фактора производства неэластично в связи с его искусственной невоспроизводимостью. Этим обусловлена относительная инертность сельскохозяйственного производства, низкая эластичность предложения продукции этого сектора экономики.
В связи с этим рыночный механизм в аграрном секторе экономики не в состоянии, как в других сферах, быстро и гибко уравновесить спрос и предложение на уровне цены конкурентного эффективного равновесия (Р0 = МС). Поэтому для агропродовольственного рынка в условиях ненасыщенных потребностей в течение определенного периода времени может сохраниться ситуация опережающего роста спроса по сравнению с ростом производства продукции, т.е. потребности общества в продовольствии будут превышать его производственные возможности.
Это дает основание предполагать, что на послекризисной фазе развития конъюнктуры на продовольственном рынке нашей страны при определенной импортной политике рыночные равновесные цены на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие могут сложиться на относительно высоком уровне, превышающем уровень цен конкурентного эффективного равновесия. В таком случае в этих ценах будет реализовываться в денежной форме экономическая прибыль, “квазирента”, которая формируется независимо от плодородия и местоположения земельных участков. Функционально-экономическое предназначение этой ренты - стимулирование роста сельскохозяйственного производства до уровня потребностей общества. То есть эта рента является данью общества сельскому хозяйству в условиях низкого уровня насыщения общественных потребностей в продукции данной отрасли. Вместе с тем, как показывает исторический опыт, данная часть ренты может быть присвоена и использована земельными собственниками (в том числе и государством) не по ее функциональному предназначению. В связи с этим в прогнозируемой фазе развития аграрной сферы должны быть разработаны и приняты меры по формированию системы аграрных отношений, которая обеспечивала бы перераспределение и использование земельной ренты на цели развития сельского хозяйства, что способствовало бы, наряду с другими мерами, ликвидации его отставания от промышленности, стимулировало бы рост производства продовольствия до уровня потребностей общества и, в конечном счете, привело бы к снижению стоимости и цен продуктов питания.
Однако следует учитывать, что рассмотренный вариант развития конъюнктуры рынка продовольствия может быть осуществлен только при определенном ограничении импорта продовольствия, что в условиях присоединения России к ВТО маловероятно. Предложение продовольствия зависит не только от объемов производства, но и масштабов импорта продуктов питания. Проблема воздействия импорта на уровень предложения на продовольственном рынке в значительной степени связана с импортно-экспортной политикой государства.
Направленность агропродовольственной политики может характеризоваться в зависимости от способов формирования предложения на рынке продовольствия одним из следующих трех вариантов:
1) свободное предложение продуктов питания, как за счет собственного производства, так и свободного импорта;
2) обеспечение продовольствием за счет собственного производства;
3) формирование значительной части предложения продовольствия за счет собственного производства и дополнение его регулируемым, ограничиваемым импортом.
Первый вариант основан на следующей гипотезе: эффективное и устойчивое равновесие спроса и предложения продовольствия будет достигнуто только при свободном формировании его предложения, как за счет собственного производства, так и за счет импорта. Государственное регулирование конъюнктуры направлено в основном на расширение спроса на продукты питания со стороны населения и повышение эффективности, конкурентоспособности производства продовольствия.
При втором варианте за основу взято предположение, что устойчивое равновесие конъюнктуры рынка продовольствия достигается только при государственном ее регулировании, нацеленном на самообеспечение продуктами питания. В этом случае предусматривается широкое использование мер по расширению производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия и протекционистской политики государства.
Первый вариант прогноза строится на допущении того, что быстрорастущий в послекризисный период спрос на продовольствие (вследствие эластичности по доходам) вызовет ускоренный рост его предложения. Однако в соответствии с исходными условиями прирост предложения будет обеспечиваться в основном за счет наращивания масштабов импорта продуктов питания. Рост спроса будет сопровождаться отставанием производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья в силу длительной воспроизводимости разрушенного в период кризиса естественного ресурсного потенциала аграрной экономики страны и непосильной конкурентной борьбы с импортерами продовольствия.
О высокой степени разрушения и деградации ресурсного потенциала продовольственного комплекса свидетельствуют некоторые показатели по сельскому хозяйству. Поголовье крупного рогатого скота по Российской Федерации за годы реформ сократилось более чем в 2 раза. На его восстановление на высокопродуктивной основе может потребоваться не менее 10 лет. Только за первую половину 90-х годов посевные площади сельскохозяйственных культур сократилась на 18 млн га. Обеспечение сельского хозяйства ресурсами снизилось до критического уровня, не покрывающего даже потребность в простом воспроизводстве. Вынос питательных веществ из почвы значительно превышает их внесение. Внесение минеральных удобрений на 1 га посевов сократилось по сравнению с 1990 г. более чем в 10 раз. Вследствие этого из-за нарушения баланса питательных веществ экономическое плодородие почвы упало практически до уровня естественного плодородия. Восстановление и повышение плодородия почвы обходится обществу значительно дороже, чем его поддержание, потребуются огромные инвестиции и продолжительное время для решения этой задачи.
Повышение доходов в начале прогнозируемого периода может привести к некоторому превышению спроса на продовольствие над его предложением. Однако этот разрыв при первом варианте прогноза быстро устраняется благодаря наращиванию импорта продуктов питания – несколько раньше или позже в зависимости от того, насколько будет свободна внешняя торговля продуктами питания и как быстро будет развиваться внутренний рынок и рыночная инфраструктура. Спрос и предложение продовольствия будут уравновешиваться при насыщении рынка в основном импортным продовольствием при более низком уровне рыночных равновесных цен по сравнению с ценами при насыщении рынка продукцией собственного производства. Внутренние цены при первом варианте развития на продовольствие будут иметь тенденцию к понижению и выравниванию с мировыми.
Второй вариант не соответствует сложившейся на сегодняшний день агропродовольственной политике российского правительства и, тем более, не соответствует условиям присоединения России к ВТО. Поэтому его практическая реализация маловероятна. Если бы он был возможен, то развитие могло бы пойти по следующему сценарию. После экономического кризиса ожидается период благоприятной конъюнктуры на рынке сельскохозяйственной продукции продовольствия. Это может произойти в результате значительного роста спроса на продовольствие вследствие повышения доходов населения в условиях общего подъема экономики. Результатом станет существенное повышение цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, превышающее уровень цен конкурентного эффективного равновесия. Для производителей это будет экономически выгодная ситуация, стимулирующая рост производства в сельском хозяйстве. Однако положение, когда дорожает продовольствие, противоречит интересам потребителей, неизбежно сдерживает рост потребления большей части населения.