Глава 6. Конкуренция. Максимизация прибыли и оптимальный выпуск

Цель и задачи изучения темы

Цель изучения темы сформировать: экономическое мышление, знание и понимание теоретических основ поведения фирмы в условиях конкурентной среды, последствий монополизации и антимонопольной политики; общекультурные личностные качества студента, его способность применять эти знания в своей профессиональной деятельности.

В процессе изучения темы будут решены следующие задачи:

студент будет знать теоретические основы конкуренции, её виды, особенности ценообразования и оптимизации объёма производства фирмой в условиях совершенного и несовершенного рынка, условия максимизации прибыли, причины необходимости и основные механизмы антимонопольной политики;

студент будет уметь самостоятельно анализировать рыночные структуры и поведение фирмы в них; определять оптимальный выпуск продукции на основе валовых и предельных величин;

студент будет владеть методами микро- и макроэкономического анализа антимонопольной политики государства, конкурентной среды и поведения фирмы в ней.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения содержания темы.

В процессе изучения темы у студентов будут формироваться следующие общекультурные компетенции:

владение культурой экономического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации о состоянии конкурентной среды, к постановке целей и выбору путей их достижения фирмой;

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе изучения, освоения и обсуждения материалов данной темы;

умение использовать нормативно правовые документы в области антимонопольной политики в своей деятельности;

способность ориентироваться в теоретических и практических, вопросах связанных с расчётом основных экономических показателей деятельности фирмы, их анализом и определением путей их повышения;

использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении задач стоящих перед фирмой:

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, связанные с последствиями монополизма.

6.1. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкурентные структуры

В рыночном хозяйстве функционирует множество конкурирующих фирм. Конкуренция оказывает влияние на поведение каждой фирмы. При принятии решений фирма учитывает не только факторы, зависящие от нее самой, или факторы внутреннего свойства, которые выражаются в издержках производства. На принятие решений фирмы влияют также внешние факторы - факторы рыночной среды и конкуренции.

Конкуренция - способ взаимодействия фирм, который постоянно подводит их к столкновению, к борьбе. Основой противоборства фирм, их конкурентной борьбы является частная собственность и стремление фирм реализовать свой частный интерес, прежде всего, получить максимальную прибыль. Результатами конкуренции могут быть либо процветание и развитие фирмы, либо ее угасание и банкротство.

Конкуренция осуществляется в различных видах.

Первый вид конкуренции - ценовая конкуренция. Успех фирмы в борьбе определяют более низкие цены на товары по сравнению с ценами фирм-конкурентов. Это дает возможность ей расширить рынок сбыта товаров и увеличить доходность. В дальнейшем анализе именно этот вид конкуренции и будет по преимуществу рассматриваться.

Второй вид конкуренции - неценовая конкуренция. Этот вид конкуренции получил развитие вместе с распространением маркетинга. Маркетинг широко использует рекламу, товарные знаки и марки, специфические формы обслуживания покупателей и другие средства, с помощью которых можно оказать воздействие на реализацию товаров, денежную выручку и прибыль.

Встречается конкуренция, которую можно назвать неэкономической конкуренцией, в арсенале средств которой - взятки государственным чиновникам, промышленный шпионаж, рэкет.

Экономическая теория конструирует две модели конкуренции - совершенную и несовершенную конкуренцию.

Модель совершенной конкуренции имеет особое содержание и обладает рядом признаков. Она определяет конкуренцию как созидающую и эффективную силу. Благодаря этой конкуренции фирмы стремятся достигнуть своей цели посредством производительного использования ресурсов, увеличения производства товаров, снижения издержек и цен. Фирмы, которые не делают этого, отстают в конкурентной борьбе, становятся убыточными и могут впоследствии исчезнуть.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими при-

знаками:

1) фирмы выпускают стандартную, аналогичную продукцию(например, зерно, металл и т.д.)

2) нет препятствий для организации фирм и перехода их изодной отрасли в другую;

3) отсутствие неэкономической конкуренции;

4) возможность и доступность информации.

Указанные признаки формируют процесс свободного функционирования рыночного механизма спроса, предложения и цены. Цена формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Цена задается рынком, фирма выступает в роли ценополучателя. Ни одна из фирм в отдельности не может повлиять на соотношение спроса и предложения на рынке, а, следовательно, и на цену. Рынок совершенной конкуренции называется конкурентным рынком, а фирма, действующая на нем, - конкурентной фирмой.

Модель несовершенной конкуренции менее абстрактна и довольно проста, так как она считает, что нарушение одного-двух признаков или всех признаков совершенной конкуренции делает её несовершенной. Главные компоненты или составляющие, которые вызывают несовершенства в конкуренции, - монополизм и монопольная цена.

Монополизм проявляет себя в том, что конкуренция позволяет фирме или группе фирм использовать преимущества монополии. Преимущества монополии проистекают из того, что фирмы могут производить и продавать на рынке значительную долю продукции в отрасли и, таким образом, влиять на рыночный спрос и предложение (производственная монополия). Преимущества монополии могут быть связаны также с особенностями и отличительными свойствами товара, которые предлагаются фирмами потребителям. Это обстоятельство тоже оказывает влияние на рынок и конкуренцию (монополия дифференцированного товара).

В результате монополизм приводит к тому, что фирмы могут установить свои цены, или монопольные цены, которые позволяют им получать максимальную прибыль. При несовершенной конкуренции фирмы выступают в роли ценопроизводителей.

В реальной хозяйственной жизни совершенная конкуренция имеет очень маленькую область распространения (рынок товаров фермерских хозяйств, товарные биржи). Модель совершенной конкуренции - скорее идеальная модель, которая, тем не менее, позволяет делать практические выводы. Чем ближе экономика к совершенной конкуренции, тем больше это приносит выгоду обществу, лучше используются имеющиеся ресурсы, что способствует росту производства товаров и их качества. С другой стороны, несовершенство конкуренции, которое обнаруживает себя в монополизме и монопольных ценах, может породить и порождает задержку в развитии производительных сил и стагнацию национальной экономики.

Совершенная и несовершенная конкуренция образуют конкурентные структуры рынка. Конкурентные структуры можно охарактеризовать более подробно, используя при этом признаки совершенной и несовершенной конкуренции. В сфере мелкого и среднего бизнеса, как правило, складываются такие типы конкурентных структур, как рынок чистой конкуренции и рынок монополистической конкуренции.

Рынок чистой конкуренции включает в себя сотни и тысячи мелких и средних фирм, выпускающих взаимозаменяемую стандартную продукцию, например рынок фермерских хозяйств в тех странах, где они получили развитие. Этот рынок - широкое поле конкурирующих фирм. Он ближе всего характеризуется признаками совершенной конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции - это рынок, в котором фирмы конкурируют на основе монополии дифференцированного товара. Эта монополия носит более или менее устойчивый характер и исчезает, как только другие фирмы пожелают выпускать дифференцированные товары, например, перейдут на выпуск марочных товаров, улучшат их дизайн, упаковку, будут использовать рекламу. Здесь также как правило, действует множество мелких и средних фирм. Конкуренция, которую они ведут, можно считать совершенной конкуренцией с учетом, конечно, относительно слабых ограничений, вызванных монополией дифференцированного товара.

Таким образом, для мелкого и среднего бизнеса характерен рынок чистой и монополистической конкуренции, их конкуренция близка к совершенной. Она выступает как мощная и эффективная сила, способная быстро преодолеть кризисную ситуацию в стране, а также создать прочную экономическую базу для развития.

В сфере крупного бизнеса складываются такие типы конкурентных структур, как рынок олигополии и рынок чистой монополии. Эти конкурентные рынки отличаются высокой степенью монополизации, большой рыночной властью фирм - монополистов. Фирмы-монополисты в конкурентной борьбе опираются на свои подавляющие преимущества в области производства и реализации товаров и используют такое средство в конкурентной борьбе, как монопольная цена.

Рынок олигополии - это рынок, в котором несколько крупных фирм отдельно или путем соглашений между собой установили рыночную власть и контролируют рыночные цены. Типичный пример: в CШA рынок легковых автомобилей практически весь поделен между тремя-четырьмя крупными гигантами-корпорациями. В России олигополистами являются такие крупные нефтяные компании, как "Сибнефть ", "Лукойл". Олигополисты могут использовать также средства борьбы, которые характерны для рынка дифференцированного товара. Так, например, выпуск легковых автомобилей может отличаться большим многообразием по маркам, классам, дизайну и т.д.

Рынок чистой монополии - очень редкий рынок. На нем представлен единственный производитель и продавец. Одна фирма представляет собой всю отрасль. Она производит товары, у которых нет заменителей. Степень монополизации рынка самая высокая и доходит до 100%, а блокирование конкурирующих фирм настолько сильное, что они не могут проникнуть в отрасль в течение длительного времени. Рынок чистой монополии - самый несовершенный рынок.

Наши рекомендации